19-10-2023
Омфала (др.-греч. Ὀμφάλη) — в древнегреческой мифологии[1] лидийская царица, дочь (по другим рабыня) бога реки Иардана (Ἰάρδανος), жена, затем вдова Тмола (бога горы).
Когда Геракл, в наказание за убийство Евритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство (по Ферекиду, продан за 3 таланта[2]), госпожой его оказалась Омфала, и 3 года Геракл находился у неё в услужении (либо год[3]). Геракл подарил ей боевой топор (лабрис), захваченный им у Ипполиты[4].
Очарованный ею Геракл позабыл о своей воинственности и мужественности, сложил у ног царицы дубину и львиную шкуру и облёкся в женские одежды[5]. Вместо прежних тяжёлых работ ему приходилось теперь сидеть над пряжей в кругу рабынь и угождать прихотям любимой госпожи.
У Омфалы от Геракла было несколько детей. Она родила Гераклу Агелая (либо Лама[6])[7]; либо родила Гераклу Тирсена[8]. Она считалась родоначальницей лидийских царей, главным образом тех, которые происходили от ассирийских Гераклидов (см. Лид).
По истолкованиям учёных нового времени, это малоазиатская полубогиня, наполовину воинственного, наполовину женственного характера, покровительница удовольствий и представительница женской производительности. Её отождествляли иногда с финикийской Астартой или Афродитой-Уранией и считали богиней луны.
Действующее лицо сатировских драм Ахея Эретрийского и Иона Хиосского «Омфала», ряда комедий.
Этим сказанием не раз пользовались поэты, например Ахей, Антифан, младший Кратин, Ион; Аспазия в комедиях выводилась под именем Όμφάλη νεά (Новая Омфала). Мифом об Омфале пользовались живописцы; так, известна Помпейская картина, на которой изображен Геракл, облаченный в женские одежды, в обществе женщин-рабынь и строгой царицы, отнявшей у героя атрибуты его воинственности.
Картины Веронезе, Рубенса (1603), Иоганна Генриха Тишбейна (1754) и др.
Симфоническая поэма Сен-Санса Прялка Омфалы (1871). Драма Петера Хакса Омфала (1969).
Это заготовка статьи по античной мифологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Омфала.