09-07-2023
Он | |
Él | |
Жанр |
драма, мелодрама, экранизация |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Оскар Дансижер |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Артуро де Кордова, |
Оператор | |
Композитор |
Луис Хернандес Бретон |
Кинокомпания |
Producciones Tepeyac |
Длительность |
92 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0045361 |
«Он» (исп. Él) — чёрно-белая мексиканская драма, снятая режиссёром Луисом Бунюэлем по одноимённому роману Мерседес Пинто. Премьера фильма состоялась 9 июля 1953 г. в конкурсе Каннского кинофестиваля. Своей фетишистской тематикой и запутанной структурой с развёрнутыми флешбэками «Он» предвещает последующий фильм Бунюэля — «Попытка преступления» (1955).
Содержание |
Франциско, немолодой богатый холостяк, никогда не имевший связи с женщиной, придерживается строгих принципов и регулярно ходит в церковь. Именно там его внимание привлекают красивые ножки и невинно-покорное выражение лица Глории. Франциско ставит целью сделать её своей женой и после настойчивых ухаживаний добивается этого. Он предан жене, но сам одержим чувством ревности, которое доводит его до помешательства. Жизнь Глории превращается в ад, а её знакомые не хотят в это верить и помочь вырваться из сетей мужа-тирана. Однажды ночью Франциско берёт флакончик с эфиром, иголку и нитки и отправляется к постели спящей жены, чтобы навсегда зашить её влагалище и тем самым положить конец своим тревогам...[1]
Бунюэль говорил, что герой фильма его интересует «не более, чем какой-нибудь жук или малярийный комар»[2]. Как свидетельствует название фильма, Франсиско — лишь частное проявление патриархального порядка, который формирует его и оправдывает его ненормальность[3]. Рупорами этого миропорядка в фильме выступают священник и мать Глории. Парадокс в том, что вуайер, садомазохист и фетишист в одном лице ведёт вполне респектабельный образ жизни и более уважаем обществом, чем его невинно-добродетельная супруга. Однако его «Я» не выдерживает конфликта между разнонаправленными силами супер-Эго (пуританская католическая мораль) и Оно (извращённые сексуальные фантазии)[3]. По словам режиссёра, Франсиско «всё больше и больше воспринимает окружающий мир сквозь призму своей одержимости, пока наконец вся его жизнь не начинает вращаться вокруг неё. К примеру, стоит женщине сыграть что-то на пианино, как ему приходит в голову, что это сигнал любовнику, ожидающему её во дворе»[4]. На протяжении первой части фильма режиссёр исподволь подготавливает зрителя к погружению вместе с главным героем в пучину безумия. Зритель должен идентифицироваться с ним, чтобы воспринимать безумные выходки Франсиско как нечто само собой разумеющееся[3].
В фильме «Он» Луис Бунюэль одним из первых в истории кино представил клиническую картину зарождения и развития паранойи, в данном случае — на почве ревности. Зритель ставится на место главного героя и вместе с ним воспринимает мир со смещениями — от фетишистской зацикленности на ногах (включая ритуал омовения ног в церкви) и до иллюзии тотального заговора окружающих. Жак Лакан считал описание симптомов паранойи в фильме насколько точным, что демонстрировал его студентам на курсах психиатрии[5].
Премьера фильма в Каннах вызвала оторопь. На премьере случайно оказались ветераны войны, пришедшие на какой-то патриотический фильм, и они подняли в зале улюлюканье. В киноведческой литературе отмечается, что «Он» предвещает «Головокружение» А. Хичкока (1959) как тематикой (мужчина тщетно преследует женщину своей мечты и пытается подчинить её своей воле), так и отдельными элементами фабулы (сцена насилия на колокольне)[6]. Считается, что картина оказала влияние на становление художественного метода Романа Поланского[7] и Карлоса Сауры[3].
Фильмы Луиса Буньюэля | |
---|---|
Ранние | Андалузский пёс (1929) • Золотой век (1930) • Лас Урдес. Земля без хлеба (1932) |
1940е | Большое казино (1946) • Большой кутила (1949) • Забытые (1950) |
1950е | Сусана (1951) • Дочь обмана (1951) • Женщина без любви (1952) • Лестница на небо (1952) • Он (1953) • Зверь (1953) • Иллюзия разъезжает в трамвае (1954) • Робинзон Крузо (1954) • Грозовой перевал (1954) • Это называется зарёй (1955) • Попытка преступления (1955) • Река и смерть (1955) • Смерть в этом саду (1956) • Назарин (1958) • Атмосфера накаляется в Эль-Пао (1959) • Девушка (1960) |
1960е | Виридиана (1961) • Ангел-истребитель (1962) • Дневник горничной (1964) • Симеон-пустынник (1965) • Дневная красавица (1966) • Млечный путь (1969) • Тристана (1970) |
1970е | Скромное обаяние буржуазии (1972) • Призрак свободы (1974) • Этот смутный объект желания (1977) |
Он (фильм).