Lt304888.ru

Туристические услуги

Про уродов и людей

01-06-2023

Про уродов и людей
Жанр

драма

Режиссёр

Алексей Балабанов

Продюсер

Сергей Сельянов
Олег Ботогов

Автор
сценария

Алексей Балабанов

В главных
ролях

Сергей Маковецкий
Виктор Сухоруков
Анжелика Неволина
Динара Друкарова

Оператор

Сергей Астахов

Кинокомпания

СТВ

Страна

 Россия

Язык

русский

Год

1998

IMDb

ID 0156849

«Про уродов и людей» — российский художественный фильм 1998 года режиссёра Алексея Балабанова. Премьера картины состоялась на 51-м Каннском кинофестивале в программе «Двухнедельник режиссёров»[1].

Содержание

Сюжет

Конец 19-го, начало 20-го века. Иоган приезжает в Санкт-Петербург. Доктор Стасов усыновляет новорожденных сиамских близнецов.

Фильм стилизован под раннее кино, и в самом начале полностью отсутствует звуковой ряд, кроме характерного треска. Также, в начале, он состоит из отдельных историй, которые по ходу сюжета начинают сливаться в единое русло.

Молодая дочь инженера Радлова мечтает о поездке на Запад, периодически разглядывая заправочную станцию паровозов, находящуюся под самыми окнами их квартиры. Отец обещает дочери, что ещё немного, и он пустит все средства на то, чтобы они отправились в путешествие.

Раздается звон во входную дверь и Лиза задорно бежит открывать, в надежде, что принесли новые пластинки для граммофона. Но тут она застает их домработницу, Груню, что-то шепчущую на ухо тому самому Иоганну. Теперь это человек с застывшим лицом, без следов эмоций, холодно смотрящий или сквозь вас, или вам становится не по себе от его сверлящего пронизывающего взгляда.

Завидев хозяйку, Груня тут же удалилась, а Иоган остался стоять у двери. Лиза поприветствовала его, и решила, что он пришёл к отцу, которого и позвала. Иоган на вопрос Радлова — «Принес?» отвечает, что он к Груне. Зритель узнает, что Груня тайно является сестрой Иогана и знает, чем он занимается.

А Иоган содержит подпольное ателье порнографических фотографий извращенного содержания (этакое БДСМ). У него два компаньона — лысый Виктор Иванович, который разносит фотографии клиентам и молодой фотограф — Путилов, который, при получении своей профессии, приобрел большие долги и попал в зависимость от Иоганна.

На фотографиях всегда изображена старуха шлепающая молодых обнаженных девушек пучком хворостин. Хозяин ателье, сдававший помещение Иоганну, пытается уличить его в безнравственной деятельности, но тот без всяких разговоров убивает этого сердобольного человека, одним движением сбив его с ног, а затем застрелив.

Виктор Иванович относит порнографию Дарье, служанке доктора Стасова и пытается пройти в дом, но та его робкими, но настойчивыми действиями, таки заставляет отступить. Виктор Иванович дал ей закрыть дверь, но никуда не ушёл. Он остался, чтобы послушать, как поют в квартире доктора. Немного ему удается послушать пение, но из квартиры пытается выйти доктор и Виктор Иванович делает вид, что он не к ним и спешно ретируется. Семья доктора Стасова живёт несчастливо, жена его не любит, отвергая нежность и супружеские ласки, а все время отдает близнецам, чтобы отточить в них музыкальные навыки. Добродушный доктор, не смотря ни на что, любит жену и близнецов. И сыновья любят отца, проявляя искреннюю сыновью привязанность.

По дороге домой, скачущую и радующуюся Лизу окликает Виктор Иванович, при виде которого вся её радость в миг улетучивается. В отличие от него, его широкая с холодными глазами улыбка, становится только шире, когда он здоровается и заводит Лизу в переулок, под арку дома, где передает фотографии сексуальных извращений. На что Лиза очень быстро отдает ему деньги и тут же разворачивается домой. Там, прячась и озираясь, она рассматривает картинки. На оклик Груни, Лиза наспех прячет их между бельем в шкафу.

