Lt304888.ru

Туристические услуги

Пираты

15-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Нападение флибустьеров на испанский корабль. Картина Говарда Пайла, 1905 год

Пира́ты — морские (или речные) разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом πειράω («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья», джентльмен удачи. Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Слово вошло в обиход примерно в IVIII веках до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное ещё Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабёж, убийство, добыча.

Античное пиратство

Пиратство в своей первоначальной форме морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и морской торговлей; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. Особенно дурную славу снискали и самые искусные мореплаватели древнего мира — финикийцы. В поэме «Одиссея» упоминаются финикийские пираты, похищавшие людей с острова Сира и продававшие их в рабство. Античные пираты, в отличие от пиратов Нового времени, нападали не столько на суда, сколько на прибрежные поселки и отдельных путников, с целью захвата их и продажи в рабство (позднее также стали требовать выкуп за знатных пленников). Пиратство отражено в античной поэзии и мифологии (миф о захвате тирренскими (этрусскими) пиратами Диониса, изложенный в гомеровском гимне и поэме Овидия «Метаморфозы», а также некоторые эпизоды в поэмах Гомера).

По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений, и стали предприниматься попытки совместной борьбы с этим явлением. Расцвет античного пиратства приходится на эпоху анархии, вызванной Гражданскими войнами в Риме, причем базой пиратов была горная область Киликия с её крепостями; базами пиратов служили также острова, особенно Крит. Римское пиратство особенно расцвело после того, как Митридат VI Евпатор заключил союз с киликийскими пиратами, направленный против Рима. В эту эпоху среди жертв пиратов оказался, в частности, молодой Юлий Цезарь. Дерзость пиратов возросла до того, что они нападали даже на порт Рима — Остию — и однажды захватили двух преторов вместе со свитой и знаками отличия.

В 67 году до н. э. Гней Помпей Великий получил чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами и флот в составе 500 кораблей. Готовясь к борьбе, он приказал строить такие же корабли, какие были у пиратов. Разделив Средиземное море на 13 районов и направив в каждый район эскадру, Помпей загнал пиратов в горные крепости Киликии, которые затем взял. Вместо трёх лет Помпею потребовалось три месяца, чтобы полностью ликвидировать пиратство в Средиземном море.

Оно возобновилось со следующим витком гражданских войн, причём на этот раз пиратов возглавил сын Помпея — Секст Помпей Магн, который после убийства Цезаря укрепился на Сицилии и пытался блокировать Италию. С концом гражданских войн море стало безопасным.

Пиратов в Риме казнили, как и разбойников, распятием на кресте.

Весёлый Роджер

Наиболее известный вариант флага

Идея ходить под собственным пиратским флагом, достаточно опасная и нерациональная, появилась, видимо, в целях психологического воздействия на экипаж атакуемого корабля. С этой целью устрашения первоначально использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы смерти: скелет или просто череп. Именно от этого флага, по наиболее распространенной версии, происходит выражение «Весёлый Роджер», (англ. Jolly Roger, от фр. Joli Rouge — досл. «красивый красный»)[1]. Англичане, переняв его у французских флибустьеров Вест-Индии, переделали по-своему; затем, когда происхождение забылось, возникло объяснение из «весёлой ухмылки» изображенного на флаге черепа.

Разумеется, пираты не ходили под «Веселым Роджером», а использовали для маскировки любые другие флаги. Полотнище с черепом и костями поднималось перед нападением с целью деморализовать экипаж-добычу. Вначале флаг означал, что на борту корабля эпидемия.

Были и другие флаги с символикой смерти: скрещённые сабли, смерть с косой, скелет с кубком[2]. Наличие на флаге символа конечности бытия (песочных часов) говорило о том, что пираты не намерены брать противника в плен ради выкупа и при абордаже предполагается резня[3].

Способ ведения боя

Наиболее распространенным способом пиратского нападения был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались, как правило, борт в борт, сцеплялись абордажными кошками и снастями, и на корабль противника перебегали и прыгали пираты, поддерживаемые огнем с пиратского корабля.

Виды пиратов

Пираты — морские разбойники любой национальности, во все времена грабившие корабли всех стран и народов.

Лихая пиратка Мадам Цзинь в 1800-х командовала флотом из 2000 судов.

Речные пираты

Тевкры

Тевкры — ближневосточные пираты XV—XI веков до нашей эры, один из народов моря. Были уничтожены объединенными силами греков во время Троянской войны.

Долопийцы

Долопийцы (Dolopians) — древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, во второй половине VI века до нашей эры селились на острове Скирос. Основной район их действий — Эгейское море.

Примерно в 478 году до н. э. разграбленные и проданные долопийцами в рабство греческие купцы бежали и попросили помощи у Симона, командующего афинским флотом. В 476 году солдаты Симона высадились на Скирос и захватили остров, продав самих скирийцев в рабство.

