Lt304888.ru

Туристические услуги

Олёты

03-05-2023

Историческая группа племён
Современная субэтническая группа

Другие названия

олеты, ойлоты, огулеты, элеты, элюты, угелеты, огеледы, цгеледы;

Этноиерархия
Общие данные
Язык

семья — алтайская
группа — монгольская[1]
язык — ойрат-калмыцкий[2]

Письменность

(письменность)

Религия

тибетский буддизм (школа Гелуг)

Современное расселение
Историческое расселение
Государственность

Олёты (олеты, ойлоты, огулеты, элеты, элюты, угелеты, огеледы, угеледы; eleuths, монг. өөлд, транслит. ISO 9 ölöt, ööld, ögölöt[3]):

  1. Этногруппа западных монголов (ойратов)[4], проживающая в Монголии в Кобдоском (сомон Эрдэнэбурэн) и Арахангайском (сомоны Улзийт, Хотонт, Угий-Нур) аймаках; численность 16 639 человек (0,62 % населения Монголии, 2009 г.)[5], часть проживает в Китае. Кобдоские олёты сохранили больше ойратских черт, чем арахангайские, которые практически слились с халха-монголами. Вероятно современные олёты являются потомками средневековых олётов, и в местах сегодняшнего расселения оказались после разгрома Джунгарского ханства в 17571758 годах.[6][7][8]
  2. Название одного из крупных ойратских племён периода средневековья, участвовавшее в различных событиях истории народа ойратов, в том числе и в войнах с Чингисханом. Ряд исследователей предполагает, что олёты составляли наибольшую часть ойратов с начала 2-го тысячелетия, и от их имени было дано название всем западным монголам — «ойраты». Согласно другой точке зрения, племя сформировалось в результате смешения в XVII веке части дэрбэтов, хошутов, хойтов, торгутов, киргизов и урянхайцев (что видно из названий олётских родов).[6][7]
  3. В китайских источниках это форма термина ойраты — то есть западные монголы. Этнонимы олёты и ойраты у китайских историков используются синонимично, как и у многих других исследователей [9]. Возможно (это ещё одна теория происхождения название «ойраты»), именно из китайских источников распространилось название на все племена западных монголов — «ойраты».[6][7][10]

Содержание

Этимология названия

По одной из теорий этноним олёты является искажённым (вероятно китайским) произношением термина «ойраты». Также существует другая версия, по которой предполагается, что это название племени переводится как «обиженные»[11] (калм. өөлх, халх. өнтөглөх — «обижаться»[12]). Вероятно из китайских источников, либо от племени (или аристократического рода) олётов и произошло название всего ойратского альянса.[10]

Ранняя история

Дальнейшая история олётов связанна с историей Монгольской империи, а упоминания о них есть в различных исторических документах и других источниках (например «Сказании о дурбэн-ойратах» Габан Шараба и в «Истории Хo-Öрлöка»).[10]

Общие сведения об этногруппе (XIX-XX века)

Из сообщений русских исследователей XIX века [15] известно, что олёты кочевали в основном на западе Кобдоского округа, тогда входившего в Китайскую империю, и занимавшего весь северо-западный угол Монголии (45° и 50° северной широты и 57° и 65° восточной долготы). Кобдоский округ имел бо́льшую площадь, чем современное место расселения олётов — Кобдоский аймак.[16] В период цинского владычества главным начальником округа был китайский чиновник-мандарин (монг. хебей-амбань, с резиденцией в городе Кобдо), а для решения непосредственно монгольских дел, при нём состоял специальный чиновник из монголов — монгол-дзурган.[16]

Верующие олёты исповедуют тибетский буддизм. В XIX веке самым богатым и людным монастырём в Кобдоском округе считался монастырь племени дюрбютов, он находился при ставке их князя в местности Улангом [16] (современный город Улангом, монастырь Дечинравджаа).

