Lt304888.ru

Туристические услуги

Новороссийская катастрофа

09-10-2023

Владимиров И. А. Бегство буржуазии из Новороссийска. 1920 г.

Новороссийская катастрофа — эвакуация Вооружённых сил юга России и беженцев из Новороссийска в марте 1920 года. Эвакуация осуществлялась в обстановке паники, во время которой погибло несколько сотен человек. Всего удалось вывезти около 33 тысяч человек.

Содержание

Хронология событий

К 11 марта 1920 года передовая проходила всего в 40-50 километрах от Новороссийска. Донская и Кубанская армии, тому времени полностью дезорганизованные, отходили в большом беспорядке[1][2]. Оборону держали только остатки Добровольческой армии, к тому моменту сведённые в Добровольческий корпус, но они с трудом сдерживали натиск РККА. Казаки не сумели пробиться на Тамань, и в результате многие из них оказались в Новороссийске с единственной целью — попасть на корабли. Между тем пароходов не хватало. Часть из них запаздывала из-за штормовой погоды, часть не сумела вовремя прийти на помощь из-за карантина, установленного в иностранных портах (все суда, прибывавшие из России с очередной партией беженцев, подолгу держали в карантине из-за страшной эпидемии тифа, поэтому они не успевали сделать нужное количество рейсов).

Командование распорядилось о первоочередной погрузке раненных и больных военнослужащих, но на деле перевезти лазареты не представлялось возможным, так как не было транспорта. Более того, стекавшиеся в Новороссийск военные начали самовольно занимать пароходы, а чиновники больше заботились о вывозе имущества, которое можно было продать по окончании войны.

11 марта в Новороссийск из Константинополя прибыл главнокомандующий английскими войсками в регионе генерал Джордж Мильн и командующий Средиземноморским флотом адмирал Сеймур. Генералу Деникину было сказано, что англичане смогут вывезти только 5000-6000 человек.

Ночью английские военно-морские суда впервые открыли огонь по горам, окружавшим Новороссийск. Обстрел был спровоцирован тем, что зеленые ворвались в городскую тюрьму и освободили несколько сот арестованных, которые убежали с ними в горы.

13 марта появились первые признаки паники.

16 марта ликвидировано Южно-русское правительство.

17 марта — падение Екатеринодара.

22 марта около 22 часов Красная армия заняла станцию Абинскую и двинулись дальше в сторону Новороссийска. Дороги были забиты брошенными в непролазной грязи подводами, автомобилями, барскими экипажами и военной техникой. Пригодной для передвижения осталась только железная дорога — по ней и прошел штабной поезд Деникина в сопровождении бронепоездов. Вдоль этой же дороги двигались части Буденного, оставив позади тяжелое вооружение и артиллерию.

Войска планировалось отправить в Крым. Каждому корпусу (в теории) выделялось по пароходу. Лошадей и артиллерию оставляли.

25 марта 1920 года части Красной армии с помощью партизан оттеснили добровольцев от станции Тоннельной и через перевал вышли к пригородной станции Гайдук. Все железнодорожные пути на станции были забиты товарными и пассажирскими вагонами, что вынудило белогвардейцев бросить здесь три бронепоезда.

В ночь на 26 марта в Новороссийске жгли склады, цистерны с нефтью и взрывали снаряды. Эвакуация велась под прикрытием второго батальона Королевских шотландских стрелков (Royal Scots Fusiliers) и эскадры союзников под командованием адмирала Сеймура, которая обстреливала горы, не давая красным приблизится к городу.

На рассвете 26 марта в Цемесскую бухту вошел итальянский транспорт «Барон Бек». Люди метались, не зная, где он причалит. Паника достигла апогея, когда толпа бросилась к трапу последнего судна.

Военных и беженцев вывозили в Крым, Константинополь, Лемнос, Принцевы острова, Сербию, Каир и Мальту.

