Lt304888.ru

Туристические услуги

Пассажирка (опера)

30-04-2023


«Пассажирка» (Op. 97, 1967—1968 гг.) — опера Моисея Вайнберга в двух актах, восьми картинах с эпилогом на либретто Александра Медведева по одноименной новелле Софии Посмыш.

"Не устаю восхищаться оперой «Пассажирка» Вайнберга, — написал Дмитрий Шостакович в 1974 году. — «Трижды слушал ее, изучал партитуру и с каждым разом все глубже постигал красоту и величие этой музыки. Мастерское, совершенное по стилю и форме произведение» [1]. Незаслуженно забытая в Советском Союзе и России, ни разу не исполнявшаяся при жизни композитора, опера «Пассажирка» стала ключевым событием международного оперного фестиваля в Брегенце 2010 года, посвящённого творчеству Моисея Вайнберга [2].

Содержание

История постановок

Премьера оперы состоялась в концертном исполнении 25 декабря 2006 года в Москве в Музыкальном театр Станиславского и Немировича-Данченко[3]. Премьера оперы в сценической постановке состоялась 21 июля 2010 года на фестивале в г. Брегенц (Австрия) в копродукции с Большим театром Варшавы (2010 г.), Английской Национальной Оперой, Лондон (2012 г.) и Театром Реал Мадрид (2012 г.).

В России опера фактически не исполняется (за исключением упомянутого премьерного исполнения и концертного исполнения в Новосибирском государственном театре оперы и балета в 2010 году)[4] и практически неизвестна российскому слушателю. В то же время, европейский музыкальные критики, вслед за Шостаковичем, не устают восхищаться красотой музыки. [5] [6] [7]

Действующие лица

  • Марта, полячка, заключенная, 19-и лет в Освенциме и 34-х лет на корабле (сопрано)
  • Тадеуш, возлюбленный Марты, заключенный, 25-и лет (баритон)
  • Катя, русская партизанка, заключенная, 21-го года (сопрано)
  • Кристина, полячка, заключенная, 28-и лет (меццо-сопрано)
  • Власта, чешка, заключенная, 20-и лет (меццо-сопрано)
  • Ханна, еврейка, заключенная, 18-и лет (контральто)
  • Иветт, француженка, заключенная, 15-и лет (сопрано)
  • Старуха, заключенная (сопрано)
  • Бронка, старая заключенная, 50-и лет (контральто)
  • Лиза, немка, 22-х лет в Освенциме и 37-и лет на корабле (меццо-сопрано)
  • Вальтер, муж Лизы, дипломат, 50-и лет (тенор)
  • Первый боец СС (бас)
  • Второй боец СС (бас)
  • Третий боец СС (тенор)
  • Старый пассажир / стюарт (актер)
  • Главная надзирательница (актриса)

Синопсис [8]

Первый акт

Начало 1960-х годов, океанский лайнер. На сцене находится хор, который по ходу спектакля представляет то заключенных, то пассажиров, то немецких офицеров, то — обычных зрителей из другого времени.

Картина 1

Вальтер, немецкий дипломат, и его молодая жена Лиза плывут в Бразилию, где Вальтер должен вступить в новую должность. Вдруг Лиза видит пассажирку, которую, как ей кажется, он знала раньше. Но Лиза уверена, что эта девушка давно мертва. В состоянии глубокого шока Лиза впервые говорит мужу, что во время войны была надзирательницей СС в лагере в Освенциме. Во время разговора они ссорятся.

Картина 2
Лагерь в Освенциме. Здесь мы узнаем, что «пассажирка» — эта Марта, молодая польская заключенная. Надзирательница Лиза Франц выделяет Марту из круга других заключенных, так как думает, что та поможет ей лучше контролировать других узников.

