Lt304888.ru

Туристические услуги

ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»

23-04-2023

АО «Объединённая двигателестроительная корпорация»
Тип Акционерное общество
Основание 2008
Расположение  Россия
Ключевые фигуры Бадеха Вадим (генеральный директор[1])
Материнская компания Ростех
Сайт uecrus.com
Медиафайлы на Викискладе


АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») — лидер в разработке и производстве двигателей для авиации, космических программ, нефтегазовой промышленности и энергетики. Корпорация входит в Госкорпорацию «Ростех».

В ОДК работает более 97 000 сотрудников на предприятиях в субъектах Российской Федерации: в Свердловской и Ленинградской областях, Москве, Санкт-Петербурге, а также в городах Самаре, Перми, Рыбинске, Уфе.

В ОДК работают и опытные, заслуженные специалисты с уникальными компетенциями, и молодые выпускники вузов и профессиональных колледжей. Корпорация уделяет особое внимание подготовке инженерной и рабочей смены, реализует ряд программ совместно с профильными учебными заведениями.

С 2022 года, из-за вторжения России на Украину, находится под международными санкциями Евросоюза, США и ряда других стран[⇨].

Структура

В собственности ОДК находятся акции следующих 77 двигателестроительных компаний:

История

16 апреля 2008 года издан указ Президента России от 16 апреля 2008 г. № 497[2], а 4 октября того же года — распоряжение Правительства № 1446-р[3] о формировании открытого акционерного общества «Управляющая компания „Объединённая двигателестроительная корпорация”» (ОДК). Целью создания новой структуры стала консолидация интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения для обеспечения конкурентоспособности отрасли на мировом рынке.

2008 год — запуск программы по созданию двигателя ПД-14[4]. Дан старт переговорам об установке будущего двигателя на крыло еще разрабатываемого самолёта МС-21.

В 2010 году проведен первый запуск газогенератора-демонстратора двигателя ПД-14. В этом же году завершена сертификация двигателя SaM146 для регионального самолёта Sukhoi Superjet 100. Двигатель был разработан компанией PowerJet — совместным предприятием НПО «Сатурн» и французской компании Snecma[5].

В 2011 году ОДК запустила программу создания Центров технологических компетенций, первыми стали центры по производству лопаток: «Лопатки турбины» на предприятии ОДК-Сатурн и центр технологической компетенции алюминиевого и титанового литья на предприятии ОДК-УМПО. В этом же году компания завершила комплектацию первой очереди газопровода «Северный поток» газотурбинными установками ГПУ-16П производства ОДК-Пермские моторы[6].

В 2012 году прошли испытания нового двигателя НК-33А для космических программ. В 2012 году государственные испытания новой продукции разработки ОДК-Кузнецов проводились впервые за 25 лет[7].

Рыбинское предприятие ОДК-Сатурн, ранее — НПО «Сатурн», совместно с Интер РАО и Роснано приступили к совместной разработке газовой турбины большой мощности ГТД-110М.[8]

В 2012 году завершено испытание первого демонстрационного образца авиадвигателя ПД-14 на наземном испытательном стенде[9]. В этом же году начались испытания первого вертолётного двигателя ВК-2500, состоящего полностью из российских комплектующих. Освоение серийного производства двигателей вошло в государственную программу импортозамещения.[10]

C 27 сентября 2013 года открытое акционерное общество «Управляющая компания „Объединённая двигателестроительная корпорация”» (ОАО УК «ОДК») в порядке, установленном законодательством, переименовано в открытое акционерное общество «Объединённая двигателестроительная корпорация» (сокращенное наименование — ОАО «ОДК»).

В 2013 году Объединенная двигателестроительная корпорация представила стратегию развития до 2025 года.[11] Целевой моделью выбрана постепенная диверсификация, предполагающая расширение производства сегмента гражданских силовых установок при сохранении лидерства на рынках продукции военного назначения. Достижение стратегических целей должно обеспечить развитие кооперации, специализация производств, расширение аутсорсинга.

В 2015 году состоялся первый полет двигателя ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. В этом же году завершены квалификационные испытания вертолётных двигателей ВК-2500, состоящих полностью из российских комплектующих.[12]

Развитие семейства газотурбинных двигателей ТВ7-117 в 2016 году вышло на новый этап. Запущено серийное производство ТВ7-117В для нового вертолёта Ми-38.[13]

В мае 2017 года ОДК представила проект первого российского энергетического газотурбинного агрегата морского исполнения для применения на нефтегазовых платформах.[14] До этого на объектах добычи углеводородов на российском шельфе применялось оборудование только зарубежного производства.

В июне 2017 года ОДК представила новую разработку — систему управления для морского газотурбинного двигателя Е70/8РД. Уникальность разработки состоит в возможности осуществлять автоматический переход с одного топлива на другой без остановки двигателя.

