Lt304888.ru

Туристические услуги

Обратный сексизм

22-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

Обратный сексизм (иногда также женский сексизм) — понятие, предложенное противниками феминизма в качестве противовеса или дополнения к понятию «сексизм»[1][2]. Сторонники мужского движения понимают под обратным сексизмом ущерб, который, по их мнению, наносится мужчинам — например, за счёт позитивной дискриминации.

В разговорной речи слово «сексизм» иногда используется как общее понятие, объединяющее в себе собственно сексизм, то есть сексизм против женщин, и обратный сексизм[3]. Такие толкования понятия «сексизм» также встречаются в некоторых словарных определениях[4][5]. В целом, однако, научный консенсус состоит в том, что сексизм по своей сути не подразумевает симметрии: это комплексная система идеологий и социальных практик, поддерживающих подчинённое положение женщин[6], она укоренена в истории и пронизывает различные социальные институты[7][8][9][10][11]. Те явления, которые иногда называют сексизмом против мужчин — например, негативные стереотипы или враждебные высказывания против мужчин — коренным образом отличаются от аналогичных явлений, направленных против женщин, поскольку не включены в контекст многовекового угнетения и не имеют системных последствий[12][13].

В науке проблемы и права мужчин изучает междисциплинарная область исследований мужчин и маскулинностей, или мужских исследований. Мужские исследования ведутся на пересечении истории, антропологии, социологии, литературоведения, религиоведения и других дисциплин[14]. Они изучают, в частности, изменения мужских ролей и идентичностей под влиянием таких процессов, как изменение положения женщин и глобализация[15], а также системные проблемы отношений между мужчинами и отношений мужчин и женщин[16].

История понятия

Понятие «обратный сексизм» возникло как антифеминистский ответ на понятие «сексизм»[1], выдвинутое в 1970-е годы в США участницами феминистского движения «второй волны»[17]. Для феминисток «второй волны» понятие «сексизм» означало идеологии и материальные практики, поддерживающие мужское господство, или патриархат[17]. Понятие «обратный сексизм» было предложено участниками мужского движения для описания ущерба, который, по их мнению, наносился мужчинам, в особенности за счёт позитивной дискриминации[1].

Со временем понятие «сексизм», разработанное в рамках феминистской теории, получило широкое признание в социальных науках. Сегодня понимание сексизма как системы идеологий и практик, поддерживающих подчинённое положение женщин и пронизывающих различные социальные институты, является мировым научным консенсусом[18][19][20][21][22]. Понятие «обратный сексизм» остаётся преимущественно термином мужского движения; в научных источниках оно обычно упоминается как элемент идеологии этого движения или консервативного дискурса в целом[23][24].

Само слово «сексизм» в разговорной речи иногда используется как «общий» термин, включающий в себя сексизм против женщин и обратный сексизм[1]. Такие употребления отчасти соотносятся с узким пониманием сексизма как индивидуальных предубеждений, стереотипов или конкретных дискриминирующих действий, которое встречается в психологической литературе[25][26]. Однако учёные, как правило, не рассматривают сексизм как «симметричное» явление, которое может в равной степени затрагивать женщин и мужчин, а указывают на то, что, поскольку сексизм против женщин носит системный характер, индивидуальные предубеждения или действия против женщин имеют совершенно иные последствия, чем против мужчин[12][13].

Наряду с понятием «обратный сексизм», противники феминизма также иногда используют выражение «женский сексизм». Этот термин неоднозначен: в научных источниках он также используется для обозначения ситуаций, когда женщины разделяют предубеждения против женщин[27][28].

Права и проблемы мужчин как предмет научных исследований

В науке права и проблемы мужчин представляют собой предмет мужских исследований, или исследований мужчин и маскулинностей — междисциплинарной научной области, которая сформировалась в 1980-е годы[14]. Хотя исследовать мужчин и до этого было стандартной научной практикой, традиционная наука рассматривала мужской опыт как общечеловеческий[29] и не уделяла внимания специфическим проблемам, характеризующим жизнь мужчин в качестве мужчин[14]. Своим появлением мужские исследования обязаны феминистской теории, которая ввела в академическую науку гендер как категорию социального, культурного и исторического анализа[14].

