30-04-2023
Кировская жд | |
Полное название: |
Мурманская железная дорога, Кировская железная дорога |
---|---|
Годы работы: | |
Страна: | |
Город управления: |
Петроград, Петрозаводск |
Состояние: |
вошла в состав Октябрьской |
Кировская железная дорога — существовала с 1914 г. по 1959 г. (до 21 января 1935 г. называлась Мурманская железная дорога).
Управление Мурманской железной дороги образовано в 1917 г. Находилось в городе Петрозаводске. В 1919 г. переведено в город Петроград. В 1922 г. организовано Правление Мурманской железной дороги. 1 мая 1930 г. ликвидировано Правление и организована Дирекция Мурманской железной дороги.
Кировская железная дорога имела Управление.
22 мая 1940 г. приказом Народного комиссариата путей сообщения с 1 июля 1940 г. местонахождением управления Кировской железной дороги определен г. Петрозаводск.
В период Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 гг. управление дороги находилось в г. Беломорске.
Управление Кировской железной дороги состояло из секретариата, планового отдела, отдела учета, финансового, лесного, автомобильного, военного отделов, отдела кадров, отдела учебных учреждений, управления рабочего снабжения, ведало службами — пути, зданий и сооружений, движения, пассажирской, сигнализации и связи, электрификации, топливного хозяйства, вагонной, врачебно-санитарной, материально-технического снабжения, дорожного ревизора.
Железная дорога имела ряд печатных органов, выпускаемых в Петрозаводске — газеты «Мурманский путь» («Путь») (1917), «Красный Север» (орган Исполкома Совета депутатов Мурманской ж.д.) (1918)[1], «Полярная магистраль» (1933—1936), «Кировская магистраль» (1936—1959)[2], также имели свои газеты политотделы отделений в Петрозаводске — «Транспортник» (орган рабочих и служащих 2-го р-на Мурманской железной дороги) (1930—1935), «Семафор» (орган парткома и МК службы движения станции Петрозаводск (1934), «Путеец» (орган партпрофорганизации 3-й дистанции) (1934), Кандалакше — «Полярный гудок» (орган политотдела и райпрофсожа 4-го отделения Мурманской железной дороги) (1931—1935), «Шпала» (орган парторганизации и МК 8-й дистанции пути) (1934), «Ударная электромагистраль» (орган парткома и учкома 1-го участка электрофикации Кандалакши Кировской железной дороги" (1935) и Кеми — «Кемский транспорт» (орган коллективов ВКП(б) и месткомов станции Кемь) (1934), дорога принимала участие в выпуске общественно-экономического журнала «Вестник Мурманской железной дороги» («Вестник Мурмана», «Вестник Карело-Мурманского края», «Карело-Мурманский край») (1923—1935 гг.)[3]. В 1922—1926 гг. в Петрограде (Ленинграде) издавался «Бюллетень Мурманской железной дороги» («Бюллетень управления Мурманской железной дороги»).
Строительство Мурманской железной дороги было начато в 1915 г.
3 (16) ноября 1916 года закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути . Заканчивалась Мурманская железная дорога самой северной на тот период железнодорожной станцией — Мурманской , которая была построена одновременно со строительством мурманской железной дороги и мурманского порта, в 1915 году (в октябре 1916 на её месте был основан город Романов-на-Мурмане).
В марте 1917 г. Мурманской железной дороге передана станция Петрозаводск Олонецкой железной дороги.
С 1 апреля 1917 г. к Мурманской железной дороге присоединена переданная в руки государства Олонецкая железная дорога (линия ст. Званка — ст. Петрозаводск). Временное товарное движение открыто с 1 января 1917 г., с 1 апреля 1917 г. Мурманская железная дорога включена в прямое сообщение с железными дорогами России.
15 сентября 1917 г. началось регулярное пассажирское движение по всему участку дороги от Званки до Мурманска — прошел пассажирский поезд № 3/4.
20 января 1919 г. к Мурманской железной дороге присоединен участок Тихвин. — Рыбацкое Северной железной дороге.
1 января 1921 г. Мурманской железной дороге передана станция Рыбацкое Николаевской железной дороги.
16 ноября 1922 г. разъезд Дубовики переименован в Волховстрой.
Май 1923 г. — железная дорога стала частью новоорганизованного Мурманского транспортно-промышленного и колонизационного комбината (директор А. М. Арнольдов), в который также вошли организации «Желлес», «Желрыба», Комитет по управлению Мурманским торговым портом, «Желстрой», транспортный отдел, «Желсиликат»[4].
10 марта 1925 г. узкоколейные рельсовые подъездные пути Беломорской и Пинозерской ветви объединения «Желрыба» переданы Мурманской железной дороге.
4 мая 1927 г. закрыта станция Кандалакша — Пристань и оставлена действующей линия общего пользования Кандалакша — Кандалакша-Пристань.
16 августа 1931 г. принята в эксплуатацию линия Апатиты — Нефелин.
21 ноября 1931 г. согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР линия Будогощь — Овинище передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения и присоединена к Мурманской железной дороге.
27 января 1932 г. к Мурманской железной дороге передан участок Будогощь — Овинище.
10 апреля 1932 г. участок Тихвин — Череповец Северной железной дороги передан Мурманской железной дороге.
14 мая 1936 г. участок Тихвин — Череповец передан Северной железной дороге, участок Овинище — Пестово передан Ярославской железной дороге.
19 декабря 1936 г. принят в эксплуатацию электрифицированный участок Кандалакша — Апатиты.
Сентябрь 1941 г. в эксплуатацию сдан участок Сорокская — Обозерская.
14 июля 1944 г. было восстановлено прерванное Великой Отечественной войной железнодорожное сообщение с Петрозаводском — на станцию с севера пришел первый поезд.
16 июля 1944 г. было восстановлено сквозное движение по главному ходу магистрали.
31 октября 1946 г. Кировской железной дороге передан участок Мудьюга — Обозерская Северной железной дороги.
20 февраля 1946 г. восстановлен участок Кирки — Куолаярви.
5 июня 1953 г. приказом начальника Кировской железной дороги № 272 на основании приказа Министерства путей сообщения СССР № 80Ц от 15 мая 1953 г. в состав Кировской железной дороги включены участки Тихвин — Череповец, Тихвин — Будогощь Северной железной дороги, Мга — Пестово, Кабожа — Подбровье Октябрьской железной дороги.
22 января 1959 г. впервые задействована тепловозная тяга на участке Кемь — Волховстрой — скорый поезд № 15 впервые вел тепловоз[5]
12 июля 1955 г. в соответствии с указом Министра путей сообщения СССР № 2934 от 9 июля 1955 г. приказом начальника Кировской железной дороги № 417 от 12 июля 1955 г. ликвидировано Бабаевское отделение дороги с передачей участка Тихвин — Череповец Октябрьской железной дороге.
13 июля 1959 г. постановлением Совета Министров СССР № 748 «Об укреплении железных дорог» и приказом Министерства путей сообщения СССР № 42 от 14 июля 1959 г. Кировская железная дорога и Октябрьская железная дорога были объединены в Октябрьскую железную дорогу с управлением в г. Ленинграде.
Мурманская железная дорога.