17-10-2023
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 20 июня 2016 года. |
НИИ ПМ им. академика В. И. Кузнецова | |
Прежние названия |
НИИ-944 |
---|---|
Год основания |
1955 |
Директор |
Денискин Д. Г. |
Расположение | |
Награды |
Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика В. И. Кузнецова — советское и российское предприятие, ведущее исследования в области гироскопических приборов и инерциальной навигации для ракетно-космической, авиационной, судостроительной и других видов техники[1].
С 2006 года — филиал ФГУП «ЦЭНКИ».
В 1946 году для разработки гироскопических командных приборов баллистических ракет в НИИ-10 был создан отдел № 2. В 1947 году его возглавил В. И. Кузнецов, соратник С. П. Королёва, член неформального Совета главных конструкторов. В 1953 году отдел преобразован в специальное конструкторское бюро (СКБ НИИ-10), на базе которого в сентябре 1955 года создан Научно-исследовательский институт гироскопической стабилизации (НИИ-944) в составе Министерства судостроительной промышленности[2]. Главным конструктором НИИ назначен В. И. Кузнецов[3].
Коллективом института разработаны гироскопические приборы для ракет Р-7 и Р-7А: гировертикант И55-1, гирогоризонт И11-1А-3, датчики регулятора скорости И12-6-3, И12-7-3. В 1957 году ракетой Р-7 осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника Земли[2].
В 1960 году заступила на боевое дежурство ракета средней дальности Р-12, которая была оборудована разработанной НИИ-944 полностью автономной инерциальной системой управления. Эти технические решения легли в основу гироприборов для межконтинентальной баллистической ракеты Р-9[2].
В июле 1960 года «за создание и освоение производства высокоточных приборов» институт награждён орденом Ленина, а в июне 1961 года — орденом Трудового Красного Знамени «за успешное выполнение заданий правительства по созданию специальной техники»[2].
В 1963 году принята в эксплуатацию ракета Р-16У. Чтобы обеспечить необходимую точность попадания при дальности полёта 10 тыс. км без применения радиокоррекции и при минимальном времени готовности, создан принципиально новый гироприбор — гиростабилизированная платформа КИ21-9. На основе этих технических решений в институте разработаны элементы системы управления ракеты Р-36, точностные характеристики которых были повышены приблизительно в 2 раза по сравнению с приборами для Р-16, а также гироплатформа для ракеты УР-100 с гироблоком и гироинтегратором на поплавковом подвесе[2].
С 1965 года — Научно-исследовательский институт прикладной механики (НИИ ПМ) в составе Министерства общего машиностроения[4].
В 1992 году институту присвоено имя его основателя, академика В. И. Кузнецова.
Это заготовка статьи об организации. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Это заготовка статьи о Москве. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
НИИ ПМ.