Мужские исследования рассматривают маскулинности в их многообразии как продукт исторических, социальных и культурных процессов[14]. Они также анализируют влияние на мужские роли современных социальных, экономических и политических процессов — таких как изменение положения женщин и глобализация[15].

В русскоязычной науке исследования мужчин и маскулинностей начали складываться на рубеже 1990-х — 2000-х годов; значительную роль в формировании этой научной области сыграл Игорь Кон[30]. Для русскоязычных, как и для мировых исследований мужчин и маскулинностей, характерно внимание к таким темам, как мужская телесность, мужская социализация, множественность и взаимодействие разнообразных маскулинностей, а также их трансформации в современных исторических условиях[30].

Общие сведения

Концепция обратного сексизма — как и другие концепции обратной дискриминации, например обратного расизма — основывается на представлении, что дискриминация как таковая — в данном случае, сексизм — осталась в прошлом и сегодня мужчины и женщины находятся в равном положении, поэтому любые меры, направленные на улучшение положения женщин, представляют собой нарушение равноправия и наступление на права и возможности мужчин[23]. В качестве примеров обратного сексизма сторонники этой концепции упоминают, в частности, негативные стереотипы и враждебные высказывания женщин о мужчинах[24], правила и нормативные акты о позитивной дискриминации, в частности на рабочем месте[23], тенденции вынесения судебных решений в пользу женщин (например, в делах об опеке над детьми)[24].

В своих более радикальных версиях, как отмечают исследователи, концепции обратной дискриминации, в частности обратного сексизма, связаны со страхом утраты своих социальных позиций и ярко выраженными чувствами неприязни, злости и обиды по отношению к представителям угнетённых групп[31][32].

Некоторые исследователи анализируют концепцию обратного сексизма как пример так называемых «ложных гендерных параллелей»[24]. Ложные гендерные параллели — широко распространённый вид реакции на критику патриархата, когда к каждому утверждению об угнетении женщин подбирается похожее утверждение о мужчинах. Создаваемое таким образом впечатление симметрии, однако, оценивается учёными как поверхностное, поскольку оно игнорирует широкий исторический и культурный контекст и вытекающие из него различия в последствиях патриархата для женщин и мужчин[33].

Индивидуальные предубеждения против мужчин

В психологической литературе о сексизме против мужчин говорят применительно к индивидуальным предубеждениям и стереотипам[34]. Эмпирические кросс-культурные исследования показывают, что женщины действительно испытывают к мужчинам как положительные, так и отрицательные чувства. При этом враждебное отношение к мужчинам, как показывают исследования, вызвано их господствующим социальным положением и властью над женщинами[34][35] и сильнее проявляется в тех обществах, где мужчины поддерживают идеологию враждебного сексизма по отношению к женщинам[34][36].

Негативные стереотипы, предубеждения и враждебные высказывания против мужчин, как отмечают исследователи, играют в обществе принципиально иную роль, чем предубеждения и враждебные высказывания против женщин. Если стереотипы против мужчин приводят к каким-либо последствиям, то это не более чем нанесение личной обиды, то есть стереотипы против мужчин не выходят в своих последствиях за рамки индивидуальных, личных отношений[33]. Причина этого в том, что стереотипы против мужчин — в отличие от стереотипов против женщин — не укоренены в культуре, в которой «быть мужчиной» означает быть по своей сути чем-то опасным, неполноценным, ничтожным, отвратительным или нежелательным[33]. Также, в отличие от стереотипов о женщинах, стереотипы о мужчинах не могут быть использованы для того, чтобы обеспечивать и сохранять подчинённое положение мужчин как группы, оправдывать насилие над ними и лишать их справедливого обращения[13][33].

Призыв в армию

Наличие в России всеобщей воинской обязанности для мужчин и её отсутствие для женщин — явление, которое многие российские антифеминисты и сторонники мужского движения относят к примерам обратного сексизма. Сексизмом в отношении мужчин этот факт называют и некоторые учёные[5].