Радлов знакомит дочь с милым молодым человеком — Путиловым. Они вместе обедают и обсуждают будущее фотографии и синематографа, который только начал развиваться. Вдруг почему то проявляет недовольство,Груня, резко стукнув по столу очередным блюдом и быстро выйдя из комнаты. Инженер бросается за ней, оставив молодых людей наедине. Догнав, Радлов успокаивает плачущую Груню, говоря, что все хорошо и Лиза уже совсем большая, все станет ещё лучше. Раздается дверной звонок.

Молодые люди ищут тему для разговора, Путилов спрашивает, любит ли Лиза фотографии. Этот вопрос сбивает её с толку: улыбка пропадает и она пристально, с опаской, смотрит на Путилова. Звонок в дверь разрежает обстановку и Лиза проворно бежит в прихожую. Выясняется, что ателье Иоганна производит не только порнографические, но и обычные фотографии, которыми и торгует инженер Радлов, не подозревающий о втором дне профессии своего поставщика.

В этот раз Иоган приносит фотографию Лизы. Ту самую, которую сделали, когда она была 5 летней девочкой. Радлов говорит дочери, что это подарок на праздник. А Иоган, плененный красотой Лизы, отказывается взять деньги у инженера. Лиза показывает фотографию Путилову, сообщая, что это она в 5 лет. Когда Путилов узнал фотографию, так как именно он её делал, его лицо мрачнеет.

Иоган пытается сделать предложение Лизе, по дороге его компаньон замечает сиамских близнецов, с которыми Стасов идет «в кинематограф». Виктором Ивановичем овладевает страсть к съемке этих «уродов». Иоган получает резкий отказ от Радлова на просьбу руки дочери, а по уходу его, с инженером случается сердечный приступ. Он тут же зовет распорядителя и доктора.

Пока у инженера находится распорядитель, Груня находит в вещах Лизы садомазохистские фотографии, купленные ею у Виктора Ивановича. Когда распорядитель уходит, инженер, надеявшийся сделать Груню матерью Лизе вместо ушедшей жены, сообщает Груне, что изменил завещание. Груня, не глупая женщина, тут же поняла, что к чему. И не задумываясь, мол вам ещё жить да жить, показывает инженеру фотографии и рассказывает, где она их нашла. Как и следовало ожидать, это наповал убивает только что перенесшего приступ Радлова. Доктор застает инженера уже в агонии и жестом показывает Груне, что дело плохо.

В то время, как доктор отлучался к телефону, после географических занятий с детьми, Дарья его домработница, пытается вовлечь в свои фантазии и близнецов, показав им фотографии. Первый из них, Коля, отказывается сразу же сказав, что это гадость. Но второй, Толя, заинтересовывается и спрашивает, есть ли ещё. На что в ответ Дарья снимает передник и, расстегнув платье, достает свою пышную грудь, предлагая мальчику её потрогать. В её глазах горит страсть, но мальчик стесняется коснуться наготы девушки. Дарья уговаривает его и он делает несколько неуверенных движений по её груди, затем резко отдергивает руку и замыкается. Вернувшись от телефона, доктор сообщает, что уходит к инженеру, у которого плохо с сердцем.

Радлова хоронят. При оглашении завещания, становится известно, что он, действительно, назначил Груню, по документам Аграфену Босых, полным распорядителем всего имущества, включая деньги, ценности и бумаги, до замужества Лизы. Сразу же в квартиру вселяется Иоган, который приводит свою старую няню. Зайдя в комнату к Лизе, Иоган, преподносит ей долгожданные пластинки и сообщает, что венчаться они не будут. Лиза, хотевшая было обратиться к тут же вышедшей из комнаты Груне, сразу все понимает и начинает раздеваться. Девушку развращают и начинают использовать для своих сексуальных фантазий. Теперь она оказывает в роли тех дам, которых она видела под плетью старухи. За всем этим наблюдает Иоган, что-то трепещет в нём при виде того, как старуха-няня «наказывает» девушку, которая мерно стонет от боли наносимых ударов. Все это, как всегда, снимает Путилов.

После того, как все закончилось, он пытается сказать Лизе, что спасет её. Но она тоном уже безразличной ко всему девушки, потерявшей невинность насильно, отвергает его слова. «Поздно, Путилов» — говорит она и уходит вглубь квартиры. Уже оставшись наедине с собой, Путилов повторяет, что он спасет её. Появляется надпись «Лиза стала женщиной в первый раз».

