12-10-2023
Процесс разработки ПО | |
Шаги процесса | |
---|---|
Анализ • Проектирование • Программирование • Документирование • Тестирование |
|
Модели | |
Итеративная • Спиральная • Каскадная • V-Model • Dual Vee Model |
|
Методологии | |
Agile (XP, Lean, Scrum, FDD и др.) • Cleanroom • OpenUP • RAD • RUP • MSF • DSDM • TDD |
|
Сопутствующие дисциплины | |
Конфигурационное управление • Управление проектами • Управление требованиями |
|
Прототипи́рование программного обеспечения (от англ. prototyping) — этап разработки программного обеспечения (ПО), процесс создания прототи́па программы — макета (черновой, пробной версии) программы, обычно — с целью проверки пригодности предлагаемых для применения концепций, архитектурных и/или технологических решений, а также для представления программы заказчику на ранних стадиях процесса разработки.
Прототип позволяет также получить обратную связь от будущих пользователей, причем, именно тогда, когда это наиболее необходимо: в начале проекта еще есть возможность исправить ошибки проектирования практически без потерь.
Содержание |
Процесс создания прототипа обычно состоит из шагов:
Прототипирование имеет множество различных вариантов. Тем не менее, все методы в какой-то степени основаны на двух основных типах.
При быстром прототипировании (англ. rapid prototyping или throwaway prototyping) предполагается, что мы создаем макет, который на каком-то этапе будет оставлен («выброшен») и не станет частью готовой системы.
Основное преимущество такого подхода — в скорости: в ответ на свои требования заказчик почти сразу получает прототип интерфейса, и сразу может уточнить требования, до того как начато написание рабочего кода системы. Стоимость изменения требований на этом этапе очень низкая, поскольку нет кода, который нужно было бы переписывать.
Очень важно, чтобы такое прототипирование было выполнено в кратчайшие сроки, поскольку в данном случае тратятся время и ресурсы на код, который не будет в дальнейшем использован.
Быстрое прототипирование не обязательно выполняется в рамках той же платформы и тех же технологий, что и разрабатываемая система. Для прототипа графического интерфейса пользователя (GUI) могут использоваться HTML-файлы, либо прототип может подготавливаться в программе, специально предназначенной для создания макетов.
Эволюционное прототипирование (англ. evolutionary prototyping) ставит своей целью последовательно создавать макеты системы, которые будут все ближе и ближе к реальному продукту.
Такой подход имеет то преимущество, что на каждом шаге мы располагаем работающей системой, пусть и не обладающей всей нужной функциональностью, но улучшающейся с каждой итерацией. При этом, не тратятся ресурсы на код, который будет «выброшен».
Эволюционный подход к прототипированию может быть выбран, исходя из предположения, что все необходимые требования к моменту начала разработки неизвестны, и будут определяться по мере создания программы; тогда на каждом этапе мы реализуем лишь те требования, которые известны и ясны. Иногда при этом, разработчики сосредотачиваются на работе только над теми модулями системы, требования на которые уже определены.
В некоторых случаях, когда речь идет о продукте под определенную незанятую нишу, пользователи начинают использовать систему еще до того как она полностью дописана, в ожидании готовой системы, поскольку «недописанная система — это лучше, чем её полное отсутствие».
Преимущества применения прототипирования:
Недостатки:
Является спорным, применимо ли прототипирование, в той или иной форме, ко всем типам проектов. Однако, известно, что наибольшие преимущества прототипирование дает при разработке систем, имеющих развитый пользовательский интерфейс
. Системам, основная работа которых состоит в вычислениях, например, системам с интерфейсам командной строки, прототипирование почти не дает реальных преимуществ. Хорошие результаты дает прототипирование при проектировании интерфейсов человек-компьютер.Прототипирование программного обеспечения.