Ушкуйники

Ушкуйники — новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани, главным образом в XIV веке. Разграбление ими Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.

Берберские пираты

Пираты Северной Африки, курсировавшие на шебеках и других быстроходных судах в водах Средиземного моря, но появлявшиеся и в других морях. Помимо нападений на торговые корабли, совершали также рейды и на прибрежные земли для захвата рабов. Базировались в портах Алжира и Марокко, зачастую являясь их реальными правителями. Представляли значительную проблему для ведения средиземноморской торговли. Длительное время с ними боролся Мальтийский орден.

Ликеделеры

Пираты североевропейских морей времен Ганзейского Союза. Фактически потомки древних викингов и свободолюбивого населения Северной Европы.

Буканьеры

Буканьер (от фр.— boucanier) — это не профессиональный моряк, а охотник на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах (прежде всего на Гаити). Если буканьеров часто путают с пиратами, то это лишь потому, что англичане во второй половине XVII века нередко называли флибустьеров buccaneers («буканирами»). Буканьеры получили свое название от слова «букан» — решетки из сырого зелёного дерева, на которой они коптили мясо, долго не портившееся в условиях тропиков (мясо, приготовленное таким способом, также часто называли «букан»). А в шкурах животных они выпаривали на солнце морскую воду и таким способом добывали соль.

Буканиры

Буканир (от англ.— buccaneer) — это английское название флибустьера (во второй половине XVII века), а позже — синоним пирата, оперирующего в водах Америки. Данный термин широко использовал в своих записях английский «ученый пират» Уильям Дампир. Понятно, что термин буканир является искажением французского «буканьер» (boucanier); последний, однако, относился не к флибустьерам, а к бродячим охотникам, промышлявшим на Гаити, Тортуге, Ваше и других островах Антильского архипелага.

Флибустьеры

Флибустьер — морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски — freebooter) — «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».

Флибустьер почти всегда был снабжен особой разрешительной грамотой. Она называлась «комиссией» (commission), или каперским свидетельством (letters of marque). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всегда стремились её раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать её обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.

Флибустьеры, представлявшие собой многонациональные сообщества изгоев, выходцев из различных социальных групп, придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение — по-английски agreement, по-французски — chasse-partie (шасс-парти, или охотничий договор), в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья (своего рода страховой полис). На Тортуге или в Пети-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10 % с добычи, на Ямайке16581671 годах) — 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть — в пользу короля. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций. Хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, нередко во время войн между Англией, Францией и Голландией они привлекались колониальной администрацией для походов против вражеских держав; в таком случае английские флибустьеры иногда нападали на французов и голландцев, а, к примеру, французские флибустьеры — на англичан и голландцев.

Корсары

Корсар — слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Этим термином в странах романской языковой группы обозначался капер. В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами как в отношении своих «морских партизан», так и в отношении иностранных джентльменов удачи (например, берберийцев). В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер, а в англоязычных странах — приватир (от латинского слова privatus — частный).

Каперы

Капер — частное лицо, получившее от государства лицензию (грамоту, патент, свидетельство, поручение) на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия по-английски называлась Letters of Marque — каперское свидетельство. Слово «капер» возникло от голландского глагола kepen или немецкого kapern — захватывать. В странах романской языковой группы ему соответствует корсар, а в англоязычных странах — приватир.

Приватиры

Приватир (от англ. privateer) — это английское название капера или корсара. Слово «приватир» не столь древнее — его первое задокументированное употребление относится к 1664 году.

Печелинги (флекселинги)

Печелинг или флекселинг — так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их базирования — Флиссинген. Термин этот появился где-то с середины 1570-х годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», начали завоевывать большую славу по всему миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран.

Клефты

Клефты или морские гайдуки (хайдуты) — греческие пираты в эпоху Османской империи, нападавшие в основном на турецкие корабли.

Вокоу

Нападение вокоу. Картина XIV века

Вокоу (кит. трад. 倭寇, пиньинь: Wōkòu, буквально: «карлики-разбойники»; яп.: 倭寇 Wakō; кор.: 왜구 вэгу) — пираты изначально японской (впоследствии смешанной[4]) этнической принадлежности, нападавшие на берега Китая, Кореи и Японии[5] в период с XIII по XVI века (с перерывами). Хотя пираты вокоу прекратили своё существование во 2-й половине XVI века, термин вокоу продолжает активно использоваться китайской и корейской историографиями и средствами массовой информации как негативное клише для обозначения японских войск, японского правительства и японцев в частности.

Современное пиратство

По данным Международной межгосударственной организации ООН — ИМО (IMO, Международная морская организация) — на 2010 год большая часть нападений имела место в Восточной Африке (Сомали, Кении, Танзании, Мозамбике). В 2011 году выросла опасность для кораблей, проходящих вблизи Сомали и залива Аден[6].

