Lt304888.ru

Туристические услуги

Психология денег

04-10-2023

Страсти на Нью-Йоркской фондовой бирже

Психология денег — направление психологии, изучающее влияние денежных факторов на поведение человека, в частности на принятие решений.

Тесно связано с экономикой и нейроэкономикой. Экспериментальные исследования показывают, что поведение человека в ситуациях, в которых он оперирует деньгами, достаточно предсказуемо, хотя в некоторых случаях такие предсказания расходятся с положениями классических экономических теорий. Хотя тема «человек и деньги» долгое время считалась уделом наук о культуре, последние исследования показывают, что биологические механизмы мозга играют в ней не последнюю роль. Оказалось, что операции мозга во многом сходны с процессами в экономических системах. Исследователи полагают, что изучение психологии денег поможет улучшить жизнь человека и в конечном итоге сделать его счастливее.

Содержание

Деньги в культуре и экономике

Несмотря на безусловно важную роль денег в жизни человека, связанные с ними психологические эффекты мало изучались в XX веке. Исследователи 20-го столетия сосредотачивались на социологических и антропологических аспектах денег (Belk and Wallendorf, 1990). Ученые же, работающие в области экспериментальной психологии и нейронауках, этой проблемой практически не занимались, так как считалось, что у мозга нет отделов, специализированных для обработки информации, связанной с деньгами. Предполагалось, что, так как деньги появились в хождении относительно недавно (несколько тысячелетий назад), эволюция структур мозга не могла отразить это нововведение. Отсюда делался вывод, что деньги должны быть предметом наук, изучающих человеческую культуру, а не предметом экспериментальной психологии и нейронаук. Критика этого утверждения основывается на том, что не обязательно иметь особый отдел мозга, чтобы оперировать с денежными понятиями (например, так же, как и работать с ПК) — а значит психология денег может быть частным случаем так называемой «психологии игр» (которая основывается на теории игр, оперирующей ресурсами и стратегиями их добычи). Деньги — лишь пример такого ресурса.

Экономика, наука, посвященная изучению денег, долгое время была теоретической дисциплиной, построенной на математике (Davis, 2006). Эта традиция начала постепенно ломаться с развитием экономической психологии (Webley et al., 2001), поведенческой экономики (Altman, 2006) и экспериментальной экономики (Kagel and Roth, 1995).

Исследования

Уже первые психологические исследования действий человека в экономике показали, что поведение человека в ситуациях, в которых он принимает решения, связанные с деньгами, вполне предсказуемо, хотя может и не соответствовать схемам классических экономических теорий (Furnham and Argyle, 1998).

Среди предсказуемых психологических эффектов были выявлены следующие:

  • Денежная иллюзия — тенденция человека воспринимать номинальное, а не реальное количество денег, то есть не делать поправку на инфляцию (E. Shafir et al., 1997; Fehr and Tyran, 2001).
  • Денежный консерватизм — сопротивление любым денежным реформам, даже если они полезны. Примером может служить сопротивление введению монеты в один доллар в США (Caskey and St Laurent, 1994).
  • Денежное табу — культурные ограничения на денежный обмен, даже если такой обмен желателен с экономической точки зрения. Например, в некоторых культурах не принято платить за секс и дарить родителям и дедушкам и бабушкам деньги.

Выявление этих психологических закономерностей послужило стимулом к дальнейшим исследованиям в области экспериментальной психологии.

В опубликованном в 2006 году исследовании (Vohs et al., 2006) сообщается, что простое упоминание денег или использование их в качестве элемента психологического эксперимента (например, чтение вслух или про себя фраз, о деньгах) оказывает существенное влияние на поведение и цели испытуемых. В принятии решений испытуемые начинают ориентироваться на собственное мнение, то есть стремятся к самодостаточности (self-sufficiency). Похожие результаты наблюдали и другие исследователи (Bargh et al., 2001), которые показали, что испытуемым достаточно прочитать несколько слов, обозначаюших достижения, чтобы превзойти контрольную группу в разгадывании головоломок.

Параллельно с психологическими исследованиями начала развиваться нейроэкономика (Glimcher, 2003), которая утверждает, что такие функции мозга как мотивация и принятие решений подобны решению аналогичных задач в экономических системах. Было, например, показано, что разные отделы мозга активируются при манипуляции аналогами экономических факторов — временем между выполнением задачи и получением за нее оплаты либо величиной оплаты.

Аномалии

Не все явления поддаются логическому объяснению на первый взгляд. Такие феномены называются парадоксами и аномалиями. Так, например, в некоторых случаях желание продать имеющийся предмет может с ростом цены на него уменьшиться. Этот эффект исследовал Ричард Талер (Richard Thaler).

