Lt304888.ru

Туристические услуги

Пиковая дама (фильм, 1960)

12-05-2023

Пиковая дама
Жанр

драма
музыкальный фильм

Режиссёр

Роман Тихомиров

Автор
сценария

Георгий Васильев
Сергей Васильев
Павел Вейсбрем
Роман Тихомиров
Борис Ярустовский

В главных
ролях

Олег Стриженов
Ольга Красина
Елена Полевицкая
Валентин Кулик

Оператор

Евгений Шапиро

Кинокомпания

Ленфильм

Длительность

100 мин

Страна

 СССР

Язык

русский

Год

1960

IMDb

ID 0054183

«Пиковая дама» — экранизация одноименной оперы Петра Чайковского, написанной по мотивам повести Александра Пушкина. Фильм-опера был снят в 1960 году на киностудии «Ленфильм».

Сюжет

Опера построена на повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». В центре повествования — молодой инженер Германн (драматический тенор), скрытный, очень волевой и страстный, честолюбивый, одержимый идеей разбогатеть. Для него не существует ничего, кроме работы, приносящей ему доход. Он редко посещает дворянские собрания, не позволяет себе пить вино и тем более играть в карты.

Его знакомые — офицер Томский (бас-баритон) — весельчак, мот, картёжник; богатый карточный игрок Чекалинский (лирический тенор), князь Елецкий (лирический баритон). Елецкий помолвлен с молодой дворянкой Лизой (драматическое сопрано) и ждёт свадьбы. Германн признаётся Томскому, что он увидел на прогулке прекрасную девушку и влюбился в неё, но не смеет открыть своих чувств.

На одном из балов Германн сидит в одиночестве за столиком. Неподалёку от него балагурят его приятели — Томский, Чекалинский и прочие. Появляется Графиня — старая дама отталкивающей внешности. Что-то взволновало и встревожило Германна. Томский, заметив это, рассказывает легенду, связанную со старой графиней, которая ещё полвека тому назад блистала в Версале. Сам таинственный граф Сен-Жермен искал близости с ней. Но графиня обожала карточные игры, и сильно проигрывалась.

И вот граф Сен-Жермен, видя бедственное положение графини, предлагает ей узнать три магические карты, которые принесут ей крупный выигрыш — в обмен на близость. Как утверждает Томский, сделка состоялась, и уже утром следующего дня графиня на три эти карты выиграла большие деньги. Но дальше интрига развивалась следующим образом:

Раз мужу те карты она назвала,
Другой раз их юный красавец узнал,
Но в эту же ночь, лишь осталась одна,
Ей призрак явился (Сен-Жермена) и грозно сказал:
Получишь смертельный удар ты
От третьего, кто, пылко-страстно любя,
Придёт, чтобы силой узнать от тебя
Три карты, три карты, три карты!

Германн в страшном смятении, он словно понял, что именно надо ему делать, он вскакивает и бежит вон из зала. В дверях он столкнулся с Лизой, отчего разволновался ещё больше. Идя куда-то по ночной улице под проливным дождём, он всё повторяет этот мотив: три карты, три карты, три карты…

На балу танцуют гости, танцует Елецкий с Лизой, признаётся ей в любви. Бал заканчивается, гости уезжают. Неизвестным образом Германн оказывается сначала под балконом Лизы, затем проникает к ней в квартиру. Он страстно признаётся ей: Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой, прости, но страстного не отвергай признанья…

Лиза молчит в смущении. Германн понял, что он ей тоже небезразличен. Но тут слышен шум, в квартире толпятся девушки из свиты Графини. Он выскочил из квартиры.

На балу Германн получает от Лизы ключи от покоев её бабушки. Томский и приятели, дразня Германна, напевают ему мотив «Три карты, три карты, три карты». Германн в отчаянии покидает бал.

