Lt304888.ru

Туристические услуги

Нивинский Игнатий Игнатьевич

14-10-2023

Игнатий Игнатьевич Нивинский
Дата рождения:

30 декабря 1880 (11 января 1881)(1881-01-11)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

27 октября 1933(1933-10-27) (52 года)

Место смерти:

Москва

Влияние на:

Дейнека, Александр Александрович

Работы на Викискладе

Игнатий Игнатьевич Нивинский (30 декабря 1880 [11 января 1881], Москва — 27 октября 1933, там же) — известный российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный художник.

Содержание

Биография

Его отец, Игнатий Нивинский, был известным поставщиком мебели и других предметов обустройства интерьеров.

В 1898 году И. И. Нивинский блестяще окончил знаменитое Московское художественное училище им. Строганова — он и его друг, ставший мужем его сестры Веры, а впоследствии выдающимся художником Викентий Трофимов были удостоены золотой медали, дружно отказались делить её между собой и взамен выбрали поездку за границу за счёт училища для усовершенствования.

Нивинский преподавал в Строгановке с 1898 по 1905 год, затем в московском ВХУТЕМАСе-Вхутеине (1921—1930).

В 1921 году стал профессором. Среди его учеников по Вхутемасу был такой мастер композиции, как Александр Дейнека.

В начале 1910-х годов Нивинский много работал в области монументально-декоративной живописи: в частности, он оформлял Музей им. Александра III, а затем получил известность и как декоратор Бородинских торжеств — ему принадлежит оформление Царской ставки. Позже вернулся к монументальной живописи, разработав оформление интерьера Траурного зала Мавзолея Ленина в символическом сочетании красного и чёрного цветов.

Несмотря на прекрасное чувство цвета, Нивинский тем не менее выбрал «черно-белую» профессию гравера и с 1912 года работал преимущественно как офортист. Был основателем и председателем Союза гравёров, созданного в 1918 году, позже стал членом объединения «Четыре искусства». Во многих гравюрах и офортах Нивинского можно проследить довольно сильное влияние Джованни Баттиста Пиранези.

В 20-е годы Нивинский создал серию офортов «ЗАГЭС». Отдельную линию в его творчестве представляют пейзажные офорты («Синие камни. Кисловодск», «Итальянская сюита», «Кони св. Марка», «Пейзаж»).

Костюм Рыбы к спектаклю «Голем»

Работал как театральный художник в декорационных мастерских Малого театра, в театрах им. Вахтангова и «Эрмитаж» (некоторые его работы сделаны совместно с племянницей, художником-декоратором В. В. Трофимовой-Гребнер). Евг. Вахтангов заинтересовался творчеством Нивинского, уже известного графика, найдя в нём единомышленника по умению передавать в лаконичных образах яркую театральность, и пригласил его в театр.

Совместная постановка «Эрика XIV» Стриндберга в Первой студии МХТ в 1921 году оказалась удачной. Трагедийность декораций «Эрика XIV» сменилась безудержной карнавальностью уникальной, ничуть не постаревшей за без малого век сценографии «Принцессы Турандот» в постановке Евг. Вахтангова, высоко оцененной как современниками, так и зрителями последующих поколений.

Нивинский обладал умением точно прочитывать образную структуру спектакля и передавать её в оформлении, поэтому при всей разности спектаклей, над которыми он работал, в них прослеживается его почерк («Дама-невидимка» Кальдерона — 1924 год, МХАТ 2-й; «Театр Клары Гасуль» Мериме — тогда же, Третья Студия МХТ; «Марион Делорм» Гюго — 1926 год, Театр им. Вахтангова; «Бархат и лохмотья» Штуккена и Луначарского- 1927 год, Малый театр; «Петр I» A. H. Толстого — 1930 год, МХАТ 2-й; «Цианистый калий» Вольфа — тогда же, Московский драматический театр, бывший театр Корша; «Суд» Киршона — 1933 год, МХАТ 2-й).

В 1933 году Станиславский задумал ставить в созданном им Оперном театре «Севильского цирюльника» и пригласил Нивинского. Последний отказался от традиционного оформления оперного спектакля и, объединив свое мастерство графика и декоратора, создал декорации в стиле старинных гравюр.

Одной из последних работ Игнатия Нивинского стал изящный фронтиспис к книге И.Гёте «Римские элегии», выполненный в технике цветного офорта.

Работы в области архитектуры и интерьерного дизайна

Сочинения

  • Вопреки канонам натурализма. — «Театр и драматургия», 1933, N 14.

Литература

  • В.Бер, Нивинский Игнатий Игнатьевич. — Театральная Энциклопедия. М., СЭ, 1961
  • Статьи из БСЭ: «Нивинский Игнатий Игнатьевич»; Гравюра; Графика; Дейнека Александр Александрович; Мавзолей В. И Ленина; Офорт; Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика; СССР. Литература и искусство.
  • Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — С. 357—360. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  • С. М. Волконский, Гастроли театра им. Вахтангова: Принцесса Турандот. — Последние Новости, Париж, 14 июня 1928, N 2640
  • Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова. М., 1957
  • В.Джунковский, Воспоминания, в 2-х томах. Т.2. С.17 — М.: Изд. им. Сабашниковых, 1997
  • В. Н. Докучаева, И. И. Нивинский, М., 1969
  • Единый Художественный рейтинг. Справочник. Выпуск XII. — М., АЛЕВ-В, 2006, с.254.
  • И. И. Нивинский. Каталог выставки, Л., 1934
  • «Принцесса Турандот» в постановке Третьей студни МХТ им. Евг. Вахтангова, M., 1923.
  • Рубен Симонов. С Вахтанговым. — М., Искусство, 1959.
  • Викентий Трофимов (1878—1956). Живопись и графика. — Галерея Леонида Шишкина, М., 2007.

Ссылки

  • На сайте РГАЛИ

Нивинский Игнатий Игнатьевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01