16-10-2023
Папюс | |
Имя при рождении: |
Gerard Anaclet Vincent Encausse |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
25 октября 1916 (51 год) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
французский масон, оккультист, маг и врач |
Язык произведений: |
французский |
Дебют: |
Современный оккультизм (1887) |
Мартинизм |
|
Основные составляющие Учения | |
Список:
Теургия · |
|
Направления оккультной практики | |
Мартинисты | |
Список:
Мартинес де Паскуалли · Луи Клод де Сен-Мартен · Жан-Батист Виллермоз · Папюс · Станислас де Гуайта · Амбелен, Робер · Освальд Вирт · Жозеф-Мари, граф де Местр · Антуан Кур де Жебелен · Сент-Ив Д’Альвейдр · Низье, Филипп Антельм · Жозеф Пеладан · Артур Эдвард Уэйт · Элифас Леви · Клод Дебюсси · Николай Николаевич Младший · Новиков, Николай Иванович · Рындина, Лидия Дмитриевна · Лопухин, Иван Владимирович · Трояновский А. В. · Антошевский И. К. · Жак Казот · Чеслав Иосифович Чинский · Григорий Оттонович Мебес · Казначеев П. М. · Огюст Шабосо · Жан Брико · Херасков, Михаил Матвеевич · Фабр де Оливье |
|
Деятели, оказавшие влияние | |
Мартинистские организации | |
† Основные символы и понятия † | |
Связанные с мартинизмом организации | |
Книги | |
Издательства | |
Список:
«Инициация» · «Вуаль Исиды» · «Изида» |
Папюс (настоящее имя — Жерар Анаклет Винсент Анкосс фр. Gerard Anaclet Vincent Encausse) (13 июля 1865 — 25 октября 1916) — французский оккультист, маг и врач. Известный оккультист конца XIX — начала XX века[1].
Основатель Ордена Мартинистов[2][3] и член «Каббалистического Ордена Розы†Креста»[2][3].
Папюс прославился в том числе и как автор более 400 статей и 25 книг по магии, каббале, автор знаменитой системы карт Таро. Он считался видной фигурой в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий[4][5].
Содержание |
Жерар Анаклет Винсент Анкосс родился в городе Ла-Корунья (Испания) 13 июля 1865 года. Его мать была испанкой, а отец — французом. В 4 года семейство Анкосс перебралось во Францию, в Париж.
В молодости Анкосс провел много времени в Парижской Национальной Библиотеке за изучением каббалы, таро, магии, алхимии и работ Элифаса Леви. Псевдоним «Папюс», который Анкосс взял впоследствии, был заимствован из «Нюктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви (опубликованного как приложение к его книге «Учение и Ритуал Высшей Магии») и означал «врач».
На Жерара Анкосса оказали влияние труды Луи Люка (1816—1863), Антуана Фабра д’Оливе (1768—1825), Александра Сент-Ива д’Альведейра и Луи Клода де Сен-Мартена. Именно благодаря трудам этих авторов Папюс отказался от материализма и позитивизма, и занялся алхимией и оккультизмом[6].
Папюс был посвящен в 1882 году в степень S∴I∴, «Superieur Inconnu» (Высший Неизвестный) Анри Делаажем, который, в свою очередь, был посвященным по линии преемственности системы «Вольных Посвящений» Сен-Мартена[7].
В 1887 году Папюс вместе с Пьером Огюстом Шабосо, так же имевшим посвящение по одной из линий преемственности от Сен-Мартена, объединив свои линии, основал «l’Ordre des Supеrieurs Inconnus» (Орден Высших Неизвестных), который приобрел известность под именем Орден Мартинистов[2][3]. Ритуалы и учение Ордена были основаны на трех «уснувших» масонских Уставах: Уставе Избранных Коэнов (фр. Elus-Cohens) Мартинеса де Паскуалиса (1700—1774 гг.), «Исправленном Шотландском Уставе Сен-Мартена» и «Исправленном Уставе» Луи Клода де Сен-Мартена (1743—1803 гг.), ученика Паскуалиса, писавшего под псевдонимом «Неизвестный Философ»[8][9]. Так же, в структуру Ордена была включена степень Инициата, символизм и ритуал которой был заимствован из Высших Градусов Исправленного Шотландского Устава (фр. Rite écossais rectifié — R∴E∴R∴), и представляет собой, по мнению исследователя тайных обществ Джона Майкла Грира — степень Рыцаря Благодетеля Святого Града (фр. Chevalier bienfaisant de la Cité sainte — C∴B∴C∴S∴) введенную в Устав другим учеником Паскуалиса — Жаном-Батистом Виллермозом[10]. Орден поддерживал добрососедские отношения с франкмасонством, так, что часть масонов были мартинистами[2]. Выдержав испытание временем, Орден и сегодня продолжает свое дело. В том же году Папюс вступил в теософское общество Елены Петровны Блаватской[11], однако вскоре покинул его ряды, разочаровавшись. Существуют различные версии причины его разочарования, среди которых основной считается сближение теософии с восточными политеистическими культами Индостана, в частности с индуизмом и прочими, которые Папюс недолюбливал[12] и не поощрял[12].
