21-10-2023
город | |
Пифом
Па-тум |
|
Страна | Египет |
Местоположение | Телль-эль-Масхута |
Координаты | |
Автор проекта | Предположительно фараон Рамсес II или Мернептах |
Строитель | евреи Исхода (предположительно гиксосы) |
Первое упоминание | Исх.1:8-11 |
Дата основания | около 1278 до н. э. |
Статус | археологический памятник |
Пифом (от ивр. פתם < от егип. *Pi-ʔAtōm, *Par-ʔAtāma, Па-тум, Пер-Атум — «Дом Атума»; греч. Ἡρώων πόλις, Хероонополь) — город упомянутый в Библии Исх.1:8-11, построенный евреями при Рамзесе II (1394—28 гг. до н. э.). Располагался в библейском округе Гесем, на востоке дельты Нила, вблизи границы Египта.
Содержание |
Египтяне заставляли евреев строить Пифом, что повлекло Исход евреев из Древнего Египта. Вместе с ним строился Раамсес (1278 до н. э.) — дворец и новая столица Египта, заменившая Аварис (расположенная на расстоянии 1 км столица Египта гиксоской XV династии). Обычно считается что гиксосы — это и есть евреи ушедшие из Древнего Египта, причём Библия описывает что одних мужчин-евреев было «600 тыс.человек», что превышало население Авариса втрое.
Под топонимом «Хероонополь» (греч. Ἡρώων / Ἡρώ πόλις) упоминался античными авторами: Страбон xvi. 759, 768, xvii. 803, 804; Арриан, Exp. Alex. iii. 5, vii. 20; Иосиф Флавий Ant. Jud. ii. 7. § 5; Плиний Старший v. 9. § 11, vi. 32. § 33; Mela, iii. 8; Стефан Византийский s. v.; Клавдий Птолемей ii. 1. § 6, iv. 15. § 54.
Вероятно, это были пограничные города, служившие базисом операций для фараонов, когда они предпринимали свои походы в Азию. Отсюда вытекает предположение, что округ Гесем находился в северо-восточном углу Египта, где ныне находится долина Вади-Тумилат[1].
В 1883 Э. Навилль (англ.)русск. открыл в Телль-эль-Маскхуте (между Измаилией и Телль-эль-Кебир) развалины укрепленного города, который, судя по географическим надписям, назывался Па-тум, или Текут (Секут, библ. Суккот он же Сокхоф). Раскопки показали, что тут действительно сделаны были приспособления для огромных запасов, так что не осталось никаких сомнений в тождестве библейского Пифома с Па-тумом.[2][3]
Основная проблема заключается в том, что общепринятая ныне датировка событий Исхода относит их середине XIII в. до н. э., а древнейшие следы пребывания евреев на территории Телль-эль-Масхуты, согласно новейшим раскопкам, датируются рубежом VII—VI вв. до н. э. Такое хронологическое расхождение допускает два объяснения: либо Исх.1:11 следует считать поздней вставкой, либо Питом следует искать в другом месте.[4]
Это заготовка статьи о Древнем Египте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи по библеистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Пифом.