24-07-2023
Православные Духовные Академии (в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани и т. д.) — православные учебные заведения дающие высшее духовное образование, для служения Церкви в виде пастырской, преподавательской и научно-богословской деятельности.
Духовные Академии Российской империи XVII—XVIII веков готовили научные кадры не только для Церкви, но и для государственной службы. С учреждением и развитием светских учебных заведений духовно-учебные заведения, в том числе и академии, должны были сделаться специальными заведениями для «образования благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия»[1].
Первой в России Академией выполнявшую функцию подготовки духовных лиц, в том числе архиереев, а также функции трибунала и цензуры по делам веры стала Славяно-Греко-Латинская Академия, основанная в 1687 году. Академия финансировалась Казенным и Патриаршим приказами. Вместе с тем Славяно-Греко-Латинская Академия не являлась исключительно духовным высшим образовательным учреждением, так как готовила своих выпускников не только к церковному служению, но и к государственной службе и была всесословным учебным заведением в соответствии с Академической привилегией.
По уставу 1884 года разработанному для Духовных академий в Российской империи, в них должны преподаваться следующие науки: Богословские, Исторические, Церковно-практические (например: Церковное право), Философские и Словесные, а также Древние языки (Древнегреческий, Латинский, Древнееврейский и Арамейские) и Новые языки (Английский, Немецкий, Французский, Итальянский, Испанский). Большая часть этих предметов была обязательна для всех студентов. Духовные Академии имели право предоставлять учёные степени доктора, магистра и кандидата богословских наук. Преподавание вели профессора ординарные и экстраординарные, доценты и лекторы новых языков.
Академии состояли в главном заведовании Святейшего Синода, и находились под начальственным попечением местных епархиальных архиереев и управлялись при ближайшем наблюдении и руководстве ректора — лица духовного сана, преимущественно монашествующего, — советом и правлением из профессоров: ведению совета подлежали дела, касающиеся учебной и учёной части, правление заведовало также и хозяйственными делами.
Главное наблюдение за ходом академических дел принадлежало ректору, которому предоставлялось право в случае необходимости делать внушения и замечания всем вообще должностным лицам Академии. Во всех академиях были организованы обширные научные библиотеки, состав которых приспособлен к потребностям высшего духовного образования. В Академии принимались окончившие курс наук в духовных семинариях и классических гимназиях, после успешного прохождения вступительных экзаменов.
В времена Российской империи студенты помещались в академических зданиях на казенном содержании, своекоштные студенты допускались только в качестве пансионеров и жили вместе с казеннокоштными студентами. Наблюдение за поведением студентов принадлежало инспектору академии — лицо предпочтительно имеющее духовный сан, и его помощникам.
Со времени преобразования духовных училищ в 1808 году устав духовных академий был неоднократно изменяем: по уставу 1814 года в круг академического преподавания входили, между прочим, физика и математика; академиями управляли — ректор, конференция и правление; высшее управление принадлежало сперва комиссии духовных училищ, а с 1839 года, после упразднения последней, сосредоточено было в Синоде. Профессора и бакалавры преподавали науки применительно к рекомендованным учебным пособиям и программам. Уставом 1869 года расширены были права академических советов, возвышены требования по отношению к условиям избрания профессоров, предметы преподавания разделены на три группы: богословскую, церковно-историческую и церковно-практическую, выбор которых предоставлен был студентам; допущены были наряду с казеннокоштными студентами своекоштные, жившие вне академий, и так. обр. число студентов значительно возросло. Публичные диспуты — докторские и магистерские — оживляли академическую деятельность, и учёная производительность академий сильно поднялась. Устав этот был в силе до 1884 года.
Старейшая из всех Духовных Академий РПЦ — Киевская, за нею следуют (по времени основания) — Московская, Санкт-Петербургская и Казанская.
Современные Православные Духовные Академии РПЦ, все из которых претерпели в XX веке период закрытия и уничтожения, после своего возобновления (во второй половине XX века) большей частью сохранили основные характеристики и черты, изложенные в уставе Духовных Академий Российской империи от 1884 года.
Православные Духовные Академии:
Православные Богословские Университеты и Институты:
По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в РПЦ началось реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня и качества духовного образования России[2].
В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым[3]:
В 2010 году формирование трёхуровневого духовного образования, в соответствии с Болонским процессом, практически завершено пока только в двух высших учебных заведениях РПЦ — в Ужгородской богословской академии им. свв. Кирилла и Мефодия[4] и Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете[5]
Православные духовные академии.