Двигатель Е70/8РД используется для привода в судовых газотурбинных агрегатах и электрогенераторов в газотурбинных агрегатах на судах, морских платформах, для привода нагнетателя газа в газоперекачивающих агрегатах.[15]

В октябре 2018 года гражданский авиационный двигатель нового поколения ПД-14, созданный ОДК для российского авиалайнера МС-21, получил сертификат типа Росавиации.[16]

В августе 2018 года на площадке ММП имени В.В. Чернышева создан Центр аддитивных технологий Объединенной двигателестроительной корпорации.[17] ЦАТ выступает инжиниринговым центром в области аддитивного производства для предприятий Ростеха. Здесь применяются две базовые аддитивные технологии: селективного послойного сплавления лазером и прямого лазерного выращивания.

В июле 2019 года газовая турбина большой мощности ГТД-110 завершила стендовые испытания и переведена в опытно-промышленную эксплуатацию на Ивановских ПГУ.[18]

В 2019 году Объединенная двигателестроительная корпорация получила сертификат Федерального агентства воздушного транспорта на право производства авиационной техники.[19] ОДК стала первой авиационной компанией, сертифицированной по новым федеральным авиационным правилам, которые разрабатывались с учетом признанных на международном уровне процедур и направлены на поддержку экспорта российской авиационной техники.

В декабре 2020 года совершил первый полет самолёт МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 и новый пассажирский региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01.[20]

В августе 2021 года в Уфе на базе ОДК-УМПО открыт первый Производственно-учебный центр авиационного комплекса Госкорпорации «Ростех».  Основная задача центра – подготовка квалифицированных рабочих наиболее востребованных в авиадвигателестроении профессий: операторов станков с программным управлением, токарей, фрезеровщиков, слесарей механосборочных работ. Здесь организовано обучение по шести моделям подготовки кадров, включая получение новых профессий с нуля, повышение квалификации и др. Особенность программ состоит в том, что теоретическим занятиям отведено около 30% времени, а 70% занимает практика.[21] В мае 2022 года завершена программа стендовых испытаний первого опытного двигателя ПД-8.[22] В ходе испытаний были подтверждены работоспособность двигателя и его систем и основные параметры, заложенные в техническом задании.  

В ноябре 2022 года Гатчинский 218 авиационный ремонтный завод и находящиеся под его управлением предприятия объединены под единым названием ОДК-Сервис. [22]

В конце 2022 года Росавиация одобрила внесение изменений в типовую конструкцию самолёта МС-21, связанных с установкой российского двигателя ПД-14 и крыла из композиционных материалов отечественного производства.[23]

В 2023 году ОДК изготовила и передала для ТЭС «Ударная» первую серийную газовую турбину большой мощности ГТД-110М. Агрегат успешно прошел испытания на Ивановских ПГУ и был передан на ТЭС «Ударная» в Краснодарском крае. С 2024 году будут выпускать по две силовых установки в год.[24]

Деятельность

ОДК сформирована по Указу Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 497 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. № 1446-р с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения для обеспечения конкурентоспособности продукции российского двигателестроения на мировом рынке. В настоящее время в ОДК интегрировано более 80 % активов авиадвигателестроения.

АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» осуществляет разработку, производство и послепродажное обслуживание широкого ряда газотурбинных двигателей. Деятельность Корпорации на данный момент осуществляется в следующих направлениях:

  • Двигатели для военной авиации:
  • Двигатели для боевой авиации;
  • Двигатели для военно-транспортной и стратегической авиации;
  • Двигатели наземного применения:
  • Газотурбинные установки;
  • Пэкидж газотурбинных установок;
  • Вертолётные двигатели;
  • Двигатели для гражданской авиации;
  • Ракетные двигатели;
  • Короткоресурсные газотурбинные двигатели;
  • Морские газотурбинные двигатели;

Санкции

23 декабря 2020 года АО «ОДК» попало под экспортные ограничения Минторга США из-за признания компании «конечным военным пользователем»[25], в 2022 году АО «ОДК» включено в блокирующий санкционный список США[26].

10 марта 2022 года, на фоне вторжения России на Украину, корпорация включена в санкционный список Канады «за роль в содействии или поддержке неспровоцированного и необоснованного вторжения президента Путина в Украину»[27].

8 апреля 2022 год, холдинг АО «ОДК» внесен в санкционный список стран Евросоюза[28], отмечая что в его структуру входит завод Климов который «производит двигатели для вертолетов Ка-52, которые использовались Россией во время неспровоцированной военной агрессии против Украины в 2022 году, в том числе во время боёв за Гостомель»[29]. 7 октября 2022 года АО «ОДК» включено в санкционный список Японии «в ответ на псевдореферендумы на оккупированных украинских территориях»[30].

Также, по аналогичным основаниям, АО «ОДК» находится под санкциями Швейцарии, Украины, Австралии и Новой Зеландии[31][32].