Картина 3

В женской части казармы мы встречаемся с заключенными со всех частей Европы, попавшими в этот космополитический ад. Русскую партизанку Катю приводят в казарму с жестокого допроса. Одна из надзирательниц находит записку на польском языке, которая может скомпрометировать Катю. Лиза приказывает Марте прочитать записку и та хладнокровно выдает записку за письмо своему любимому — Тадеушу, который, как ей кажется, тоже находится в Освенциме.

Возвращаемся на корабль: Лиза и Вальтер всё же пытаются справиться с этой серьёзной проблемой, которая грозит их отношениям.

Второй акт

Картина 4

Под присмотром Лизы заключенные перебирают одежду и другие вещи казненных узников. Прибывает офицер, требуя найти ему скрипку. У коменданта лагеря будет концерт, во время которого один из заключенных должен сыграть любимый вальс коменданта. Лиза находит скрипку, но потом офицер решает, что музыканту-заключенному лучше выбрать себе скрипку самостоятельно. Заключённым оказывается Тадеуш. Мы наблюдаем за сценой, когда Марта и Тадеуш видят и узнают друг друга, но им мешает Лиза. Надзирательница разрешает им поговорить дольше, рассчитывая сыграть на этом в дальнейшем.

Картина 5

Лиза оскорбляет Тадеуша в мастерской, где тот делает серебряные украшения по заказу офицеров СС. На одном из украшений — Мадонна, но Лиза узнает в женском изображении Марту. Лиза предлагает Тадеушу встретиться с Мартой, но он колеблется. Он не хочет остаться должным Лизе.

Картина 6

В женских бараках узницы поздравляют Марту с днем рожденья. Она поёт песню о влюбленности в смерть. Лиза прерывает её и пытается спровоцировать Марту, рассказав той, что Тадеуш отказался от возможности увидеться с возлюбленной. Марта не задета — она уверена, что решение Тадеуша правильно.

Иветта, француженка, пытается научить русскую старушку французским словам. Катя поет песню о России. Внезапно врываются надзиратели — время «отбора». Зачитывается список с номерами и заключенных одну за другой уводят. Лиза успокаивает Марту, что её время еще не пришло — она позаботится, чтобы Марта присутствовала на концерте Тадеуша.

Картина 7

На корабле Вальтер и Лиза приходят к решению, что даже если «пассажирка» и есть Марта, то они всё равно вынуждены смириться с этим. Пара решает пойти на танцы в салон. Но в момент, когда по просьбе «пассажирки» корабельный оркестр начинает играть «любимый вальс коменданта», Лиза пугается до смерти.

Картина 8

Лагерь в Освенциме. Время концерта, собираются офицеры и заключенные. Тадеуш должен играть вальс, но он решается сыграть совсем другое произведение. Сцена обрывается на высокой ноте, когда офицеры разбивают скрипку Тадеуша, стаскивают его со сцены и забивают до смерти.

В эпилоге мы видим Марту, вспоминающей о прошлом и страстно желающей того, чтобы никто из пострадавших не был забыт.

Примечания

  1. Ueber die Oper von Dmitri Schostakowitsch, September 1974 // Mieczyslaw Weinberg. In der Fremde. Bregenzer Festspiele GmbH, Juli 2010
  2. http://presse.bregenzerfestspiele.com/de/symposium-weinberg-20100000-0
  3. http://www.jewish.ru/news/culture/2006/12/news994243866.php
  4. http://www.opera-novosibirsk.ru/publications/index.php?rnw-p:e=4&rnw-p:id=834
  5. http://www.dradio.de/dkultur/sendungen/konzert/1193334/
  6. http://www.kultiversum.de/Oper-opernwelt/Mieczyslaw-Weinberg-Bregenzer-Festspiele-Zwischen-den-Welten.html
  7. http://www.nmz.de/kiz/nachrichten/bregenzer-festspiele-2010-eroeffnen-mit-weinbergs-passagierin
  8. Handlung: Die Passagierin von David Poutney // Mieczyslaw Weinberg. In der Fremde. Bregenzer Festspiele GmbH, Juli 2010

Пассажирка (опера).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01