С 1888 года Папюс начинает выпускать журнал «Инициация» (фр. l’Initiation), который являлся официальным печатным органом Ордена Мартинистов, и просуществовал вплоть до Первой мировой войны. В том же году вместе с маркизами Станисласом де Гуайта и Жозефом Александром Сент-Ивом д’Альвейдером он участвует в основании «Каббалистического Ордена Розы†Креста», став одним из его соучредителей. «Каббалистический Орден Розы†Креста» благополучно существует и действует по сей день[13].
В течение 1889-1891-х годов Папюс организует «Верховный Совет Ордена Мартинистов», который по своей сути представлен членами «Каббалистического Ордена Розы†Креста», таким образом, что Орден Мартинистов становится для него как бы «внешним кругом»[2][3].
В 1890 году основывает журнал «Вуаль Изиды» (фр. Le Voile d'Isis). Позже в 1901—1905 гг. Папюс приезжает в Санкт-Петербург, где в 1909 году члены Ордена Мартинистов основывают журнал «Изида» — официальный печатный орган мартинистов[14], издающий переводы книг Папюса и другие произведения по оккультизму.
В 1893 году Папюс был одним из первых посвящен в епископы Гностической церкви[15] («Eglise Gnostique») Жюля Дюанеля, взяв себе имя «Тау Винстент»[15].
В 1894 году получил степень доктора медицины Парижского университета за диссертацию по «философии анатомии».
В 1896 году доктор Жерар Анкосс был приглашен в Д∴Л∴ «Радуга», работавшую по Египетскому Уставу Мицраима, на открытое («белое», то есть не ритуальное) собрание, основным поводом проведения которого являлась конференция, посвященная мартинистской традиции, и выступил с речью о традиции Мартинизма и Ордене Мартинистов. Однако, не смотря на это, в связи с отрицательным отношением ряда братьев Ложи к спиритуализму, теургии, и церемониальной магии, Папюсу было дважды отказано в принятии в Ложу (в том же, 1896 году, и в 1897 году). Все это спровоцировало разногласия в Д∴Л∴ «Радуга», остававшейся к тому времени единственной регулярно действующей Ложей под эгидой Великой Ложи Мицраима. В 1899 году Д∴Л∴ «Радуга» разделилась на две: одна Ложа под руководством Абеля Хаатана, в которую вошли противники Папюса, и другая Ложа под руководством Жюля Осселена, в которой сосредоточились братья, являвшиеся друзьями Папюса, в том числе и Ивон Ле Луп (1871—1926) более известный под псевдонимом Поль Седир[16].
В 1901 году Ложа «Радуга» Абеля Хаатана слилась с «Древним» Египетским Уставом Мицраима, который двумя годами позже растворился в Великом Востоке Франции. И в том же, 1901 году посвящение в Египетский Устав Мицраима, в Ложе Жюля Осселена, получил Папюс[16][17][18].
Тогда же, в 1901 году, по патенту, выданному Джоном Яркером, Папюс инсталлирует в Париже Ложу «Изначального и Подлинного Сведенборгианского Устава» под отличительным титулом «INRI» № 14 и берет в руки её молоток[19][20]. В ноябре того же года, журнал «Инициация» упоминает Сведенборгианский Устав и Ложу «INRI» среди эзотерических систем, чьим печатным органом он служит, наряду с Орденом Мартинистов, и «Каббалистическим Орденом Розы†Креста»[19].
В 1905 году, 9 марта, в Ложе «Свободная мысль», работавшей под эгидой Великого Востока Франции, Папюс произносит речь, в которой ставит вопрос: «Должно ли масонство быть спиритуалистическим?»[19].
20 марта 1906 года Папюс получает патент на создание Великой Сведенборгианской Ложи Франции[16]. Эта Ложа принимала в свои ряды только масонов в степени Мастера, и присваивала последовательно Три Высших Градуса, то есть работала как «Ложа Усовершенствования» в Системе Высших Степеней[16].
