Lt304888.ru

Туристические услуги

Образование на Кубе

18-06-2023

Перейти к: навигация, поиск

Образование на Кубе высоко развито уже на протяжении многих лет. После революции 1959 года правительство Кастро национализировало все учебные заведения и создало единую государственную систему образования. В современном кубинском образовании присутствует сильный идеологический элемент, и, согласно Конституции, образовательная и культурная политика государства основываются на марксистской идеологии[1].

Расходам на образование уделяется очень большое внимание: Куба тратит 10 % своего государственного бюджета на образование, в то время как Великобритания — 4 %, а США — только 2 %, согласно данным ЮНЕСКО[2].

Общие принципы

  • Независимо от дохода и места проживания семей образование на всех уровнях является бесплатным.
  • Школьное питание и школьная форма бесплатны.
  • Существует строгое ограничение на максимальное количество учеников в классе начальной школы, которое равно 25; во многих школах число учеников не превышает 20. По состоянию на 2010 год, многие средние школы стремятся к тому, чтобы в классах было не больше 15 учеников.
  • Многие школы открываются в 6.30 утра и закрываются только через 12 часов, что обеспечивает свободное утро и время после окончания занятий для работающих родителей, у которых нет родственников, чтобы присматривать за детьми.
  • Так называемые «мобильные учителя» посещают дома с детьми, которые по каким-то причинам не могут посещать школу.
  • Более половины из 150000 кубинских учителей имеют как минимум пятилетнее высшее педагогическое образование, около половины из них имеет степень магистра.
  • В настоящее время на Кубе действует 23 медицинских школы, тогда как в 1959 году, до Кубинской революции, их было только 3.

История

Куба была испанской колонией с начала XVI века и до 1898 года.

В колониальный период были открыты первые образовательные учреждения и началось создание системы образования. Гаванский университет, основанный в 1728 году, является старейшим университетом на Кубе и одним из старейших на американском континенте.

В 1900 году уровень грамотности на Кубе, по различным источникам, составлял от 36,1 %[3] до 42 %[4], будучи одним из самых высоких среди развивающихся стран.

В начале 1900-х годов на Кубе была развитая система образования, однако она охватывала только половину детей страны. Школы не были доступны для детей беднейших кубинцев, и это приводило к низкой грамотности деревенского населения по сравнению с городским. До 1959 года среди кубинцев в возрасте старше 15 лет 22 % были неграмотными, и было также установлено, что 60 % сельского населения были лишь полуграмотны, поскольку многие сельские жители имели лишь три класса образования или меньше[5].

После Кубинской революции новое правительство начало реорганизацию системы образования в качестве первоочередной задачи. Был разработан список из пяти ключевых задач, который распространялся в кадровых учреждениях системы образования Кубы. Начальная школа стала обязательной для посещения и, что более важно, стала доступной для всех детей. Многие дети, жившие в нищете, обрели возможность получать образование бесплатно, — возможность, которая не могла быть реализована до революции.

После преобразования и повторного открытия кубинских школ новое правительство сосредоточилось на решении проблемы грамотности сельского населения. К апрелю 1959 года было открыто 817 центров грамотности[6], и в дальнейшем окончившие их подростки и другие добровольцы были разосланы по деревням, чтобы учить местных кубинцев чтению. Ликбез служил двум целям: обучению чтению каждого сельского кубинца и знакомству городского населения с сельской жизнью. За короткое время новое правительство Кубы реализовало значительные изменения в системе образования, и к 2000 году 97 % населения страны в возрасте 15-24 лет было грамотно[7]. Грамотность делала положение бедных необразованных кубинцев более устойчивым в стране и мире. Образование имеет жизненно важное значение для правительства Кубы: её лидеры считают, что, чтобы Куба была сильной, а её граждане могли быть активными участниками общества, они должны быть образованными.

Частные университеты были национализированы без какой-либо компенсации их владельцам наряду с частными школами в 1961 году.

Участие женщин

Кубинская революция 1959 года привела к многочисленным изменениям в стране, особенно для женщин. До революции многие женщины были домохозяйками, а те, кто был вынужден работать, имели очень небольшой выбор в плане профессии. Большинство женщин в сельской местности были заняты в сельском хозяйстве, а для городских женщин практически единственными вариантами были работы домашней прислуги или проститутки. Федерация кубинских женщин была основана в августе 1960 года с ясной целью вовлечения всех женщин во все стороны жизни Кубы. После долгих лет невозможности как-то влиять на жизнь в стране женщины Кубы начали играть активную роль в правительстве. ФКЖ хотела видеть женщин участвующими в социальной, политической, экономической и культурной жизни Кубы[8]. Её члены требовали, чтобы школы и школьные программы создавались с учётом возможности удовлетворения различных потребностей кубинских женщин.