В то же время исследователи маскулинностей и милитаризации считают, что институт армии, в частности, призывной, и гендер связывают более сложные отношения. Учёные рассматривают армию как маскулинный институт. Война исторически была и остаётся по сей день преимущественно делом мужчин — от солдат до военных элит, которые распоряжаются их жизнями[37]. В символическом смысле армии и их основной род деятельности — война и насилие — представляют собой маскулинистские практики: акты вторжения, захвата и убийства являются маскулинистскими; это практики контроля, доминирования и авторитаризма[38]. Армия как социальный институт является местом производства, поддержания и распространения гегемонной маскулинности[39] — системы социальных практик и норм маскулинности, которая считается в данном обществе идеальной (образ «настоящего мужчины»)[40]. Гегемонная маскулинность является одновременно способом и условием приобретения институциональной власти[40].

Как один из важнейших источников гегемонной маскулинности, армия выполняет роль института мужской инициации: это место, где мальчики становятся мужчинами[41]. Гегемонная маскулинность, в свою очередь, строится на обесценивании и подавлении прочих маскулинностей и фемининности[42]. Применительно к армиям это означает, что их милитаризованная культура опирается на формальное и неформальное подавление мужчин, не соответствующих идеалу гегемонной маскулинности, и женщин[39].

Начиная с середины 1990-х годов, доля женщин среди военнослужащих постепенно увеличивается[39], но этот процесс затрагивает лишь некоторые страны мира[43]. В целом женщины составляют ничтожно малую долю военнослужащих по всему миру[44]. Однако появление в армиях женщин — даже в качестве военнообязанных[45] — не означает преодоления сексизма в армии, так как неформальная культура армий остаётся культурой возвышения маскулинности и принижения фемининности[39].

В советском обществе всеобщая мужская воинская обязанность играла значительную роль в конструировании маскулинности: советские представления о милитаризованной маскулинности опирались на идеи гражданского долга, героизма и патриотизма, а советская гендерная идеология определяла военную службу как важнейшую инстанцию превращения мальчика в мужчину[46]. В постсоветской России связь между маскулинностью и милитаризацией, установленная институтом призыва, претерпела существенные изменения — во многом по политическим и экономическим причинам. В отличие от советского, постсоветское российское государство больше не предоставляет мужчинам в награду за милитаризацию прежних социальных гарантий, и разрыв государством прежнего социального контракта приводит к нежеланию молодых мужчин отправляться на военную службу[47]. Помимо этого, с распадом советского государства милитаризованная маскулинность вошла в противоречие с новой капиталистической маскулинностью: многие молодые мужчины считают, что военная служба несовместима с динамичной рыночной экономикой и конкуренцией на рынке труда[48]. Учёные также констатируют существенный разрыв между государственной идеологией милитаризованного патриотизма и настроениями российского населения, значительная часть которого относится к постсоветским военным конфликтам скептически и не расценивает их как справедливые[49].

Права опеки над детьми

В многих странах суды по бракоразводным процессам склонны присуждать права опеки над детьми скорее матерям, чем отцам (в случае российской юридической системы речь идёт в первую очередь об определении места жительства детей и порядка их общения со вторым родителем[50]). Оценка этой тенденции как дискриминации мужчин — важная составляющая идеологии мужского движения. Более того, группы и общественные объединения, сложившиеся вокруг этой проблемы, являются одним из самых активных элементов мужских движений во многих странах[51][52]. Иногда исследователи обозначают их как самостоятельное движение за права отцов[53].