15 ноября 1906 года Папюс получает права на основание в Париже новой Ложи, под названием «Humanidad» (Человечество) № 240, в которой проводились работы в символических градусах по «Испанскому Национальному Уставу»[21], и которым руководил из Исидоро Вийарино дель Вийар (1827—1914)[22]. Благодаря этому Папюс получил возможность посвящать в Высшие Степени Капитула Ложи «INRI» № 14 братьев, ранее получивших «символические степени» в Ложе «Humanidad». 25 октября 1907 года в этой Ложе был посвящен Рене Генон, и в ней же был возведен Папюсом в степень Мастера 10 апреля 1908 года, не задолго до того, как его исключат из всех обществ за недостойное поведение[22][23].
В январе 1908 года в журнале «Вуаль Изиды» (фр. Le Voile d'Isis) объявляет о созыве в июне масонского Конвента спиритуалистических Уставов[24], организатором которого выступает Орден Мартинистов. Папюс, и его ближайший соратник Тедер (Шарль Детре) создали Временный организационный комитет, секретарем которого назначили мартиниста Виктора Бланшара, будущего Великого Мастера Синархического Ордена Мартинистов[25][26]. Членами Комитета являлись: Медерик Бодело, д-р Биаджини, Шарль Бланшар, Боннэ, Анри-Жан Бруйу, Эдмон Дас, Жан Дежобер, Ш.Дюбург, Гектор Дервиль-сын, Луи Фужерон, Патрис Жанти (1883—1961), Этьен Гарэн, Альбер Жуне, Мерль, Альбер и Леон Ноэль, Жорж Дескорнье-Фанег, Шмид, Александр Тома и Рене Генон, который в тот же год будет изгнан из Ордена Мартинистов[23][27].
15 марта 1908 года Папюс становится в Париже гарантом дружбы между Державным Святилищем, и Великим Востоком Берлина, который должен был быть представлен на Конвенте своим Великим Мастером — Теодором Ройссом[28].
В июне 1908 года семнадцать масонских послушаний, признающих «Великого Архитектора Вселенной» собрались на Конвент спиритуалистических Уставов. Целью Конвента было заявлено:
«Срочно нужно, чтобы французы, связанные с масонскими организациями, смогли установить параллели между настоящим традиционным и спиритуалистическим масонством и теми обрывками невежества и заблуждений, которые фигурируют во Франции под флагом масонства»[24].
Темы, обсуждавшиеся на Ковенте, приводит журнал «Хирам», впоследствии подтвержденные в другом, весьма редком издании: «Полный отчет работ Масонского спиритуалистического конгресса и конвента. Спиритуализм, Эзотерическое христианство, Магнетизм и прикладные науки, Спиритуалистическое масонство»[29][30].
На Конвенте присутствовали следующие масонские организации:
Из не масонских организаций присутствовали на Конвенте:
Три раза Папюс бывал в Российской империи, в 1901, 1905, 1906 годах. Целью приезда были лекции по магии и оккультизму. Именно Филипп и Папюс посвятили Императора Николая II в Мартинизм[35][36][37][38]. По версиям некоторых историков, Папюс предсказал гибель царя Николая II[35][39].
