17-10-2023
Нидерландская школа, предпочтительно франко-фламандская школа — термин для обозначения группы композиторов французского (валлонского) и фламандского происхождения родом из южных областей Исторических Нидерландов Эно, Брабанта и Фландрии, работавших со второй трети XV до конца XVI веков преимущественно за пределами своей родины — на территории (современных) Италии, Франции, Германии, Австрии. Термин «нидерландская школа» ввёл в обиход науки австрийский музыковед Р.Г. Кизеветтер (1829).
Основное место в творчестве композиторов нидерландской школы занимала (католическая) церковная многоголосная музыка: мессы, магнификаты, обработки псалмов, антифонов, гимнов и прочих григорианских песнопений. Вместе с тем, композиторам нидерландской школы принадлежит много светской музыки, прежде всего, многоголосные песни в разных песенных жанрах — на французском (шансон), итальянском, фламандском, немецком и других языках. Духовные и светские черты свободно сочетались в главном «учёном» жанре эпохи — мотете. В творчестве Жоскена Депре главенствующей стала новая разновидность этого жанра — мотет со сквозной имитацией. Несмотря на крайнее разнообразие жанров и композиционных техник, нидерландскую школу принято ассоциировать, прежде всего, с вокальным многоголосием, написанным по всем законам имитационной полифонии.
В нидерландской школе обычно различают несколько периодов развития, причём каждый последующий начинается ещё в рамках предыдущего.
Впрочем, этого разделения на периоды музыковеды придерживаются нестрого. К нидерландской школе относят также Антуана Брюмеля, Луазе Компера, Александра Агриколу, Пьера де ла Рю, Хенрика Изака, Генриха Финка, Адриана Вилларта,Чиприано де Роре и других композиторов.
Влияние нидерландской школы распространилось за пределы эпохи Возрождения, его можно проследить вплоть до И. С. Баха.
Нидерландская школа.