Как отмечают учёные, основная причина, по которой суды часто отказывают отцам в преимущественных правах опеки над детьми, — это недостаточная вовлечённость отцов в уход и заботу о детях до развода[54]. По данным исследований, в среднем в семьях с двумя родителями отцы тратят на непосредственное общение с детьми вчетверо меньше времени, чем матери[55]. Однако движения за права отцов в своей риторике склонны игнорировать фактическое гендерное разделение труда между родителями до развода и не уделять внимания практическим реалиям совместной заботы о детях после развода[54]. Они часто подразумевают, что основную ответственность за повседневную заботу о детях как до, так и после развода должны нести матери[53]. В некоторых случаях сторонники прав отцов навязывают детям общение с отцами, невзирая на желания самих детей и потенциальный ущерб их благополучию (в частности, безопасность от насилия)[54]. Движения за права отцов широко используют риторику обвинения и демонизации женщин, в частности в контексте озабоченности тратами и занятиями бывших жён[53], и активно добиваются освобождения отцов от выплаты алиментов[53][54]. Исследователи делают вывод, что основной интерес, который преследуют движения за права отцов, — это не столько благополучие детей или забота о них, сколько утверждение власти мужчин над своими детьми и бывшими партнёршами[53][54].

Многих сторонников прав отцов, как отмечают исследователи, объединяют значительные эмоциональные трудности, возникающие вследствие развода — в группах по правам отцов многие разведённые отцы находят необходимую им поддержку[56]. Однако часто такие группы предлагают своим участникам позицию, основанную лишь на гневе и обвинении бывших партнёрш и «системы», и этот подход фиксирует мужчин в позициях гнева и ненависти, мешая им пережить эмоционально сложный период развода[56]. Хотя многие участники групп по правам отцов искренне хотели бы больше участвовать в жизни своих детей, движение за права отцов с его риторикой, представляющей мужчин как жертв и демонизирующей женщин, мало способствует позитивной вовлечённости отцов в заботу о детях[56].

Позитивная дискриминация

Позитивная дискриминация — это временное создание льготных условий для представителей исторически дискриминированных социальных групп с целью обеспечить фактическое, а не только формальное равенство, и восстановить социальную справедливость в контексте многовекового неравенства[57][58]. Позитивная дискриминация направлена на преодоление неявных форм предубеждения — таких как неосознанное предпочтение белых мужчин при приёме на работу или повышении в должности[59].

