17-05-2023
Монастырь | |
Муромский Свято-Успенский монастырь
|
|
Страна | Россия |
Страна | Республика Карелия |
Район | Пудожский |
Координаты | |
Конфессия | Православие |
Тип | Мужской |
Основатель | прп. Лазарь |
Дата основания | XIV в. |
Статус | Действующий |
Муромский Свя́то-Успенский монасты́рь — православный мужской монастырь Петрозаводской и Карельской епархии, один из самых древних монастырей Карелии. Находится на восточном берегу Онежского озера в Красноборском сельском поселении Пудожского района.
Содержание |
Монастырь расположен на восточном берегу Онежского озера, на полоске земли шириной около километра, между двумя озёрами — Онежским и Муромским. С одной стороны эта полоска ограничена протокой, соединяющей оба озера, с другой — к ней подходят лесные болота. Дорогу к монастырю (около 18 километров от трассы Р-5) способна преодолеть далеко не каждая машина, чаще до обители добираются по воде.
Административно находится на территории Красноборского сельского поселения Пудожского района в 35 км к югу от посёлка Шальский и в 15 км от деревни Гакугса.
В городе Пудож есть подворье Муромского монастыря (ул. Пионерская, д. 38).
Муромский монастырь основан в XIV или начале XV в. на месте заброшенного первобытного поселения.
Легенда о создании монастыря описывается в «Повести о Муромском острове».[1]
Основателем обители считается преподобный Лазарь, грек родом из Константинополя (Цареграда), отправившийся в 1342 году по направлению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После смерти святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего».
На Муромском острове, преодолев неприятие местных жителей-язычников, которые из опасения за свои земли выступали против нового поселенца, Лазарь построил жилище и часовню. К Лазарю начали стекаться иноки, монастырь разрастался. При жизни основателя монастыря пришедшими из Киева иноками была возведена первая во всём Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии, «на гробищах», то есть на кладбище.
В 1612 году монастырь подвергся разорению «от немецких и литовских людей».
В 1786 году Муромский монастырь был обращён в женский, а в 1787 году упразднён.
В 1838 г. при закрытом монастыре проживали крестьянская девица Феодосия Тихоновна Кизилова с 8 странницами, которые хотели открыть здесь женскую обитель. Однако их прошение об открытии женского монастыря в 1843 г. было отклонено Синодом [2].
В 1867 году монастырь восстановили с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нём был учреждён дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, пудожского почётного гражданина Малокрошечного, внёсшего 12 тыс. рублей.
В 1866 году был возведен новый Успенский храм с двумя приделами — Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского. Над его притвором была устроена колокольня с 12 колоколами, один из которых — трёхпудовый — был отлит ещё в 1508 году.
В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, украшенная на северной и южной стенах вделанными над окнами овальной формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских (Афанасий Муромский был игуменом монастыря в середине XV в. и почитаем наравне с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в двух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страницей в истории северных монастырских оград.
В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большого размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу.
В 1912—1913 гг. в ссылке в монастыре находился основатель секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор)[3].
После установления советской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. В 1954 г. архитектор А. В. Ополовников произвел её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в списке музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.
В 1919 году на территории Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. 30 августа 1930 года было принято постановление о её закрытии.
После 1945 года здесь располагался дом инвалидов. С середины 1960-х место запустело.
В 1991 году обитель была передана Русской Православной Церкви, началось возрождение монастыря.
К концу XX века сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь свт. Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. Монастырь по-прежнему остаётся местом строгой уединённой жизни.
Муромский Свято-Успенский монастырь.