14-10-2023
Достаточно много известных праздников отмечают в Непале. Преимущественно связанные с индуистской и буддистской религиозной традицией
Исторически известный праздник Мачхчхиндра, божества-хранителя Непала. Церемония начинается первого Байсакха, когда изваяние божества купают в реке Багмати. После его везут в Лалитпур, установленного на ратх или на автомобиле, украшенном цветами и резьбой (к автомобилю крепят деревянные рамы). Процессия может растянуться на неделю и идол Мачхчхиндры остаётся в Лалитпуре месяц, после чего его снова везут к Багмати и возвращают в его храм в Катманду.[1] День, когда его возвращают называется Гудриджхар покров идола снимают и символически встряхивают, чтобы показать, что он пустой. Праздник очень роскошен и жертвования велики, несмотря на общую бедность непальцев.[1]
Баджра Джагини изначально праздновался буддистами, но также отмечается индуистами третьего Байсакха. Её храм, Кхарг Джогини, построен у горы Маничхур, около Санкху. Во время недели праздника, рядом с храмом, под изображением человеческой головы, горит огонь.[1] Изображение богини находилось в кхат (деревянной раке), который мужчины несли через город.
Сити Джатра празднуется 21-го Джетха, на берегу Вишнумати, между Катманду и Симбхунатхом. Люди празднуют вместе, а потом делятся на две команды для конкурса камнеметания. Когда-то люди кидались камнями насмерть, часто ранили и сбивали с ног друг друга. Некоторых раненных камнями приносили в жертву Канкешвари.[1] Сейчас это в далёком прошлом, кидаются камнями символически, в основном дети.[1]
Празднуется 14-го Савана, символизирует изгнание ракшаса из Непала. Соломенную фигуру ракшаса бьют и таскают по улицам, а на закате сжигают.[1]
Празднуется дважды в году, 8-го Савана и 13-го Бхадона. Банры, священники у неварских буддистов, посещают дома мирян и получают немного риса или зерна в память о своих предках, которым не разрешалось торговать.[1] Неварцы украшают дома и магазины цветами и картинками, а женщины сидят с корзинами риса и зерна, которые раздают банрам.
Празднуется в последний день Савана буддистами и Индуистами.[1] Буддисты купаются в священных реках и идут в храмы, брахманы завязывают декорированные шнурки на запястьях своих последователей и получают подарки. Многие паломники посещают Госайн Тхан и купаются в священном озере.
Наг Панчами празднуется 5-го Савана в память о битве между нагами и гарудами. Камень, символизирующий Гарура у Чангу Нараян по преданию, потеет во время праздника и священники отправляются обтирать его платком.[1] Камень привозили к царю и освещали у него воду, которая предотвращала укусы многочисленных напальских змей.[1]
Празднуется 8-го Бхадона, в память о Кришне.[1] Украшают дома и магазины.
Празднуется неварцами 1-го Бхадона. Неварцы, потерявшие близких, наряжались коровами и танцевали у королевского дворца.[1] В наши дни церемония представлена только в виде маскарада, с танцами и распеванием песен.
Празднуется 2-го Бхадона, после Гай Джатры. Теперь танцоры одеваются в костюмы тигров.[1]
Фестиваль начинается 26-го Бхадона и празднуется восемь дней. Перед королевским дворцом ставят деревянный столб, к которому сходятся танцоры со всего Непала. Если в день открытия случается землетрясение — то это дурной знак и фестиваль не проводят.[1] На третий день, девушки кланяются королю и переносятся через Катманду на вёслах.
Празднуется 26-го Куара. В последующие 10 дней буйволов и коз приносят в жертву. В первый день брахманы сеют ячмень на месте поклонения и поливают это место водой каждый день.[1] На десятый день они поднимают ячмень на верх и показывают своим последователям.
Празднуется 15-го Картика как часть Тихара посвящённого Лакшми, богине процветания. Люди освещают свои дома и разрешается играть в азартные игры три дня и ночи. Раньше люди играли на улицах и случалось проигрывали всё: жену, детей и собственные руки.[1]
Неварский праздник, празднуемый 15-го Картика поздней осенью как часть Тихара. На праздник приводят коров, собак (украшенных гирляндами) и воронов.[1] Воронов приманивают сладостями и блюдами.[2] Карканье воронов — символ грусти и печали в Индуистской мифологии, так люди кормят воронов, чтобы беда не посещала их дома. Коровы символизируют мать в индуизме, так человек пьёт коровье молоко в замен материнскому, значит корова несёт вселенскую функцию матери.[2] Тику ставят на лоб корове, а гирлянду вешают на шее.[2]Коровий фестиваль известен как Гай Пуджа в Непале, но за границей он известен как Са Пару.
17-го Картика, как часть Тихара, женщины посещают дома своих братьев, с тиками на челе и гирляндой на шее.[1] Сестра моет брату ноги и даёт съесть сладость, взамен он дарит ей деньги, одежду и украшения.
Празднуется 14-го Агхана, люди собираются в лесу Мригастхили около храма Пашупатинатх раздают рис, овощи и сладости.[1]
В первый день месяца Картик, многие женщины идут в храм Пашупатинатх. Они остаются там около месяца, постятся и пьют только воду. Бывало, что женщины умирали во время поста, но большинство благополучно доживало до последнего дня — пурнима, когда поют и танцуют ночью, что означает завершение поста.[1]
Празднуется 4-го Магха, во славу Ганеша, бога мудрости. Днём постятся и молятся — ночью празднуют.[1]
Празднуется в январе, 1-го Магха, кладёт конец зловещему месяцу Поуш, когда нет религиозных церемоний. Солнце уходит с юга и движится на север, так Магхе Санкранти подобен солнцестоянию в других религиозных традициях. Люди купаются и едят священную пищу ладду, гхи, сладкий картофель. Мать желает здоровья всем членам семьи.[3] В соответствии с Махабхаратой, царьБхисма, имевший власть над своей смертью, решил умереть в день Магхе Санкранти. Считается, что это хорошое время для Мокша.
Празднуется 20-го Магха, посвящён Сарасвати, богине обучения.[1]
Празднуется в последний день Пхалгуна. В Непале, деревянные столбы, известные как чир, устанавливаются перед дворцом, украшаются флагами и на ночь поджигаются. Что символизирует сгорание старого года.[1]
Купание в Багмати во время магха. В последний день месяца купальшики идут процессией с орнаментированной доли, лежат на спине, освещаемые чампами (известными как чираги) на груди, ногах и руках. Другие несут на голове кувшины с водой, в кувшинах дырочки в которые вставлены соломинки и вода поливает празднующих. Традиционно купальщики носят зелёные очки, чтобы защитить глаза от искр ламп.[1]
Празднуется 15 чайта, всех лошадей и пони, принадлежащих государственным служащим, собирают на большом плацу и устраивают перегоны перед царем и высокопоставленными чиновниками, которые размещались вокруг центрального памятника. Памятник сэра Джанг Бахадура. После этого, игорный бизнес разрешен в течение двух дней и ночей и фестиваль заканчивается освещением памятника. В 1875 году статуя Бахадура и четыре памятника дракону были переведены во вновь построен храм в его честь, поэтому Место проведения Фестиваля переехало.[1]
Некоторые фестивали практикуются этническими группами Непала. Известны праздники лимбу :
Церемония Тамангов проживающих на северо-западе Долины Катманду, длится 10 дней. Состоит из спортивных игр (цема), обрядов экзорцизма. Проводится 11 цема проводится, и три обряда экзорцизма.[4]
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Праздники Непала.