Ликбез на Кубе был создан с двумя целями: чтобы повысить уровень грамотности населения Кубы и чтобы установить связь между городом и деревней[9]. Студенты и волонтёры направлялись в сельские районы, чтобы научить местных жителей читать и предоставить им информацию о текущей политике кубинского правительства. Сельские женщины получали образование и профессиональную подготовку, если они выбирали её получение в дополнение к образованию, что позволяло им затем работать вне сферы сельского хозяйства. Для женщин, занимающихся проституцией в городах, новым правительством были созданы программы по перевоспитанию, как только проституция была объявлена вне закона в 1961 году. Были созданы отдельные, но аналогичные по своей сути программы для горничных, предлагавшие образование и профессиональную подготовку, а также бесплатные детский сад и жильё, что давало таким женщинам полноценную возможность вернуться к нормальной жизни. Политика в отношении их здоровья фокусировалась на восстановлении психического здоровья кубинских женщин, которые ранее были угнетены на своих рабочих местах[10]. В них также восстанавливали чувство доверия и гордости, поскольку новое правительство считало, что все женщины заслуживают уважения, даже те, что были раньше прислугами и проститутками. Кубинская революция привела к резкому изменению в сознании женщин, позволив им стать очень активными в своей стране, что было одной из целей руководителей революции.

Достижения

В 1995 году уровень грамотности на Кубе составлял 96 %[11].

Исследование ЮНЕСКО 1998 года показало, что кубинские учащиеся имеют высокий уровень образования. Кубинские учащиеся третьего и четвёртого классов набрали 350 очков, на 100 очков выше, чем в среднем по региону, в тестах на базовые знания в области языка и математики. В докладе указывалось, что результаты тестов худших учеников на Кубе были значительно выше, чем результаты лучших учеников других стран Центральной и Южной Америки, в изучаемых группах[12][13].

Исследование 1998 года является особенно интересным, поскольку впервые все страны, в нём участвовавшие, заранее согласились на утверждённый вариант системы оценок и их определения. Кроме того, исследование проводилось в разгар экономического кризиса: экономическое развитие Кубы существенно тормозилось установленным США торговым эмбарго. Куба является одной из самых бедных стран в регионе и испытывает недостаток во многих необходимых ресурсах, но, тем не менее, опережает всю Латинскую Америку по качеству начального образования с точки зрения стандартных тестов[14].

Обстоятельства слаборазвитой экономики и долгосрочной непрерывной торговой блокады делают достижения кубинцев более впечатляющими. За последние 40 лет образование было одним из главных приоритетов в политике кубинского правительства[15]. Куба выделяет на государственные расходы в области образования в два раз больше денег, чем её более богатые соседи, — до 10 % ВНП[16].

Куба показывает, насколько важно образование, сохраняя соотношение учеников к учителю на уровне 12 к 1, что составляет примерно половину от аналогичного показателя в других странах Латинской Америки. Кроме того, уровень неграмотности среди молодёжи на Кубе стремится к нулю, что не имеет себе равных среди всех прочих стран Латинской Америки[17]. Кубинские школы тесно интегрированы в общество. Учителя принимают активное участие в жизни детей, посещающих их школы, и строят прочные отношения с их родителями и семьями, чтобы улучшить процесс обучения. Известно, что существует сильное внимание к образовательному сектору со стороны правительства. Равные возможности в получении качественного образования всеми учащимися являются ключевым фактором для объяснения того, что кубинские успехи в образовании — это не чудо или случайность, а результат многолетних согласованных усилий и обязательств правительства перед своим народом.

Начальное и среднее образование

Школьники в Гаване.

Посещение начальной школы является обязательным для детей в возрасте от 6 до 15 или 16 лет (завершение базового среднего образования), и все учащиеся, независимо от пола и возраста, обязаны носить школьную форму цвета, обозначающего уровень их класса. Начальное образование длится шесть лет. Среднее образование делится на базовое и довузовское. Учебная программа в начальных и средних школах основана на принципах «тяжёлого труда, самодисциплины и любви к Родине»[18]. Учебная программа в начальной школе включает уроки танцев, садоводства, здоровья и гигиены, а также историю Кубинской революции. После получения базового среднего образования ученики могут выбрать между довузовским образованием и профессионально-техническим образованием. Те из них, кто успешно завершает получение довузовского образования, удостаиваются степени Bachillerato. Профессионально-техническая подготовка проводится по двум уровням квалификации: квалифицированный рабочий и техник. Успешное завершение этого образовательного цикла даёт возможность поступить в технологический университет[19].