Мартинизм появляется в России в 1894 году, тогда в Петербурге появился первый делегат Ордена. Однако основное развитие ордена начинается с деятельности полковника графа Муравьева-Амурского В. В. (брата министра юстиции). Будучи военным атташе во Франции, он увлекся оккультизмом и в 1895 году был принят в Орден самим Папюсом. По возвращении из Парижа он основывает в Петербурге в 1899 году первую в России мартинистскую ложу «Аполлония», подчиняющуюся Верховному совету Ордена в Париже.[38]
К этому времени относятся и сведения об увлечении Мартинизмом Николая II. В начале 1900 года герцогиня Лейхтенбергская Анастасия Николаевна по поручению Николая II посетила во Франции учителя Папюса, члена Верховного совета Ордена Мартинистов Филиппа Антельма Низье, чтобы убедиться в его чудотворной силе. Законченного медицинского образования он не имел и целил гипнозом. 20 сентября 1901 года произошла личная встреча Николая II с мсье Филиппом в Компьене, организованная все той же герцогиней Лейхтенбергской, после чего глубокой осенью того же года по личному приглашению царя почтенный старец прибыл в Петербург. Первое посещение Филиппом Низье России было непродолжительным (около двух месяцев), и ограничилось Царским Селом. Затем Филипп консультировал царскую семью, как медицинский и оккультный советник. Ему был выдан диплом врача. Филипп умер в 1905 году. Царская семья упоминала Филиппа как «одного из двух друзей, посланных нам Богом». В этом же году Папюс провёл спиритический сеанс для Николая II и царицы, призвав дух царя Александра III.[38]
Кандауров Л. Д. сообщает[40][41]: «После отъезда Филиппа из России в Петербург вскоре прибыл гроссмейстер Ордена Мартинистов Папюс (доктор Анкосс) и его сотрудник Чинский… Папюс основал следующие Мартинистские ложи: в Петербурге „Великая ложа Аполлония Тианского“ (председатель сначала Г. О. Мебес, а потом Антошевский — владелец журнала „Изида“), в Москве „Св. Иоанн Равноапостольный“ (предс. Казначеев, члены: фон Гейер, Рындина, Соколов, Хорват и др.), в Киеве в 1912 г. „Св. Владимир Равноапостольный“ (предс. многоизвестный Маркотун).»[42]
В Санкт-Петербурге (тогда столице России) книги Папюса на русский язык переводил Трояновский А. В. Он же издавал их в журнале «Изида» — официальном издательстве русских мартинистов[38][43], и основном популяризаторе и переводчике книг по оккультизму и астрологии в дореволюционной России.
Ложа мартинистов существовала в России до 1916 года, в конце которого Папюс погиб. Тогда было прекращено издание журнала «Изида», и в 1917 году убит Антошевский И. К.
В 1913 году в Париже появляется Великая Национальная Ложа Франции (ВНЛФ), которая сразу же получает масонское признание от Объединённой Великой Ложи Англии (ОВЛА). Данная юрисдикция проводила масонские работы по Исправленному Шотландскому Уставу (фр. Rite écossais rectifié), которому Папюс симпатизировал, ввиду того воздействия, которое на данный Устав (ИШУ) оказал Жан-Батист Виллермоз, ученик Мартинеса де Паскулиса, и сподвижник Луи Клода де Сен-Мартена в Ордене Избранных Коэнов, от которого вел свою историю Орден Мартинистов Папюса, и ввиду близости ИШУ в некоторых ритуальных, легендарных и догматических элементах с его Орденом Мартинистов[10].
В 1914 году Папюс, как глава Ордена Мартинистов, и одновременно, глава Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима во Франции, начинает переговоры с Великим Мастером Великой Национальной Ложи Франции Эдуардом де Рибокуром, с целью учредить под его эгидой ряд масонских Лож. Проект был включен в план действий на ближайшие годы, однако начавшаяся Первая мировая война не позволила продолжить работу в этом направлении[44][45][46].
Папюс ушёл добровольцем на фронт, где работал врачом полевого госпиталя, пока его не комиссовали, по причине заражения туберкулезом, от которого он и умер 25 октября 1916 года[44][46].
Будучи прекрасным компилятором (как отмечал его современник, Жюль Буа)[5], Папюс создал много книг, считающихся до сих пор актуальными современными эзотериками. Косвенно это подтверждает тот факт, что его произведения являются одними из самых издаваемых материалов по западной магии.
[(недоступная ссылка — история) Полная библиография Папюса] составляет более 100 произведений. Ниже представлены наиболее известные книги и статьи.
Оккультизм | |
---|---|
|
Алхимия • Астрология • Герметизм • Гностицизм • Каббала • Карты Таро • Магия • Мистицизм • Неоплатонизм • Пифагореизм • Розенкрейцерство • Теософия • Теургия • Христианская каббала • Христианский мистицизм • Физиогномика • Эзотеризм |
Основные концепции |
Адам Кадмон • Ангелы • Астральная проекция • Астральный план • Бафомет • Великое Делание • Гнозис • Гномы • Голем • Гомункул • Грехопадение • Демоны • Древо Жизни • Духи • Духи воды • Духи огня • Закон синархии • Знаки зодиака • Иерофант • Кадуцей • Крест • Микрокосм • Мировая душа • Одержимость • Падшие ангелы • Пентаграмма • Пентаграмматон • Печать царя Соломона • Пифия • Пять метаэлементов • Саламандры • Святой Грааль • Сильфы • Стихии • Тетраграмматон • Тонкий план • Ундины • Феникс • Философский камень • Флюид • Элементали • Эликсир жизни • Эфир |
|
Папюс.