Виктор Иванович вновь приходит в дом доктора Стасова с целью увидеть его близнецов. Дверь открывает служанка, как и прежде пытающаяся его прогнать, но он её выдергивает из квартиры и сам заходит. Дарья, словно бессильная собачонка, пытается его выгонять, но в итоге он запирает её в ванной комнате. Когда он рассматривает вещи в гостиной, появляется Екатерина, жена доктора, Виктор Иванович сначала пугается. Но Екатерина Кирилловна словно не замечает его и думает, что обращается к Дарье, требуя сделать ванну. В этот момент выясняется, что жена доктора слепа. Виктор Иванович, тут же понимает свою власть над этой беззащитной женщиной и выбравшаяся большими усилиями из ванны Дарья, застает то, как Екатерина Кирилловна демонстрирует ему свои прелести, поднимая платье. Виктор Иванович, словно покупатель на рынке, оценивающий мясо, небрежно поднимает зонтиком платье, чтобы осмотреть все тело Екатерины Кирилловны и приказным тоном просит её повернуться.

В этот момент в комнату входят близнецы, они обращаются к матери, к которой тут же теряет интерес Виктор Иванович, направив свой взор к ним. Он смеется и радуется тому, что наконец заполучил их. Дарья, при виде всей ситуации, — хозяйка, словно трепещущая девчонка стоит с поднятым платьем повторяя раз за разом имя Виктора Ивановича, и дети, к которым направляется последний, начинает смеяться. Появляется комментарий, сообщающий, что Екатерина Кирилловна впервые полюбила.

В тайне от Иогана, Виктор Иванович начинает свое дело. При помощи подневольного Путилова он делает фотографии обнаженных сиамских близнецов в том же фото-ателье, где ранее работал Иоган.

Доктор Стасов ищет детей, он как то узнает, кто причастен к их пропаже и вламывается в квартиру Радловых. Некоторое время пытаясь найти близнецов, он носится по квартире с криками и вскоре натыкается на Иогана, тихо поедающего свое любимое блюдо — морковку со сметаной. Иоган не понимает чего от него хотят, но доктор бросается на него и пытается задушить, спрашивая: «Где они?». Как всегда, не долго думая, Иоган выхватывает пистолет и убивает доктора. Падая тот переворачивает пиалу сметаны, которая тут же начинает стекать на тело.

Собрав сметану рукой, Иоган оборачивается к оцепеневшей Груне. Она дрожащим голосом объясняет, кто этот человек. Появившийся вскоре Виктор Иванович, как всегда улыбаясь, замечает тело. Его улыбка сходит на нет и тогда Иоган вопрошает, не скрывает ли тот что нибудь. Страх и ненависть к Иогану заставляют компаньона все рассказать и показать.

«Поют» — приговаривает тот, вручая Толе и Коле гармонь. Толя явно боится Виктора Ивановича, а Коля требует, чтобы тот вышел. Виктор Иванович делает страдальческое лицо, будто его обидели в самых лучших чувствах, но пристальный взгляд Иогана заставляет его удалиться. Послушав чудесные голоса мальчиков, Иоган начинает улыбаться. Он деловой человек и тут же придумывает им применение, до которого не додумался недалекий Виктор Иванович. Cначала он решает усмирить близнецов и наливает им водки, Коля выпив тут же реагирует и все идет назад на пол, а Толе, которого заставили, все даже понравилось и он тянет брата в пляс, но тут же падаед. Виктор Иванович объявляет, что «его уроды» буду жить пока здесь, в комнате Лизы. Та нехотя вытирает пол и протирает близнецов, тогжа Коля обращается к ней извиняясь за поведение брата. Он объясняет, что Толя на самом деле не такой. Они не которое время беседуют, затем, как и прежде Лиза смотрит в окно на уходящий с заправки поезд.

Идея Иогана это отправить близнецов в театр, за что Иоган получает свой процент с хозяев. Стоя рядом с Иоганом возле окна театр, Лиза говорит, что ненавидит этот город, а за окном простираются пейзажи Петербурга. Как то ночью раздается треск и звук падения, слышен сдавленный голос Иогана — «Няня, няня», но вскоре он затихает.