Высшее образование

Высшее образование на Кубе дают университеты, высшие институты, высшие педагогические институты, центры высшего образования и высшие политехнические институты.

По состоянию на начало 2006 года, на Кубе действовали Академия наук (создана в 1962 году), 4 университета (Гаванский университет, Аграрный университет Гаваны и др.) и 47 образовательных учреждений высшего и средне-специального образования[20]

Общее число студентов в них составляет около 112 тысяч граждан страны.

Все высшие учебные заведения страны являются государственными. Гаванский университет, старейший университет страны, основан в 1728 году. Другие государственные университеты включают Универсидад де Ориенте (основан в 1947 году) и Университет Лас-Виллас (основан в 1952 году). Существуют также Католический университет Санто-Томас-де Вильянуэва (основан в 1946 году), Универсидад Масоника и Универсидад де ла Саль в Нуэво-Ведадо.

Гаванский университет, основанный в 1728 году.

Дистанционное образование предлагается в 15 центрах по всей стране, которые обеспечивают проведение регулярных послеобеденных и вечерних курсов для работающих людей. Система предлагает получение степеней по пяти специальностям: в области права, истории, научной и технологической информации, финансов и бухгалтерского учёта и экономики. Около 20000 студентов обучаются по этим пяти направлениям во всех центрах страны, около 50 % из них связаны с Гаванским университетом. Эти же курсы предлагаются в качестве вечернего, воскресного и заочного обучения и обычно длятся шесть лет. Существуют также «подготовительные», тоже бесплатные, курсы, открытые для всех учащихся средних школ или выпускников высших учебных заведений[21].

Для поступления в университет студенты должны сдать вступительный экзамен, доказав, что они обладают требуемыми базовыми знаниями. Кандидаты на поступление на дистанционное обучение должны иметь законченное среднее образование, иметь по крайней мере один год трудового стажа, быть в возрасте от 25 до 35 лет и успешно сдать вступительные экзамены. Общими требованиями для доступа к получению высшего образования на Кубе являются следующие:

  • Предоставить доказательства завершения образования более низкого уровня.
  • Для мужчин — предоставить доказательства прохождения ими военной службы (закон № 75 от 1994 года) или альтернативной службы (так как некоторые люди не призываются в армию по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам или иным причинам).
  • Успешно сдать вступительные экзамены, дающие доступ к получению высшего образования, к которым относятся математика, испанский язык и литература и история[22].

Министерство высшего образования (Ministerio de Educación Superior, MES) отвечает за политику государства в области вузовского и послевузовского образования. Оно контролирует сам процесс преподавания, методику, курсы, программы и выделение мест для студентов, а также специализированные курсы, предлагаемые центрами высшего образования, которые формально находятся под контролем других министерств. Все учреждения министерства имеют равный статус. В 1979 году кубинское Министерство высшего образования инициировало систему дистанционного образования.

Педагогическое образование

Кубинские школьники в классе школы в провинции Гуантанамо. Фото Михаила Евстафьева.

Для подготовки учителей дошкольного, начального и среднего образования существует пятилетний курс в Institutos Superiores Pedagógicos. Их выпускники получают Licenciado en Educación Primaria (свидетельство о праве преподавать в начальной школе) или иные документы. Для приёма на такие курсы необходима степень Bachillerato. Студентам высших учебных заведений предлагаются специальные курсы повышения квалификации в тех местах, где они учатся, равно как и специальные педагогические курсы. Многие преподаватели являются профессионалами из областей тех или иных производств. В ряде учреждений преподаватели выбирают конкретных студентов, как это было распространено в последние десять лет, и те получают начальную педагогическую подготовку параллельно с процессом обучения.

Международное сотрудничество

В 2002 году министр образования Уэльсской правительственной ассамблеи Джейн Дэвидсон и представители университетов Суонси и Гламорган в Уэльсе посетили Кубу, чтобы создать условия для чиновников в Великобритании и на Кубе для налаживания отношений касательно образовательных проектов[23].

В 2006 году Куба и Венесуэла начали совместно спонсировать образовательные программы в Эль-Паломаре, Боливия[24]. Куба также поддерживает тесное сотрудничество в области образования с Великобританией[25] и другими странами Европейского Союза[26].

В США Институт кубинских и карибских исследований, часть Тулейнского университета, установил отношения с кубинскими организациями-партнёрами с целью академического сотрудничества и обмена, развития учебных планов, культурного обмена и международного развития и диалога.

