Lt304888.ru

Туристические услуги

Посолонь

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

По́солонь и про́тивосо́лонь (про́тивусо́лунь; буквально: по солнцу и против солнца) — направления движений молящихся во время крестного хода. Посолонь это движение совершаемое по часовой стрелке. Противосолонь это движение совершаемое против часовой стрелки. Движение, совершаемое во время крестного хода, относится не к догматической или канонической части Православия, а к его обрядовой стороне. Cпор о направлении движения во время крестного хода возникал дважды в истории Русской церкви: в конце XV и во второй половине XVII века.

XV век

12 августа 1479 года Московский митрополит Геронтий освятил главный кафедральный храм Русской церкви — Успенский собор в городе Москве. Во время его освящения митрополит совершил Крестный ход противосолонь. Об этом узнал великий князь Иван III, ему доложили об этом неизвестные люди. Князь остался этим недоволен и разгневан на митрополита. Начался спор между князем и митрополитом, для разрешения спора начался поиск о том как правильно совершать движение во время богослужения в книгах. Но в них ничего не нашли. В защиту митрополита выступили архимандриты и игумены. Один игумен, опрадывая митрополита говорил, что он видел совершения крестного хода противосолонь на горе Афон. Для поддержки своего мнения князь позвал архиепископа Ростовского Вассиана и архимандрита Чудова монастыря Геннадия. В противовес их мнению митрополит приводил тот факт, что диакон совешает каждение вокруг престола против солнца. Архиепископ и архимандрит в подтверждение своей точки зрения говорили следующее: «Солнце праведное — Христос, на смерть наступи и ад связа, и души свободи, и того ради, рече, исходят на Пасху, тоже прообразуют на Утрени». Князь остался при своем мнении и запретил митрополиту освящать вновь построенные церкви, которых было достаточно много в Москве. После нашествия Ахмата в 1480 году спор был возобновлен в 1481 году, 22 июля. На стороне великого князя было всего два человека: архиепископ Ростовский Иоасаф (Вассиан уже умер) и архимандрит Геннадий. Все остальные были на строне митрополита. Князь упорно стоял на своём, из-за этого митрополит уехал в Симонов монастырь и объявил князю, что совсем оставит митрополичью кафедру, если князь не покорится. Князь смирился, послал своего сына к митрополиту с просьбой вернуться на свой престол. Митрополит не вернулся. Тогда князь сам поехал к митрополиту, объявил себя во всем виноватым, обещал слушаться митрополита во всем, что касается направления движения, то отдавал это в волю митрополита, как он прикажет и как это было в старину.

XVII век

К середине XVII веке в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход уже не противосолонь как это было в XV веке, а посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате чего новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Примечания

Литература

  • История русской церкви : Том 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома : период второй, Московский / Е. Голубинского Университетская типография, 1900 год стр. 553
  • VI. Софийския летописи стр 221 , 233

Посолонь.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01