Хотя в странах, где проводится политика позитивной дискриминации, большинство населения относится к ней положительно[60], некоторые люди критикуют её с консервативных позиций и считают её политикой обратного расизма или обратного сексизма[1][23]. Исследования, однако, показывают, что политика позитивной дискриминации в отношении женщин не приводит к ухудшению положения мужчин — более того, во многих сферах жизни они сохраняют свои привилегированные позиции по сравнению с женщинами[61]. В то же время исследования установили, что позитивная дискриминация оказывает положительные эффекты на всех, в том числе на белых и мужчин: повышение разнообразия в трудовых коллективах и других социальных средах способствует межгрупповому взаимодействию, знакомству с новыми точками зрения и творческому подходу к решению задач[60].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Masequesmay, 2008, p. 750.
  2. Ku, 2009, p. 748.
  3. Masequesmay, 2008, p. 750: «"As the term sexism gained vernacular popularity, its usage evolved to include men as the victim of discrimination and social gender expectations."».
  4. Гидденс, 1999a.
  5. 1 2 Денисова, 2002.
  6. Гидденс, 1999b.
  7. Encyclopaedia Britannica.
  8. Andersen and Taylor, 2007, p. 316.
  9. Lind, 2010, p. 535.
  10. Cudd and Jones, 2008, p. 104.
  11. The Blackwell Dictionary of Sociology, 2000.
  12. 1 2 Johnson, 2007, pp. 168-169.
  13. 1 2 3 Newman, 2016, p. 378.
  14. 1 2 3 4 5 Carroll, 2003, p. 1.
  15. 1 2 Phillips, 2008, p. 512.
  16. Phillips, 2008, p. 513.
  17. 1 2 Masequesmay, 2008, p. 748.
  18. Encyclopaedia Britannica: «Sexism... functions to maintain patriarchy, or male domination, through ideological and material practices of individuals, collectives, and institutions that oppress women and girls on the basis of sex or gender».
  19. Andersen and Taylor, 2007, p. 316: «Sexism is an ideology, but it is also a set of institutionalized practices and beliefs through which women are controlled because of the significance given to differences between the sexes».
  20. Lind, 2010, p. 535: «Sexism is discrimination on the basis of sex and/or gender. It occurs at various levels, from the individual to the institutional, and involves practices that promote gender-based prejudice and stereotyping. Most commonly, sexism refers to inequalities that exist among men and women, particularly where women are treated as unequal or inferior to men.».
  21. Cudd and Jones, 2008, p. 104: «'Sexism' refers to a historically and globally pervasive form of oppression against women».
  22. The Blackwell Dictionary of Sociology, 2000: «The key test of whether something is sexist… lies in its consequences: if it supports male privilege, then it is by definition sexist. I specify 'male privilege' because in every known society where gender inequality exists, males are privileged over females».
  23. 1 2 3 4 Pincus, 2003, p. 140.
  24. 1 2 3 4 Johnson, 2007, p. 168.
  25. Glick and Rudman, 2010, p. 328: «...Theorists... define sexism as subjectively favorable and unfavorable attitudes... that reinforce gender inequality».
  26. Ku, 2009, p. 744: «Sexism refers to attitudes and behaviors based on sex stereotypes, or cultural assumptions attached to being male or being female that disadvantage and discriminate against individuals on the basis of sex».
  27. Mansell and Ang, 2015, p. 459.
  28. Buskens and Jaffe, 2013, pp. 307-308.
  29. Flood et al., 2007a, p. viii.
  30. 1 2 Тартаковская, 2013.
  31. Pincus, 2003, p. 141.
  32. Kimmel, 2010, pp. 20-21.
  33. 1 2 3 4 Johnson, 2007, p. 169.
  34. 1 2 3 Fiske and Norris, 2009, p. 87.
  35. Glick and Fiske, 1999, p. 520.
  36. Glick et al., 2004, p. 725.
  37. Wadham, 2007b, p. 442.
  38. Wadham, 2007a, p. 24.
  39. 1 2 3 4 Higate, 2007.
  40. 1 2 Lynch, 2008, p. 411.
  41. Wadham, 2007a, p. 24-25.
  42. Lynch, 2008, p. 411, 413.
  43. Eichler, 2011: «"...Countries such as Brazil (1995), Argentina (1996), Austria (1998), and Italy (2000) relatively recently amended their policy to permit women to serve in active duty forces."».
  44. Eichler, 2011: «"...The number of women in most national militaries is minuscule."».
  45. Eichler, 2011: «"Yet it is important to note that the conscription of women does not necessarily change the primary association of masculinity with the military in a society."».
  46. Eichler, 2011: «"Soviet notions of militarized masculinity relied not only on the idea of men's citizenship duty but also on notions of heroism and patriotism, and a gender ideology that defined military service as key to the transition from boyhood to manhood."».
  47. Eichler, 2011: «"...The breakdown of the social contract [between the state and the male citizens] has undermined young men's willingness to serve. <...> The post-Soviet state has for the most part failed to back up men's militarization with tangible rewards."».
  48. Eichler, 2011: «"The tensions between militarized masculinity and capitalist masculinity reflect the challenges to conscription in a market economy. Many young men see military service as incompatible with a fast-paced market economy and competitive labor market."».
  49. Eichler, 2011: «"A significant gap exists between the state's use of militarism and militarized patriotism, and much of the population's skepticism toward recent wars waged by the Russian state."».
  50. Кон, 2009, с. 381.
  51. Lee, 2003, p. 166.
  52. Gavanas, 2003, p. 289.
  53. 1 2 3 4 5 Gavanas, 2003, p. 290.
  54. 1 2 3 4 5 Flood et al., 2007b, p. 203.
  55. Кон, 2009, с. 394.
  56. 1 2 3 Flood et al., 2007b, p. 202.
  57. Lawson and Lawson, 2008, p. 4.
  58. Schirmer, 2002, p. 105.
  59. Hoover, 2008, p. 18-19.
  60. 1 2 Hoover, 2008, p. 19.
  61. Pincus, 2003, p. 139.

