10-10-2023
Повесть о настоящем человеке | |
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
Сергей Прокофьев, Мира Мендельсон-Прокофьева |
Источник сюжета | |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Повесть о настоящем человеке», соч. 117 — опера Сергея Сергеевича Прокофьева написана в четырех актах на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой по повести Бориса Николаевича Полевого. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря 1948 года в ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Для первой постановки 7 октября 1960 года в московском Большом театре М. Мендельсон-Прокофьева внесла ряд изменений в либретто, опера была сокращена до трех актов. Режиссировал первую постановку Марк Эрмлер
Содержание |
Свою последнюю оперу Прокофьев посвятил прославлению беспримерного мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны. Литературным источником послужила одноимённая повесть Бориса Полевого (1946), которая основана на подлинных фактах героической биографии лётчика Алексея Маресьева. Это одна из первых советских опер, в которой были воскрешены события недавно отгремевшей войны. Творческая смелость композиторского замысла заключалась не только в идейном содержании, но и в том, что вся обстановка действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные представления об оперной условности. В значительной части произведения главный герой показан больным, физически неполноценным человеком. Основной драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил. Так Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по содержанию и по форме. В либретто, при неизбежном сокращении ряда эпизодов, свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако, основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.
К сочинению оперы Прокофьев приступил в октябре 1947 года и закончил ее в августе 1948 года. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря 1948 года в ленинградском Театре оперы и балета им. С.М.Кирова. Спустя двенадцать лет, 7 октября 1960 года, премьера «Повести о настоящем человеке» была показана в Большом театре Союза СССР. При этом либреттист М.А.Мендельсон-Прокофьева совместно с постановщиком внесли в либретто ряд изменений; действие стало более концентрированным, динамичным. Были произведены некоторые сокращения. В этой редакции опера имела большой успех и была поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге.
Повесть о настоящем человеке (опера).