26-07-2023
С распадом СССР и обретением независимости политическая система Таджикистана стала меняться. Таджикская ССР преобразовалась в Республику Таджикистан, руководящая роль Коммунистической партии Таджикистана была отменена, во всех государственных органах была осуществлена департизация (отмена деятельности парийных ячеек).
Подлинная реформа политической системы в Таджикистане началась с принятием Конституции Республики Таджикистан, общенародных выборов Президента Таджикистана и законодательного органа – Маджлиси Оли (1994-1995гг.) на основе многопартийной системы. Одним из важнейших событий общественно-политической жизни Таджикистана стало всенародное обсуждение и принятие Конституции Республики Таджикистан 6 ноября 1994 г. В этот день народ Таджикистана путём общенародного референдума принял новую Конституцию независимого Таджикистана (около 88% участников поддержали проект и определили свою судьбу)[1] и избрал Эмомали Рахмона Президентом Таджикистана.
23 мая 1998г. на очередной сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан были вынесены на обсуждение два законопроекта: «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». Депутаты проголосовали за вариант, в котором говорилось о том, что политические партии в Таджикистане не могут действовать на религиозной основе. Своё негативное отношение к принятому закону высказало руководство Объединенной таджикской оппозиции и стало ходатайствовать о внесении изменений в закон «О политических партиях». Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал только один закон – «Об общественных объединениях», и этот закон в соответствии с Постановлением Маджлиси Оли от 23 мая 1998г. после его официального публикования 25 июня 1998г. в газете «Садои мардум» вступил в действие и приобрел официальную юридическую силу.[2] Второй же закон «О политических партиях» Президентом Республики Таджикистан не был подписан ввиду возникших разногласий по 3 и 4 статьям закона. Во имя мира и национального согласия Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон наложил вето на закон «О политических партиях», принятый Маджлиси Оли, предусматривающий запрет на создание партий на религиозной основе, и вернул его на доработку. В целях устранения разногласий по статьям третьего и четвёртого проекта закона Республики Таджикистан «О политических партиях», Эмомали Рахмон 2 июня 1998 г. подписал указ об образовании Согласительной комиссии. Комиссия представила Президенту новый вариант закона «О политических партиях», и он вынес его на повторное рассмотрение в Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Маджлиси Оли, учитывая замечания Президента по статьям 3, 4, своим постановлением от 13 ноября 1998г. принимает закон «О политических партиях».
На основании этого соглашения было разрешено формирование ранее запрещённых (в 1993г.) политических партий, входивших в «оппозиционный блок»: Демократическая партия Таджикистана и Партия исламского возрождения Таджикистана, гражданские движения «Растохез» и «Лаъли Бадахшон». Были приняты новые законы «Об общественных объединениях» (23 мая 1998г.) и «О политических партиях» (13 ноября 1998г.), которые регулируют отношения между партиями, определяют место, статус, права, полномочия, обязанности партий и движений, способствуют совершенствованию и развитию многопартийной системы в Таджикистане.
Сегодня в Таджикистане действует система многопартийности. В настоящее время в республике официально функционируют восемь политических партий:
В Министерстве юстиции РТ зарегистрированы более 270 общественных организаций и объединений. Все они имеют равные права и обязанности перед государством. Конституция гарантирует их жизнедеятельность. Самым крупным и распространенным является республиканское движение «Национальное единство и возрождение Таджикистана» (образована в 1996 г.).[4]
Это заготовка статьи по истории Азии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Политические партии Таджикистана.