Иностранные студенты

Иностранные студенты для поступления в кубинские вузы должны иметь степень бакалавра или эквивалентную, визу и пройти обязательный курс занятий по испанскому языку. Подготовительные учреждения в стране предлагают курсы испанского языка.

В 1999 году была реализована программа по привлечению изучать на Кубе медицину студентов из небогатых слоёв населения США, Великобритании, стран Латинской Америки, Карибского бассейна и Африки[27].

В 2000/2001 учебном году Куба разрешила 905 американским студентам въехать в страну для учёбы[28].

В 2004 году на Кубе проходили обучение 3432 студента-медика из 23 стран, обучающиеся в Гаване[29].

Куба предоставляет субсидируемое государством образование для иностранных граждан по специальным программам, в том числе студентам из США, которые обучаются на врачей в Латиноамериканской школе медицины. Программа предусматривает выплату полноценной стипендии и обеспечение жильём, а выпускники затем дают обещание вернуться в США и предоставлять населению недорогую медицинскую помощь.

Примечания

  1. [1]
  2. Latin lessons: What can we Learn from the World’s most Ambitious Literacy Campaign? by The Independent, November 7, 2010
  3. Torres, Carlos and A. Puiggros. “Part Three,” “Latin American Education”. Colorado: Boulder, 1997: 291.
  4. Education for All Global Monitoring Report-2006
  5. “Education in Pre-revolutionary Cuba”. Census of the Republic of Cuba, 1953.
  6. Britton, John A. “Part Five,” “Molding Hearts and Minds”. Delaware: Wilmington, 1994: 168.
  7. ^ “Education”. UNICEF, 2007.
  8. “Federation of Cuban Women”. Cuba, 2010.
  9. Thrupkaew, Noy. “Cuba: Cuban Women, Beyond Prostitution”. Green Left Weekly #461 (2001).
  10. Lewis, Oscar & Ruth. “The ‘Rehabilitation’ of Prostitutes”. The Cuban Reader. Duke University Press, 2003: 395.
  11. Renaissance and decay: A comparison of socioeconomic indicators in pre-Castro and current-day Cuba(недоступная ссылка — ).
  12. UNESCO report ranks Cuban students first in international math and reading tests 1998
  13. Cultivating Minds Joel E. Cohen and David E. Bloom International Monetary Fund Magazine 2005
  14. Marquis, Christopher. Cuba Leads Latin America in Primary Education, Study Finds // "The New York Times", 14 Dec. 2001.
  15. Kirk, Margo. “Early Childhood Education in Revolutionary Cuba during the Special Period” The Cuba Reader. Ed. Phillip Brenner, Marguerite Rose Jimenez, John M. Kirk, William M. LeoGrande. Lanham, MD.: Rowman & Littlefield Publishers, Oct. 2007.
  16. ^ Gasperini, Lavinia. The Cuban Educational System: Lessons and Dilemmas. Country Studies Education Reform and Management Publication. Washington, D.C.: The World Bank, LAC, Human Development Dept. 1999.
  17. http://fcis.oise.utoronto.ca/~daniel_schugurensky/assignment1/1998cuba.html>.
  18. Conditions: Education Bicycling Cuba 2000
  19. Cuba - Education system UNESCO World Higher Education Database (WHED)
  20. Куба // Большая энциклопедия (в 62-х тт.). / редколл., гл. ред. С. А. Кондратов. том 24. М., ТЕРРА, 2006. стр.358-375
  21. CADE: Journal of Distance Education/ Revue de l'enseignement à distance 1993
  22. http://www.mes.edu.cu/index.php?option=com_content&view=article&id=189:ingreso-a-la-educacion-superior&catid=4:ingreso&Itemid=21
  23. Cuba Solidarity Campaign : Cuba Si : Welsh Education Minister meets Fidel
  24. Venezuelan and Cuban aid win fans in Bolivia // "International Herald Tribune" от 14 мая 2006
  25. House of Commons Hansard Written Answers for 18 Apr 2006 (pt 23)
  26. External assistance and Latin America
  27. Cuba trains disadvantaged US medical students Kay Brennan. Student British Medical Journal online
  28. Students eye Cuba for study abroad (недоступная ссылка) Cable News Network January 7, 2003. Accessed 4th October 2006
  29. US medical students in Cuba may be forced to leave British Medical Journal online 3 July 2004

Ссылки

  • Cuban Education in Figures, 1958-2000
  • Information on education in Cuba from Cuba-Junky.com
  • Cuban ministry for Education website (dead link 24-May-2011)
  • Photos of Cuban education

Образование на Кубе.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01