Главным занятием олётов, как и почти всех монголов, в XIX веке являлось скотоводство. Помимо него они занимались охотой — для добывания шкур (в основном куниц) и мяса (сурков).[16] Исследователь Эрдэнэболд Лхагвасурэн пишет о зачатках земледелия у олётов в долине реки Ховд, начало которому они положили переселившись сюда после распада Джунгарского ханства (кон. XVII века).[8] Упоминается также о повинности олётов, наложенной цинским правительством — доставка дров для казённых зданий в городе Кобдо.[17]

Торговля в местах проживания олётов была сосредоточена в руках китайцев и русских. Предметы вывоза в Китай из Кобдоского округа — бараны (выгонялось до миллиона голов), овчины, шерсть овечья и верблюжья, а импорт из Китая — бязь, кирпичный чай и разные произведения китайских кустарей, так как среди монголов не было ремесленников (кроме кузнецов и мастеров серебряного дела). Импорт из России — юфть, плис, бумажные товары, железные и медные изделия, подносы, тазы, сундуки и прочее; экспорт — рогатый скот (для выгона в город Иркутск), сурочьи шкуры, овечья и верблюжья шерсть.[16]

В XX веке помимо скотоводства, часть олётов занята в промышленности.[6]

Язык

семья — алтайская
группа — монгольская (северомонгольская группа, западномонгольская подгруппа языков).
язык — ойрат-калмыцкий (другие названия языка — калмыцкий, ойратский, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский).

Примечания

  1. Северомонгольская группа, западномонгольская подгруппа языков.
  2. Другие названия языка — калмыцкий, ойратский, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский.
  3. Использована система транслитерации монгольского алфавита посредством символов латинского алфавита по международному стандарту ISO 9.
  4. Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А. М. Прохоров. — 3 издание. — Москва: «Советская Энциклопедия», 1973. — 629 тыс. экз.)
  5. Численность указана согласно «Монголия. Географическая энциклопедия» Юрий Николаевич Кручкин, Улан-Батор, 2009. Другие данные (за другие периоды) по численности олётов Монголии: 4 907 (0,58 %) по переписи 1956 г.; 5 614 (0,55 %) по переписи 1963 г.; 6 876 (0,58 %) по переписи 1969 г.; 8 857 (0,58 %) по переписи 1979 г.; 9 188 (0,46 %) по переписи 1989 г.; 14 634 (0,62 %) по переписи 2000 г., 11 277 человек (0,43 %) по данным текущего регистрационного учёта в 2007 г. Резкое увеличение (в 1,5 раза) численности олётов по переписи 2000 г. очевидно объясняется более точной самоидентификацией респондентов, значительная часть которых официально учитывалась (и учитывается по данным регистрационного учёта) в составе халха-монголов.
  6. ↑ Советская Историческая Энциклопедия / Гл. ред. Е. М. Жуков.. — М.: Советская энциклопедия, 1961-1976..
  7. ↑ Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6 .
  8. ↑ Традиционные религиозные верования ойрат-монголов (Конец XIX—I пол. XX вв.) : Дис. канд. ист. наук : Улан-Удэ, 2005 165 с. РГБ ОД, 61:05-7/1082
  9. Например у А. Г. Митирова в труде “Ойраты-калмыки: века и поколения” — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. — 384 с.: ил.
  10. ↑ «Обзор ойратской истории»
  11. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа (середина IX - первая четверть XVIII вв.). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. Москва - Элиста, 1994; Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - 2-е изд., перераб. и исправл. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002.
  12. Калмыцко-монгольско-русский словарь. Около 7000 слов. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1986.
  13. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа (середина IX - первая четверть XVIII вв.). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. Москва - Элиста, 1994; Эрдниев П. М., 1985
  14. Сокровенное сказание монголов; Изд. 1990, с. 209
  15. Потанин, «Очерки северо-западной Монголии» (вып. I, СПб., 1878); Позднеев, «Поездка по Монголии в 1892—93 гг.» (в «Известиях Императорского Русского Географического Общества», т. XXX, 1894, вып. II); «Землеведение Азии» Риттера (т. IV, СПб., 1877, Дополнения к III т.
  16. ↑ Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
  17. Потанин Г. Н. Очерки Северо-западной Монголии. — СПб., 1881. — Вып. 2. c. 39-40.

Олёты.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01