Должностные лица, занимавшиеся эвакуацией

  • Последним комендантом Новороссийска (с февраля по март 1920 г.) был генерал-майор Корвин-Круковский, Алексей Владимирович.
  • Комиссию по организации эвакуации возглавлял генерал Кутепов.
  • В последний момент (после 20 марта) вопросами эвакуации войск в Крым занимался начальник службы сообщений генерал-майор М. М. Ермаков.
  • начальником Черноморской губернии и управления Министерства внутренних дел Южно-Русского правительства был Н. С. Каринский

Суда, участвующие в эвакуации

Россия

Италия

Итальянский крейсер «Этна» на рейде Нью-Йорка в 1909 году
  • «Барон Бек» (Baron Beck)[4]
  • крейсер «Этна»(Etna)

Великобритания

  • линкор «Император Индии» (Emperor of India)
  • «Ганновер» (Hannover) (был захвачен у немцев после Первой мировой войны).
  • торговый пароход Bremerhaven (был захвачен у немцев после Первой мировой войны).
  • крейсер «Калипсо» (HMS Calypso (D61))
  • авиатранспорт «Пегас» (HMS Pegasus (1917))
  • 5 миноносцев

Франция

  • дредноут
  • броненосный крейсер «Вальдек Руссо»
  • эскадренный миноносец ???
  • канонерская лодка ???

Греция

  • эскадренный миноносец «Иеракс» (Ierax)

США

Красный террор

Многие из оставшихся в Новороссийске офицеров Вооружённых сил на Юге России покончили собой, не желая попасть в плен, а многие из тех, кто всё же попал в плен — были казнены. Вот типичные воспоминания о тех событиях[5]:

Момент пленения нас большевиками не поддается описанию; некоторые тут же предпочитали покончить счеты с жизнью. Мне запомнился капитан Дроздовского полка, стоявший недалеко от меня с женой и двумя детьми трёх и пяти лет. Перекрестив и поцеловав их, он каждому из них стреляет в ухо, крестит жену, в слезах прощается с ней; и вот, застреленная, падает она, а последняя пуля в себя….
Дорога шла мимо лазарета. Раненые офицеры, на костылях, умоляли нас взять их с собой, не оставлять красным. Мы прошли молча, потупившись и отвернувшись. Нам было очень совестно, но мы и сами не были уверены, удастся ли нам сесть на пароходы.
Ночью мы — несколько человек из штаба бригады — разместились в стодоле. Среди ночи сюда привели двух казаков, ограбили их и тут же зверски убили. Мне приказали встать и идти за стодолу, где нас собралось до 20 ч. Отвели в сторону, выругали, приказали стоять на месте, а сами вскинули на руку ружье, дали залп — один, другой. Все попадали, в т. ч. и я.

См. также

Литература

Мемуары

  • Виллиам Г. Я. Побежденные
  • Очерки русской смуты Париж, 1921
  • Милюков П. Н. «Россия сегодня и завтра»
  • Раковский Г. Н. В стане белых (От Орла до Новороссийска) Серия «Гражданская война на юге России» Константинополь: Пресса, 1920. VI, 342 с., 1 л. карт.
  • Каринский Н. С. Эпизод из эвакуации Новороссийска Архив русской революции. Т. 12 Берлин Слово 1923 г. 288 с. // М., Терра-Политиздат, 1991.
  • Шишков Л. 4-й гусарский Мариупольский Императрицы Елисаветы Петровны полк (окончание) // Военная быль.

Художественная литература

Примечания

  1. Очерки русской смуты. — Париж, 1921. — Т. 5.
  2. Жуменко В. Белая борьба в России // Белая армия — фотопортреты офицеров —1917-1922. — 1-е. — Париж: YMCA-Press, 2007. — С. 14. — 560 с. — ISBN 2-85065-265-2
  3. «Цесаревич Георгий». Вспомогательный крейсер Черноморского флота. Бывший пароход Русского Общества пароходства и торговли. Вооружен 3 75-мм. пушками. Экипаж — в основном из учащейся моложежи Армавира, Екатеринодара, Керчи и Ялты. В январе 1920 участвовал в эвакуации Одессы, в марте — апреле 1920 в составе 3-го отряда судов участовал в десантной операции в Хорлах. Разоружен в мае 1920. Командиры: ст. лейтенант Н. Н. Машуков (1919), кап. 2-го ранга М. В. Домбровский. Сайт историка Сергея Владимировича Волкова

  4. Baron Beck 11.1906/07.1907/09.1907 #107 05.1918 ex- n/u b= 09.1918, 1919 n/u, 1921 Aventino, e† 02.12.1942 37°43’N 11°16’E  (англ.)
  5. Трагедия русского офицерства. — Москва: Центрополиграф, 1993.

Новороссийская катастрофа.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01