Литература

  1. Гидденс Энтони. Патриархат и производство. Господство мужчин // Социология / Пер. с англ.; Под ред. В. А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  2. Гидденс Энтони. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины // Социология / Пер. с англ.; Под ред. В. А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  3. Денисова А. А. Сексизм // Словарь гендерных терминов / А. А. Денисова. — М.: Информация XXI век, 2002. — 256 p.
  4. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. — М.: Время, 2009. — 496 с. — ISBN 9785969103979.
  5. Тартаковская И. Предисловие // Способы быть мужчиной / Тартаковская И.Н. (сост., ред.). — М.: Звенья, 2013.
  6. Ушакин С. (сост.). ISBN 5867931706.
  7. Andersen, Margaret L., and Howard F. Taylor. ISBN 9780495007425.
  8. Benatar, David. ISBN 978-0-470-67451-2.
  9. Buskens, Ineke, and Allan Jaffe. Coping with Patriarchy and HIV/AIDS: Female Sexism in Infant Feeding Counseling in Southern Africa // ISBN 9789400758872.
  10. Carroll, Bret. Introduction // ISBN 9781452265711.
  11. Cudd, Ann E., and Leslie E. Jones. Sexism // ISBN 9781405171908.
  12. Eichler, Maya. ISBN 9780804778367.
  13. Fiske, Susan T., and Alyssa L. Norris. Sexism and Heterosexism // ISBN 9781621969136.
  14. Flood, Michael, Judith Kegan Gardiner, Bob Pease, and Keith Pringle. Introduction // [International Encyclopedia of Men and Masculinities ISBN 9781134317073.
  15. Fathers' Rights // [International Encyclopedia of Men and Masculinities ISBN 9781134317073.
  16. Fogg, Ally. The Second Sexism: don't judge a book by its press (англ.). New Statesman (23-05-2012). Проверено 24 октября 2016.
  17. Gavanas, Anna. Fathers' Rights // ISBN 9781576077740.
  18. Glick, Peter, and Susan T. Fiske The ambivalence toward men inventory // Psychology of women quarterly. — 1999. — Т. 23, № 3. — С. 519-536.
  19. Glick, Peter, et al. Bad but bold: Ambivalent attitudes toward men predict gender inequality in 16 nations // Journal of personality and social psychology. — 2004. — Т. 86, № 5. — С. 713-728.
  20. Glick, Peter, and Laurie A. Rudman. Sexism // ISBN 9781446248386.
  21. Hearn, Jeff, and Michael Kimmel. Changing Studies on Men and Masculinities // ISBN 9781446206843.
  22. Higate, Paul. Military Institutions // ISBN 9781134317073.
  23. Hoover, Ann E. Affirmative Action // ISBN 9781452266022.
  24. Johnson, Allan G. (ed.). Sexism // ISBN 9780631216810.
  25. Johnson, Allan. ISBN 9788131711019.
  26. Kimmel, Michael. ISBN 9780813549750.
  27. Ku, Manwai C. Sexism // ISBN 9781452261508.
  28. Lawson, Russell M., and Benjamin A. Lawson. Affirmative Action // ISBN 9780313350238.
  29. Lee, Calinda N. Fathers' Rights // ISBN 9781452265711.
  30. Lind, Amy. Sexism // ISBN 9781444392647.
  31. Masequesmay, Gina. Encyclopaedia Britannica. Проверено 7 августа 2016.
  32. # Lynch, Ami. Hegemonic Masculinity // ISBN 9781452266022.
  33. Mansell, Robin, and Peng Hwa Ang (eds.). ICT and Gender // ISBN 9781118290743.
  34. Masequesmay, Gina. Sexism // ISBN 9781452266022.
  35. Newman, David M. The Architecture of Inequality: Sex and Gender // ISBN 9781506305455.
  36. Phillips, Debby A. Masculinity Studies // ISBN 9781452266022.
  37. Pincus, Fred L. ISBN 9781588262035.
  38. Pinfold, Michael John. Reverse Sexism // ISBN 9781452265711.
  39. Schirmer, Dietmar. Integration and Fragmentation Discourses: Demanding and Supplying Identity in Diverse Societies // ISBN 9780521525992.
  40. Wadham, Ben. Armies // ISBN 9781134317073.
  41. Wadham, Ben. Military Masculinities // ISBN 9781134317073.

Обратный сексизм.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01