Время идет , Коля все сильней любит Лизу, а Толя постепенно спивается, употребляя угощения Виктора Ивановича. Лиза говорит о том, что если ехать на запад, Солнце никогда не зайдет. А Толя говорит, что они поедут искать отца на восток. Они не знают, что он погиб так как ранее им сказали, что тот вместе женой оставил их и уехал. Виктор Иванович, стараясь развивать талант мальчиков доставляет из их дома в дом Лизы рояль и приносит бутылку вина. Пока те начинают играть , Груня зовет в соседнюю комнату Лизу. Она раздевается до нага и уходя плохо закрывает дверь, Коля слышит удары и её стоны.

Виктор Иванович решает взять в оборот и Катерину Кирилловну, слепую жену доктора, как всегда взяв с собой Путилова, он собирает полный зал людей, пользуясь тем, что та никого не видит, но на этот раз с плетью появляется её служанка Дарья, с большим увлечением она заставляет нагую Екатерину Кирилловну упасть на пол, встать на четвереньки так, чтобы все было видно на камеру и ей было удобно, затем начинает бить по оголенным чреслам, все сильней увлекаясь.

Как то раз ночью, когда не спящая Лиза клянет судьбу, город, в котором находится, а также морковку со сметаной, которую ненавидит. Коля её подзывает и признается в любви, говоря, что удары плетью не единственное проявление чувств и он видел книги у отца, где все описывалось иначе и говорит, что это может быть их последний раз, но она должна испытать настоящую любовь, ведь может статься так, что никогда больше не испытает её. Иоган ничего не услышит, им надо только попробовать, уговаривает Коля. Лиза вздыхает. За окном опять, подав последний сигнал, с заправки уходит локомотив. Появляется надпись — «Лиза стала женщиной во второй раз».

Виктор Иванович идет к Путилову, но обнаруживает что его нет, а множество отснятого материала уничтожено. Спрятавшись в каморке парадной дома, Путилов уходит вдаль волоча за собой свою аппаратуру и большой чемодан.

Лизу будит смущенная Груня и зовет в зал, где на полу сидит Иоган и смотрит на лежащую перед ним няню. Словно маленький мальчик с взъерошенными волосами он складывает на груди усопшей руки и сообщает с детским блеском в глазах: — « А у меня няня умерла». В этот момент становится ясным причины ночного треска и сдавленного голоса Иогана. У него начинается эпилептический припадок, его тело сотрясают судороги и он сдавленным голосом стонет «Няня, няня». Из комнаты выходят Толя и Коля, и видят выпавший из полов халата конвульсирующего Иогана пистолет. Коля его поднимает.

В этот момент в комнату заходит Виктор Иванович. Поняв в чём дело и осмелев, он начинает обшаривать Иогана, по видимому в поисках пистолета. Он смотрит со своей тупой улыбкой на близнецов и понимает, что у Иогана пистолета нет. Нависая над Иоганом и улыбаясь, говорит «Ну что, уроды, вот и все» затем встает начинает двигаться в сторону близнецов. И словно эхо к его словам раздается выстрел. Это Коля моментально навел пистолет и выстрелил в Виктора Ивановича, тело которого грузно падает на пол рядом с Иоганом. После чего, Коля наводит пистолет на Груню, и та с диким ужасом в глаза, крича от страха и пятясь на ощупь, бросается бежать. Коля роняет пистолет на пол. Лицо Лизы, тут же, после долгого времени беспросветности и ужаса, озаряется милой, почти детской улыбкой, которой она улыбалась только тогда, когда все было хорошо и отец был рядом. Она вновь сияет.

Близнецы уезжали на Восток. Лиза обещала помнить и ждать встречи, а они обещали найти отца и вернуться. Лиза садится на паровой трамвай, а близнецы на пароход.

Братья находят табличку на доме в неком восточном заснеженном городе, сообщающую, что там родился и жил известный врач-клиницист Андрей Федорович Стасов. «Папа» — произносит Толя. Ребята вновь возвращаются в театр. Публика требует на сцену уродов, а они не выходят — всему виной напившийся Толя. Брат пытается ему помочь, но вдруг они падают на пол, глаза Толи замерли и смотрят в одну точку, брат пытается привести его в чувства. Организаторы, не зная причин задержки, начинают ломать дверь, чтобы вывести их из комнаты на сцену.

