Lt304888.ru

Туристические услуги

Протестантизм

04-05-2023

Протестантизм
Реформация
Доктрины протестантизма

Дореформационные движения

Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды


Церкви Реформации

Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство


Постреформационные движения

Адвентисты седьмого дня · Армия спасения · Баптизм · Движение святости · Квакеры · Конгрегационалисты · Меннониты · Пиетизм · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Харизматическое движение


«Великое пробуждение»

Евангелизм · Методизм · Ривайвелизм


Реставрационизм

Истинная церковь Иисуса · Ученики Христа (Церкви Христа) · Церковь Иисуса Христа Святых последних дней · Содружество Христа · Свидетели Иеговы


Протестантский фундаментализм
Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии


п·о·р

Протестанти́зм (от лат. protestatio, onis f [protestor] — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях — возражение, несогласие) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма.

Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Содержание

История возникновения

Протестантизм возник в средневековой Европе в качестве оппозиции к Католической Церкви, в ходе движения Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.

По мнению сторонников Реформации, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Происхождение названия

В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — «протестантизм».

Доктрины

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дордрехтского Синода 1618—1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

Организация

Единого центра протестантизма не существует; организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.

Обряды и таинства

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Распространение протестантизма

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира, и на сегодняшний день, в большей или меньшей мере, протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах.

В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом)[1].

Протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20 % населения Бразилии, 15-20 % населения Чили, около 20 % населения Южной Кореи приняли протестантизм[1].

Внутрицерковные дискуссии и внешняя критика

Споры о протестантизме христианами других конфессий велись с самого начала его существования.

Основные моменты разногласий или критики протестантизма со стороны православных и католиков. Тезисы выделены курсивом.

Вероучение

Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины православные и католики считают отрицание той роли Священного Предания, которую оно имеет в православии и католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета. Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания, по которым они были приняты.[2][3] Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая, что канон был сформирован под руководством Духа Святого[4].

Многие католики и православные считают, что протестанты отвергают Священное Предание полностью. Однако это характерно не для всех протестантов. В реальности скрупулёзно следуют исключительно Священному Писанию только меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов, признающие определённую роль Священного Предания в христианстве, при этом на первое место ставят Священное Писание, а не Священное Предание в качестве толкователя Священного Писания. Предания же, противоречащие Писанию (у разных деноминаций понимание этих противоречий различно), в расчёт не принимаются.

Учение протестантизма: душа человека спасается только лишь через веру в Иисуса Христа как своего спасителя, (лат. Sola fides) и через благодать Божью, которая выражается в том, что Иисус умер за грехи каждого человека, а не посредством добрых дел (Библия, Иаков 2:17-20), католиками и православными отвергается.

Организация

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства[5]. Отсутствие апостольского преемства не признаётся самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств, так как церкви в этих странах образовались путём полного отделения местных епархий (вместе с епископами, священниками и паствой) от РКЦ. По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией, — известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви.

Протестанты не признают деяний третьего — седьмого Вселенских соборов[6]. Де-факто все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского, являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры. Именно поэтому мормоны[7] и свидетели Иеговы[8]не относят себя к протестантам (по той же причине остальные протестанты не считают их христианами[9]).

Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, не отрицаются этими конфессиями также святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

Обряды

По мнению православных критиков, отсутствие Таинств, характерных для православия, делает протестантскую религию «неполноценной[10][11], ущербной и нестабильной»[11], приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму[9] (развившемуся преимущественно именно в протестантских странах[12].

Образ жизни, вопросы этики и морали

С точки зрения консервативных протестантов, например, евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, представителей других протестантских конфессий, а также критиков вне протестантизма, ряд представителей протестантских деноминаций в Западной Европе демонстрирует так называемое «обмирщение Церкви», проявляющееся в либеральном отношении к гомосексуализму, абортам, наркотикам, эвтаназии, суициду и др. Так, например, Лютеранская Церковь Швеции одобряет однополые браки.

С точки зрения консервативных протестантов, подобные вещи — маргинальный протестантизм, не имеющий ничего общего ни с классическим протестантизмом, ни с христианством в целом.

Протестантские церкви государств СНГ и Прибалтики[13], а также протестанты в США, Азии и Латинской Америке в данных вопросах гораздо более консервативны, подобные тенденции их не коснулись.

