23-10-2023
Пальмбургский мост | |
Пальмбургский мост, 2008 год |
|
54°41′30″ с. ш. 20°35′57″ в. д. / 54.691667° с. ш. 20.599167° в. д. (G) (O) (Я) |
|
Область применения |
автомобильный |
---|---|
Пересекает |
река Преголя |
Место расположения | |
Конструкция | |
Тип конструкции |
разрезной, эстакадный |
Общая длина |
633 метра |
Полос движения |
2 (изначально 4) |
Эксплуатация | |
Открытие | |
Внешние изображения | |
---|---|
Вид моста в 1940 году | |
Мост после взрыва, 1953 год | |
Вид после восстановления двух полос, 1991 год |
Пальмбургский мост (нем. Palmburger Brücke, также Берлинский) — мост в Калининграде, часть Калининградской окружной дороги, перекинут через оба русла Преголи. Построен в 1938 году[2]. Две из четырёх полос, частично разрушенные во время Великой Отечественной войны, не восстановлены до настоящего времени.
Руины имеют сходство с разведённым мостом, что породило известную городскую легенду (см. ниже). Вид моста часто использовался кинематографистами в фильмах военной тематики[2], таких как «Встреча на Эльбе», «Женя, Женечка и „катюша“», «Щит и меч» и других.
Содержание |
Название «Пальмбург» (нем. Пальмовый дворец) происходит от названия имения с сельскохозяйственным производством, располагавшегося рядом с мостом. Владелец имения выращивал в оранжереях экзотические растения, среди которых были и пальмы[2].
После передачи части Восточной Пруссии Советскому Союзу за мостом среди русскоязычного населения закрепилось название «Берлинский мост», старое название практически не используется[2].
Бытует мнение, что отступающие немецкие войска развели мост, и за последующие шестьдесят лет его так и не свели[2]. Вопреки городской легенде, мост являлся не разводным, а сборно-металлическим. Отдельные блоки бетонировались непосредственно на мосту. Мост следует назвать разрезным, а с учетом размещения большинства опор на суше — эстакадным.[1]
Особенностью моста являлось то, что на опорах, расположенных на берегах Старой и Новой Преголи, размещались удлинённые пролётные строения, консолями направленные в сторону русел. На консолях размещались специальные вставки. Узлы моста находились в устойчивом равновесии, однако в опорах были предусмотрены минные камеры, куда можно было заложить взрывчатку, что позволило бы в нужный момент вывести мост из строя[1][2].
В ночь с 29 на 30 января 1945 года комендант кёнигсбергской крепости генерал Отто фон Ляш приказал взорвать Пальмбургский мост, чтобы сдержать наступление советских войск. Как и планировалось архитекторами, вставки упали в реку, уменьшив при этом глубину на её фарватере[1]. Советские войска были вынуждены перейти к длительной обороне, продлившейся вплоть до 6 апреля 1945 года[2].
После прорыва фронтов через рукава Преголи были построены низководные деревянные мосты, а по суше — проложена бревенчатая гать. В начале 1970-х годов была восстановлена одна из проезжих частей[2].
В 2000-х годах появились проекты реконструкции моста[3]. В 2012 году началось сооружение 22 опор под новый мост рядом с Пальмбургским[4].
Пальмбургский мост.