Поезд ехал по заснеженном березовому лесу. Пожилой кочегар с чёрным от копоти лицом, подбрасывал уголь в топку. А Лиза с веселыми искрящимися глазами смотрела на него и улыбалась, ветер теребил перья на её шляпке, когда она высовывалась из локомотива. Поезд вез её на запад через леса и поля.

Лиза не замечала официанта принесшего ей еду и предложившего музыку. Она поняла, что знает её, когда тот включил. Её лицо каменело.

Теперь Лиза шла по улице в витринах которой сидели обнаженные женщины и мужчины с плетками. Мужчины заходили к женщинам приветливо зазывавших их. Лиза остановилась напротив парня с плеткой. Мимо пронеслась машина, в ней ехал Путилов, за ним бежала толпа девушек-поклонниц, выкрикивающих слова восхищения. Лиза увидела это и что то в ней опять поменялось. Она зашла в витрину к парню с плеткой. И вот она стоит на четвереньках на скамье обернувший к парню задом, а он, увлеченно хлещет её по чреслам плетью, удивляясь полному отсутствию реакции у девушки. Какой то джентльмен прошёл мимо их витрины и поморщился от увиденного.

Иоган был жив. Теперь он не снимал, а только смотрел кинематограф. И там показывали «новые» шедевры известного режиссёра и оператора — «Ф.Путилова». В этот раз шла картина — «Наказание за преступления». На экране появилась Лиза, и Иоган легко узнал сюжет, это была именно та первая запись, когда Лиза «стала женщиной в первый раз», с комментариями, которые приговаривала старая няня. «Что бесстыдница — пакостничала, знала ведь что нельзя?» и « В первый раз накажу тебя не сильно» Он досмотрел её до конца. Мужчины с хмурыми лицами поднялись и ушли из зала. Иоган некоторое время сидел и смотрел с инфантильным блеском в глазах. Затем одной стороной лица будто улыбаясь, а другой хмурясь, он, под звучащую песню близнецов, спустился к одной из Питерских набережных. Он весь зарос и в нём что-то поменялось.

Был ледоход. Иоган спокойно подошёл и стал на проплывающую мимо него большую льдину. Река начала уносить его вдаль. Кадр сменяется на крутящуюся пластинку…


Работа над фильмом

Сценарий этого фильма Балабанов написал ещё в 1993 году под названием «Тихие люди». Замысел картины возник во время съёмок «Замка» в Гамбурге.

Времени у меня было полно, я гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной.

— Алексей Балабанов

Режиссёр планировал приступить к съёмкам этого фильма сразу после завершения работы над короткометражкой «Трофим». Однако, долгое время из-за провокативности сюжета Балабанов не мог найти средств для его реализации. За это время он успел снять малобюджетного «Брата» и поездить по международным кинофестивалям в поисках денег. Несмотря на активную работу с западными продюсерами, осуществить этот проект Балабанов смог, опираясь исключительно на средства российских инвесторов.[2]

Съёмки фильма проходили в Санкт-Петербурге, Выборге и Ярославле.[источник не указан 564 дня]

В ролях

Съёмочная группа

Награды

  • Премия «Ника» в номинации «Лучший фильм»
  • Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (Алексей Балабанов)
  • Приз международного фестиваля «Неделя фантастического кино» в Малаге лучшему актёру (Сергей Маковецкий)
  • Приз международного фестиваля «Неделя фантастического кино» в Малаге лучшему оператору (Сергей Астахов)
  • Приз «Особое мнение» международного фестиваля «Неделя фантастического кино» в Малаге
  • Специальный приз жюри международного фестиваля в Стамбуле

Примечания

  1. Directors' Fortnight 1998  (англ.). quinzaine-realisateurs.com. Проверено 12 апреля 2011.
  2. Невыносимый груз  (рус.). Журнал «Сеанс». Архивировано из первоисточника 3 марта 2011. Проверено 17 февраля 2011.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Про уродов и людей
  • «Про уродов и людей» на сайте кинокомпании «СТВ»
  • «Про уродов и людей»  (англ.) на сайте Internet Movie Database

Про уродов и людей.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01