Он ждёт в тёмной спальне графини, спрятавшись за занавеску. Вот наконец они приезжают с бала, усталые, старуха (меццо-сопрано или контральто) почти спит. Служанки её раздевают, она их прогоняет. Но сон нейдёт к ней, она смотрит на свой портрет, запечатлевший её в далёкой юности и начинает вспоминать, как она танцевала и пела в Париже, составляя конкуренцию самой мадам Помпадур. Напевая французскую песенку, она засыпает, но тут перед ней предстаёт Германн, умоляя на коленях открыть тайну трёх карт, ведь он так пылко и страстно любит Лизу. Но старуха впала в ступор от ужаса, молчит, безумно на него уставясь. Германн в отчаянии, понимает, что он от старухи ничего не дождётся. Выхватывает пистоль, наводит на неё, кричит, угрожает, но как выясняется, старуха моментально скончалась от инфаркта.

Германн практически в помешательстве. Старуха умерла, он теперь не узнает заветные три карты. Он уходит.

Следующая сцена застаёт Германна в его доме. Он читает письмо Лизы, где она предлагает ему вечером окончательно выяснить отношения на Лебяжьей канавке. Он уже безумен, вспоминает похороны старухи, как пробрался в церковь и неотрывно смотрел на её мёртвое лицо. Страшный удар грома заставляет его забраться под ломберный столик. К нему является призрак (в фильме это не показано) и произносит замогильным голосом: я пришла к тебе против своей воли. Вот три карты, которые составят твоё богатство: тройка. семёрка. туз. Германн в помешательстве повторяет эти слова. Тройка. Семёрка. Туз.

Трагедия близится к развязке. Лиза, волнуясь, ждёт Германна. Уж полночь близится, а Германна всё нет… И вот он является с ударами курантов, растрёпанный, в парадном мундире, с безумными сверкающими глазами. Как бы не замечая её, он твердит, что вот теперь будет удача, что надо скорей бежать в игорный дом! Там, там груды золота лежат, и мне, мне одному принадлежат! Лиза в ужасе отшатывается от него, он кричит: кто ты? Тебя не знаю я! И убегает.

Лиза понимает, что это убийца её бабушки, что единственное, что он хотел, это сорвать огромный куш. Погиб он, а вместе с ним и я — с этими словами она спускается к воде. Заключительный кадр — белый газовый шарфик Лизы на чёрной воде канала.

В дворянском собрании кипит веселье, Томский под хохот распевает фривольные песенки. Врывается Германн, сильно удивляя всех гостей. Он желает играть, и это всех озадачивает — Чекалинский неуверенно пытается пошутить, поздравляя его с разрешеньем столь долгого поста. Выясняется, что Германн принёс все свои сбережения и ставит их на карту. Это очень крупные деньги, и только Елецкий, кипя ненавистью к сопернику, принимает вызов. Чекалинский раскладывает карты. Германн поёт знаменитое ариозо: что наша жизнь? Игра! И выигрывает на тройку. Но Елецкий идёт углом, угрожая в следующем кону отыграть всё назад. Германн выигрывает на семёрку. Елецкий просит друга быть секундантом — если Германн выиграет и в третий раз, он будет драться с ним на дуэли. Германн хватает карту, торжествуя — он думает, что это выигрышный туз. Но это пиковая дама! Графиня сыграла с ним злую шутку, он проиграл абсолютно всё.

Тут словно бы он видит перед собой зловредную старуху и кричит, что ей ещё надо? Жизнь его? Хватает пистоль и стреляет себе в грудь.

Перед смертью его сознание проясняется, он видит перед собой загубленную Лизу, просит у неё прощения. Падает, судорожно вцепившись в бархатную скатерть, за ним летит огромное блюдо с золотом и ассигнациями.

Душевные терзания Германна, могучие страсти, обуревающие его, блистательно переданы в фильме мастерской игрой Олега Стриженова и пением Зураба Анджапаридзе. Анджапаридзе был одним из величайших исполнителей роли Германна в Большом театре СССР.

В ролях

См. также

Пиковая дама (фильм, 1960).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01