В настоящее время пиратство наиболее активно у берегов Сомалийского региона Пунтленд. В первом квартале 2011 года там произошло 97 нападений пиратов из 142, зарегистрированных по всему миру[7]. Это на 77 % больше по сравнению с прошлым годом (по данным Международного морского бюро (IMB), подразделения Международной торговой палаты).

В основном пираты захватывают корабли ради выкупа. В мае 2011 года сомалийские пираты удерживали около 480 моряков и 50 судов в ожидании выкупа. В это же время 1011 пиратов находились в тюрьмах 20 стран, либо будучи осуждёнными, либо ожидая решения суда (по данным ООН).

Выкуп за суда увеличивается. Сообщается, что 7 апреля 2011 года Intertanko — организация независимых владельцев танкеров — заплатила 13,5 миллионов долларов США, чтобы выкупить танкер Irene SL, перевозивший 1,8 миллиона баррелей нефти, и его команду из 25 человек. Пираты не заинтересовались грузом нефти, стоившим 200 миллионов долларов США. Они использовали танкер как боевой корабль, подходили на нём к другим кораблям и обстреливали их сверху, пользуясь большей высотой корпуса. Команда танкера провела в плену у пиратов 58 дней.

В среднем пираты получают выкуп в 4 миллиона долларов США за корабль, а затрачивают на операцию 300 тысяч долларов США, из них 180 тысяч идут на взятки.

Пиратство в Сомали началось в 2000 году. Местные жители, составлявшие местную береговую охрану, сразу же после падения правительства Пунтленда стали выходить в море и захватывать рыбацкие суда испанцев, китайцев и тайцев, требуя «штрафы» от 20 до 50 тысяч долларов. После выплаты денег сомалийской диаспоре в любом месте от Лондона до Найроби корабли быстро отпускали. Поначалу пираты поддерживали дисциплину: тех, кто наносил ущерб судам, штрафовали или выгоняли.

В первые годы сомалийское пиратство не выглядело серьёзной проблемой. Однако в 2005 береговая охрана Сомали, нанятая для охраны тайского рыболовного корабля «Sirichainava 12», захватила его, требуя 800 тысяч долларов выкупа. Хотя эта попытка не удалась, идея была подхвачена. В 2006 году было от 10 до 20 атак пиратов. В следующем году количество атак удвоилось, выкуп увеличился до полутора миллионов долларов. Пираты вкладывали полученные деньги в свои корабли и команду. В 2008 году было насчитано 134 атаки и 32 захвата. Впервые был захвачен нефтяной супертанкер «Sirius Star», что наконец привлекло к себе внимание и военных, и аналитиков, специализирующихся на терроризме.

Среди сомалийских пиратов существует специализация: разведка, группа захвата, охрана на суше, переговорщики. Около 10 процентов выкупа идёт местным пожилым людям, политикам и обществу.

На антипиратской конференции в Дубае в апреле 2011 года ущерб от пиратства был оценён в 7—12 миллиардов долларов в год. Перевозчик Maersk ожидает ущерб компании от пиратства в 200 миллионов долларов США на 2011 год. Это означает дополнительные 100—200 долларов на каждые 3000 долларов для их клиентов. С другой стороны, агентства, предоставляющие кораблям охрану, процветают.

Не свободен от пиратства и район Малаккского пролива в Юго-Восточной Азии. Хотя совместными усилиями стран АСЕАН в целом эту проблему удалось решить, но отдельные нападения пиратов случаются и по сей день[8]. По данным базирующейся в Лондоне Международной морской организации, в 2000 году там произошло 75 нападений[9].

Современное законодательство

В международном праве пиратство — это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённое в открытом море. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.

В российском законодательстве уголовная ответственность за пиратство предусмотрена статьей 227 УК РФ, согласно которой пиратство — это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.

Экономика

Экономическая сторона пиратства является предметом научного исследования[10].

См. также

Примечания

  1. Игорь Можейко, «Пираты, корсары, рейдеры»
  2. Пираты морей и океанов: Флаги пиратов
  3. Pirates-Life.ru-бухта корсаров: Веселый Роджер
  4. Kwan-wai So. Japanese piracy in Ming China, during the 16th century. Michigan State University Press, 1975. chapter 2.
  5. Batten Bruce. «Gateway to Japan» 2006
  6. Коммунистическая партия Греции — О вооруженной охране судов
  7. Somali Pirates' Rich Returns
  8. Воробьёв, Н. Н., Погадаев, В. А. Мореплавание и пиратство на Малайском архипелаге // Нусантара. Юго-Восточная Азия. Сборник материалов. Составитель и редактор А. К. Оглоблин. С-Петербург, 2000, с. 77-81
  9. Погадаев, Виктор. «Осторожно, пираты!» // «Вечерняя Москва», 15 февраля 2001 года
  10. Pirates of the Mediterranean: An Empirical Investigation of Bargaining with Transaction Costs

Литература

Пираты.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01