21-06-2023
Нерсес IV Шнорали | |
Ներսես Դ Շնորհալի | |
Рождение |
около 1102 |
---|---|
Смерть |
Нерсе́с IV Шнорали́ (Благодатный), Нерсе́с Клаеци́ (арм. Ներսես Շնորհալի; около 1102—1173[1]) — армянский католикос (1166—1173), деятель армянской церкви
Родился в семье владетельного князя замка Цовк Апирата Пахлавуни. Правнук знаменитого церковного писателя Григория Магистроса Пахлавуни, младший брат Григора III Пахлавуни, армянского католикоса. Один из образованнейших людей своего времени. Получил основательное образование в школе при монастыре Кармир, у епископа Степаноса Манука.
Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Ему принадлежит много произведений как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних особенно известны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 г. и «История Армении», доведенная до 1121 г., а из духовных — поэма «Иисус Единородный Сын Отца» (1152), заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырёх Евангелий.
В прозе имеются два произведения Нерсеса: соборное послание к народу армянскому, написанное при восшествии на патриарший престол (1166), и изложение веры церкви армянской, составленное Нерсесом по требованию византийского императора Мануила («Изложение веры Армянской Церкви» в 2-х частях). Оба эти произведения и переписка между Нерсесом, императором Мануилом и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (СПб., 1847). Стихотворные произведения публиковались в переводах В.Брюсова и Н.Гребнева.
Вся деятельность Нерсеса была направлена к соединению церквей армянской и греческой, причем он руководствовался в особенности желанием отстоять самостоятельность своего отечества от покушений мусульман. В 1170 г. в городе Рум-Кла, местопребывании католикосов, произошёл диспут между Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 г. «Изложение веры» написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение. Император Мануил и Патриарх Константиноольский Лука (1156-1169), обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской Церквей.
Уже став католикосом, Нерсес отправил императору ещё одно послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным, на основе Библии и Священного Предания. Где бы ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у византийцев, они должны быть исправлены.
На это послание св. Нерсеса император и Патриарх Михаил III (1169-1177) ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий: исповедовать, что в Христе одно лицо, две природы, две воли и два воздействия, согласиться с тем, чтобы избрание католикоса Армении утверждалось императором и т. д.
Разочарованный Нерсес, будучи большим защитником идеи объединения Церквей, ответил Феориану, посланнику императора и патриарха, что сам он не вправе решать столь серьёзные вопросы и что он ответит на них после созыва Собора Армянской Церкви. Среди приготовлений к созыву Собора, на котором должен был быть поставлен вопрос о соединении церквей, Нерсес умер. Обещанный Собор созвал католикос Григор IV (1173 — 1193) в 1179 г. уже после смерти Нерсеса Шнорали. В этом Соборе участвовали епископы Армении, Киликии с прилегающими землями, Алуанка, а также представители Сирийской Яковитской Церкви. Собор, с одной стороны, осудил крайности монофизитства, с другой — отверг учение о двух естествах, двух волях, двух воздействиях, утвердив толкование Армянской Церкви о единой природе Бога Слово воплощенного. Но ещё до того, как в Константинополе узнали о решении Собора, умер император Мануил (1180), а его последователи каких-либо признаков заинтересованности в объединении с Армянской Церковью не проявили.
Собрание поэтических произведений Нерсеса изд. в Венеции 1830 г. «Элегия на взятие Едессы» издана много раз отдельно, между прочим в Тифлисе в 1829 г.; латинский перевод её в Венеции в 1833 г.; первая половина элегии (1358 стихов из 2114), с французским переводом, напеч. Дюлорье в его «Recueil des Croisades» (т. I, стр. 226—268).
Католикосы Армянской апостольской церкви | |
---|---|
Григорий I Просветитель • Аристакес I • Вртанес I • Иусик I • Парен I • Нерсес I Великий • Шаак I • Завен I • Аспуракес I • Саак I Партев • Овсеп I Вайоцдзорци • Мелитэ I • Мовсес I • Гют I Араезаци • Ованес I Мандакуни • Бабкен I Отмсеци • Самвел I • Муше I • Саак II • Кристафор I Тирариджци • Гевонд I • Нерсес II Багревандци • Ованес II • Мовсес II • Абраам Албатанеци • Комитас I Ахцеци • Кристафор II Апахуни • Езр I Паражнакертци • Нерсес III Тайеци • Анастас I • Исраел I • Саак III Дзоропореци • Егиа I Арчишеци • Ованес III Одзнеци • Давид I Арамонеци • Трдат I Отмсеци • Трдат II Даснавореци • Сион I • Есаи I • Степанос I • Оваб I • Согомон I • Геворк I • Овсеп II Парпеци • Давид II Какагеци • Ованес IV • Закария I Дзагеци • Геворг II Гарнеци • Маштоц I Егивардеци • Ованес V Драсханакертци • Степанос II Рштуни • Теодорос I Рштуни • Егише I Рштуни • Анания I Мокаци • Ваан I Сюнеци • Степанос III • Хачик I • Саркис I • Петрос I Гетадарц • Хачик II • Григорий II Вкаясер • Барсег I • Григор III Пахлавуни • Нерсес IV Шнорали • Григор IV Тха • Григор V Каравеж • Григор VI Апират • Ованес VI • Костандин I Бардзрбердци • Акоп I Гимнакан • Костандин II Пронагорц • Степанос IV • Григор VII • Костандин III Кесараци • Костандин IV Ламбронаци • Акоп II • Мхитар I • Месроп I • Костандин V Ссеци • Погос I • Теодорос II • Карапет I • Акоп III • Григор VIII Хандсгат • Погос II • Костандин VI Вагаци • Григор IX Мусабекян • Киракос I • Григор X • Аристакес II Аторакал • Саркис II Аджатар • Ованес VII • Саркис III Мусаил • 3акария II • Саркис IV • Григор XI • Степанос V • Микаел I • Григор XII • Давид IV Вагаршапатци • Мовсес III • Пилипос I • Акоп IV • Егиазар I • Нахапет I • Александр I Джугаеци • Аствацатур I • Карапет II • Абраам II • Абраам III • Лазар I • Минас I • Александр II Каракасян • Саак V • Акоп V • Симеон I Ереванци • Гукас I • Овсеп Аргутян • Давит V Корганян • Даниел I • Епрем I • Ованес VIII • Нерсес V • Матевос I Чухаджян • Геворк IV Керестеджян • Макар I Тер-Петросян • Мкртич I Хримян • Матевос II Измирлян • Геворк V Суренян • Хорен I Мурадбегян • Геворг VI • Вазген I • Гарегин I • Гарегин II |
Нерсес IV Шнорали.