Обводный канал |
Обводный канал вблизи Варшавского вокзала |
Характеристика |
Длина |
8,08 км |
Водоток |
Вход |
Нева |
· Координаты |
59.919639, 30.39819459°55′10.7″ с. ш. 30°23′53.5″ в. д. / 59.919639° с. ш. 30.398194° в. д. (G) (O) (Я) (T) |
Устье |
река Екатерингофка |
· Координаты |
59°54′33.2″ с. ш. 30°15′39.3″ в. д. / 59.909222° с. ш. 30.260917° в. д. (G) (O) (Я)59.909222, 30.26091759°54′33.2″ с. ш. 30°15′39.3″ в. д. / 59.909222° с. ш. 30.260917° в. д. (G) (O) (Я) (T) |
Расположение |
|
Страна |
Россия |
Регион |
Санкт-Петербург |
Обводный канал на Викискладе |
Обво́дный кана́л — самый крупный канал в Санкт-Петербурге. Берёт начало от реки Невы в районе Александро-Невской лавры и доходит до реки Екатерингофки.
История
Первоначально канал был прорыт в 1769—1780 по проекту инженера Л. Л. Карбонье между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом. Со стороны города как оборонительный объект был укреплён валом. В 1805 инженером И. К. Герардом начата прокладка восточного участка Обводного канала, а также углублено и расширено существующее русло. Работы продолжены в 1816—1833 годах под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. К 30-м годам XIX века Обводный канал стал южной границей города.
Канал строился как судоходный. В настоящее время он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой. Во второй половине XIX века Обводный канал стал местом скопления промышленных предприятий, служа как источником воды, так и открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных заводов и фабрик. Канал являлся дешёвой и удобной транспортной артерией для перевозки сырья и готовых изделий. В середине XIX века к заводским постройкам добавились здания Варшавского (1852—1853) и Балтийского (1855—1858) железнодорожных вокзалов. Сейчас Обводный канал пересекают 17 автомобильных и 6 железнодорожных мостов, а сам канал утратил своё значение водной транспортной магистрали, превратившись со временем в автотранспортную. Новую жизнь получают промышленные здания.
Географические сведения
Длина канала составляет 8,08 км, ширина — 21,3 м (в восточной части — до 42,6 м), глубина — до 2 м. В Обводный канал впадают реки Монастырка (справа) и Волковка (слева).
Достопримечательности
- Дом 3-5 — хлебные амбары Александро-Невской лавры. Построены в 1846—1849 А. П. Гемилианом и К. И. Брандтом.
- Дом № 7 — здание бывшей Духовной Академии, построенной в 1817—1819 годах по проекту Луиджи Руска на территории Александро-Невской лавры. Памятник классицизма.
- № 74 — Газовый завод Общества столичного освещения (1858—1862, архитектор Р. Б. Бернгард, совместно с В. Р. Бернгардом)
- Дом 82 — доходный дом. Построен в 1898—1899 годах архитектором П. М. Мульхановым.
- Дом 90а — производственное здание завода А. Ф. Штритера. Надстроено в 1885 году Б. Е. Фурманом.
- Дом 107/Верейская улица, д.№ 47, угловая часть — доходный дом, построенный в 1886 году по проекту Б. Е. Фурмана, перестроен и расширен в 1908 году И. П. Володихиным. Дом постройки Фурмана был включён в новое здание.
- Дом 118 — производственные здания станции Петербург-Варшавский-Товарный, вторая половина XIX века, кирпичный стиль. Снесены в 2007 году[1].
- Дом 124/улица Шкапина, д.№ 2 — доходный дом. Построен в 1907 году по проекту А. К. Голосуева.
- Дом. 136 — производственное здание бумагопрядильной фабрики наследников Голенищева. Построено в 1863 году. Архитектор Ц. А. Кавос.
- Дома 169—173 — Измайловские провиантские магазины, построенные в 1819—1823 архитектором В. П. Стасовым. Памятник классицизма.
- Дом 181 — Дворец культуры имени А. Д. Цюрупы, бывший Дом просветительных учреждений. 1913, арх. Н. В. Дмитриев.[2][3]
- Дома 197—201 — угол с Циолковского, 15, правая часть — комплекс зданий 4-го казённого винного склада и завода. Построены в 1896—1898 годах по проекту Г. Г. Рабцевича.
См. также
Место слияния Обводного канала и реки Екатерингофки. Грязная вода справа — вода Обводного канала
Примечания
- С 2003 по 2008 год в Санкт-Петербурге снесено около 80 исторических зданий, около 50 планируется к сносу: карта//ИА REGNUM, 25.03.2008
- ↑ Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8
- ↑ Б. М. Кириков «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга»
Ссылки
- Обводный канал в Санкт-Петербурге
- Пересечение канала с Невой, Французский ковш, Глиняная улица и Лавра со спутника. Можно увеличить
- Арт-проект HERBARIUM. Выставка «Миф Обводного канала», 2001
Мосты через Обводный канал