Приоритетные проекты

  • Двигатель SaM146, которым оснащается региональный лайнер SSJ100. Это первая силовая установка, производимая в России, получившая международный сертификат типа EASA[33].
  • Двигатель ПД-14. Это один из приоритетных и инновационных продуктов корпорации. Двигатель разработан с применением самых современных технологий и, в то же время — на основе надёжных и хорошо себя зарекомендовавших решений. При создании двигателя применены проверенная временем двухвальная двухконтурная схема с прямым приводом вентилятора, высокоэффективный газогенератор с 8-ступенчатым КВД и 2-ступенчатой ТВД. Во всех узлах двигателя применены 3-D аэродинамика нового поколения, перспективные технологии (технологии изготовления широкохордных полых титановых лопаток вентилятора методом диффузионной сварки и сверхпластической формовки, охлаждения и защиты горячей части, изготовления деталей и узлов двигателя и мотогондолы из полимерных композитных материалов), а также новые материалы (интерметаллидные и жаропрочные никелевые сплавы для изготовления лопаток турбины, высокопрочные сплавы для изготовления дисков компрессора и турбины, новое поколение полимерных композиционных материалов). Двигатель ПД-14 разработан и будет производиться в России.
  • Газотурбинная энергетическая установка ГТД-110М мощностью более 110 МВт — одновальная газовая турбина, предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110. На сегодняшний день в России серийно не производятся отечественные газовые турбины в классе мощности свыше 110 МВт.[34]

Примечания

  1. Архивировано 15 июля 2023 года.
  2. Указ Президента РФ от 16.04.2008 N 497 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 04.10.2008 N 1446-р О реализации Указа Президента РФ от 16.04.2008 N 497 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  4. Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации (АвиаПорт). АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  5. Новости и пресс-релизы ОДК. www.uecrus.com. Дата обращения: 12 октября 2023.
  6. Пермский моторный завод в 2011 году изготовил 48 газотурбинных установок (АвиаПорт). АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  7. Новости и пресс-релизы ОДК. www.uecrus.com. Дата обращения: 12 октября 2023.
  8. РОСНАНО и Интер РАО войдут в состав СП для разработки мощного газотурбинного двигателя | Нанотехнологии Nanonewsnet. www.nanonewsnet.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  9. ПМЗ изготовил основную часть узлов первого двигателя-демонстратора технологий ПД-14. www.aex.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  10. Климов начал испытания авиадвигателя из отечественных комплектующих (АвиаПорт). АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  11. Кадры в движении. Коммерсантъ (23 июня 2015). Дата обращения: 12 октября 2023.
  12. ОДК осваивает производство ВК-2500. Авиатранспортное обозрение (26 августа 2015). Дата обращения: 12 октября 2023.
  13. https://www.interfax.ru/interview/527859 ������ �������� "�������": ������� ������ ������� ������ ��������� ��� ����������� ������ ���������]. Interfax.ru (13 сентября 2016). Дата обращения: 12 октября 2023.
  14. ОДК-СТАР разработал современную двухтопливную систему управления для морских газотурбинных двигателей (АвиаПорт). АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  15. Новости и пресс-релизы ОДК. www.uecrus.com. Дата обращения: 12 октября 2023.
  16. Новости. favt.gov.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  17. На ММП имени Чернышева приступили к созданию центра аддитивных технологий. 3dtoday.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  18. Российская газовая турбина большой мощности прошла первый этап испытаний. РИА Новости (20190618T1137). Дата обращения: 12 октября 2023.
  19. ОДК получила сертификат Федерального агентства воздушного транспорта (АвиаПорт). АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
  20. Самолет МС-21 совершил первый полет с российскими двигателями. Коммерсантъ (15 декабря 2020). Дата обращения: 12 октября 2023.
  21. Новости и пресс-релизы ОДК. www.uecrus.com. Дата обращения: 12 октября 2023.
  22. Российский двигатель для "Суперджета" завершил стендовые испытания. interfax.ru. Интерфакс (1 мая 2022).
  23. МС-21 с российскими двигателем и крылом получил одобрительные документы Росавиации. interfax.ru. Интерфакс (29 декабря 2022).
  24. ОДК изготовила первую серийную турбину большой мощности ГТД-110М для ТЭС Ударная. neftegaz.ru (18 января 2023). Дата обращения: 12 октября 2023.
  25. Архивировано 26 июля 2023 года.
  26. Архивировано 26 июля 2023 года.
  27. Архивировано 31 мая 2022 года.
  28. Архивировано 4 января 2023 года.
  29. Архивировано 14 апреля 2022 года.
  30. Архивировано 19 марта 2023 года.
  31. Архивировано 4 января 2023 года.
  32. Архивировано 4 января 2023 года.
  33. EASA — European Aviation Safety Agency Архивировано 28 сентября 2015 года.
  34. АО «ОДК» - ОДК проводит испытания первого отечественного энергетического газотурбинного двигателя большой мощности. www.uecrus.com. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 29 июня 2017 года.

Ссылки

  • Информация об ОДК на сайте «Оборонпрома».
  • Становление Объединённой двигателестроительной компании Wayback Machine
  • ТАСС. — Читать все последние новости на тему. Дата обращения: 26 июля 2023.

ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01