Со стороны атеистов и иных конфессий

Также часто протестантские церкви критикуются атеистами и представителями традиционных конфессий за навязчивую саморекламу и прозелитизм.[11] Хотя прозелитизм и осуждён Всемирным советом церквей, на практике миссионеры некоторых протестантских церквей ведут активную пропаганду своих вероучений среди представителей традиционных конфессий. Например, пастор церкви «Новое Поколение» А. С. Ледяев, формально терпимо относясь к руководству РПЦ[14], в своих проповедях и выступлениях регулярно жёстко критикует православие, Русскую Православную Церковь[15][16]; также неоднократно он именовал себя «апостолом» и призывал построить общество, где каждая сфера жизни руководилась бы людьми определённой конфессии[17]; на голосовании в лучших деятелей Латвии призывал голосовать за себя жителей других стран[18]. Такое поведение известного протестантского пастора неизбежно становится объектом контркритики[19]. Представитель другого течения протестантизма — баптист Том Карл Уиллер в своей книге «Псевдохристианство»[20] указывает, что «вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания», тем самым фактически приравнивая названные христианские церкви (в том числе и протестантские, входящее в ВСЦ) к псевдохристианским религиозным организациям.

Объектом критики часто становятся и массовые «евангелизации» или крусейды, проводимые некоторыми известными протестантскими служителями, в частности американским проповедником Бенни Хинном[21][22][23].

Последовательными критиками прозелитских методов протестантов и протестантизма в целом являются А. И. Осипов (русский богослов) и А. Л. Дворкин (исследователь феномена современного сектанства).

Со стороны правозащитных организаций

Критике со стороны правозащитных обществ в настоящее время подвергаются главным образом консервативные протестантские церкви, запрещающие разводы, аборты, внебрачные половые связи и гомосексуализм[24].

В массовой культуре

В современной западной массовой культуре образ верующего-протестанта часто используется как пример сильно консервативного религиозного человека, например Нед Фландерс в сериале Симпсоны[25][26].

См. также

Ссылки

  • Портал Protestant.Ru
  • История реформации в Европе и России

Литература

  • Ревуненкова Н. В. Протестантизм. — СПб.: Питер, 2007.

Примечания

  1. ↑ Religions (most recent) by country.
  2. ПРАВОСЛАВИЕ — ПРОТЕСТАНТИЗМ. Штрихи полемики.
  3. Вопрос о Церковном предании.
  4. Божественная инспирация и канон Библии
  5. Глава «О церковной иерархии» из книги Прот. копия
  6. СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ//Энциклопедия Кругосвет
  7. 16 Фактов, которые не расскажут вам Мормоны-миссионеры.
  8. Являются ли Свидетели Иеговы протестантами? // Сторожевая башня. — 2009. — № 1 ноября. — С. 19.
  9. ↑ Протестантизм//Словарь «Что есть что в мировой политике» факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
  10. Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Курс лекций. ПСТБИ. Москва, 1998 год
  11. ↑ Протестантам о Православии. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1997 год копия
  12. В США названы самые атеистические страны мира//газета Взгляд, 20 сентября 2006
  13. На совещании ОБСЕ в Варшаве российские протестанты активно выступили против пропаганды гомосексуализма!//Портал Credo.ru,14-10-2006
  14. Алексей Ледяев поздравил патриарха Кирилла с избранием.//Официальный сайт церкви «Новое Поколение»
  15. Интервью пастора А. С. Ледяева на сайте Балтийского Бюро Информации.//«Украина Криминальная»,15.09.2005
  16. Ледяев глумится 2//Rutube
  17. «Новый мировой порядок» копия книги
  18. Христианские новости. — Твоя Библия
  19. Феномен Ледяева20.03.2004
  20. Псевдохристианство. Защита веры против лжеучений.
  21. Пластмассовое христианство.//Крестоносец — альманах русских католиков
  22. «Шоу» Бенни Хинна | «ХАРИЗМА» — все о харизматическом движении
  23. Что плохого в Движении Веры?//Официальный сайт Центра Апологетических Исследований
  24. Сексменьшинства недовольны священником, который будет читать молитву на инаугурации Обамы.//Новый Регион, 18.12.08
  25. «Бог и Симпсоны». или духовность Спрингфилда(2001).  (англ.)
  26. The Simpsons as TV’s Holy Family.//The Vancouver Sun, December 1996.  (англ.)

Протестантизм.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01