Перспективы

Статья, опубликованная в журнале Science (Burgoyne and Lea, 2006) утверждает, что исследования психологии денег важны по двум причинам. Первая причина состоит в том, что деньги — одна из важнейших ценностей для человека, живущего в условиях современной экономики. Таким образом, следует изучать их влияние на все сферы человеческой деятельности. Вторая причина в том, что реакция человека на финансовые факторы оказывает существенное влияние на его жизнь. Например, Vohs et al. показали, что одна лишь мысль о деньгах переводит мозг в состояние, в котором человек становится индивидуалистом. Также показано, что чем больше человек ценит финансовый успех, тем меньшее значение для него имеет положение дел в обществе (Grouzet et al., 2005). Психологическое тестирование показывает, что люди с высоким индексом ориентации на материальные ценности менее счастливы (Burroughs and Rindfleisch, 2002). Таким образом, исследование психологии денег может в конечном итоге помочь сделать людей счастливее.

Библиография

  • Carole B. Burgoyne and Stephen E. G. Lea. Money Is Material Science 17 November 2006: 1091—1092.
  • R. W. Belk, M. Wallendorf, J. Econ. Psychol. 11, 35 (1990).
  • K. D. Vohs, N. L. Mead, M. R. Goode, Science 314, 1154 (2006).
  • J. A. Bargh, P. M. Gollwitzer, A. Lee-Chai, K. Barndollar, R. Troetschel, J. Pers. Soc. Psychol. 81, 1014 (2001).
  • P. Webley, C. B. Burgoyne, S. E. G. Lea, B. M. Young, The Economic Psychology of Everyday Life (Psychology Press, Hove, UK, 2001).
  • M. Altman, Ed. Handbook of Contemporary Behavioral Economics (M. E. Sharpe, Armonk, NY, 2006).
  • J. H. Kagel, A. E. Roth, The Handbook of Experimental Economics (Princeton Univ. Press, Princeton, NJ, 1995).
  • J. B. Davis, J. Instit. Econ. 2, 1 (2006).
  • A. Furnham, M. Argyle, The Psychology of Money (Routledge, London, 1998).
  • E. Shafir, P. Diamond, A. Tversky, Q. J. Econ. 112, 341 (1997).
  • E. Fehr, J.-R. Tyran, Am. Econ. Rev. 91, 1239 (2001).
  • J. P. Caskey, S. St Laurent, J. Money Credit Banking 26, 495 (1994).
  • P. W. Glimcher, Decisions, Uncertainty, and the Brain: The Science of Neuroeconomics (MIT Press, Cambridge, MA, 2003).
  • F. M. E. Grouzet et al., J. Pers. Soc. Psychol. 89, 800 (2005).
  • J. E. Burroughs, A. Rindfleisch, J. Consum. Res. 29, 348 (2002).
  • Абрамова, С. Б. Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы / С.Б.Абрамова // Известия Уральского государственного университета. № 4 (70), 2009. Общественные науки. С. 133-141.
  • Белкин, А. И. Запах денег: Психол. этюды / Арон Белкин. - М.: Терра-Кн. клуб : Олимп, 1999. – 394 с.
  • Буренина С. Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб, 2000.- 24 с.
  • Голубева, Е.В. Влияние уровня дохода на отношение к деньгам // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды III международной научной интернет-конференции, март – июнь 2009 г./отв. ред. М.Ю. Семенов. – Омск: изд-во «Полиграфический центр КАН», 2009. 391 с. – С. 126-140.
  • Горбачева, Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психол. журн. 2006. Т.27. №4. С.26-37.
  • Дейнека О. С. Символизация денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии. Т.1/ Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. — М.: ИП РАН, 2004. С. 207—241.
  • Дейнека О. С. Экономическая психология в российской политике переходного периода [Электронный ресурс]: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.12 . — М.: РГБ, 2003. С.50-63.
  • Дитмар Х. Экономические представления подростков //Иностранная психология. 1997. № 9. С. 24-38.
  • Дробышева Т. В., Журавлева А. Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентации) // Проблемы экономической психологии. Т.1/ Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. — М.: ИП РАН, 2004. С. 412—444.
  • Енин В. В. Влияние конституционально-психотипологических особенностей личности на восприятие денег в юношеском возрасте: Дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. — Ставрополь, 2004.
  • Зарубина, Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 13-21.
  • Зелизер, В. Создание множественных денег [Электронный ресурс] // Экономическая социология: электронный журнал. Том 3, № 4, сентябрь 2002. - С. 58-72.
  • Зиммель, Г. Философия денег/ Г.Зиммель // Теория общества.- М., 1999.- С. 33-89.
  • Капустин, А.А. Отношение различных социальных групп к деньгам: На основе комплексного социально-психологического исследования: Автореф. дис. … канд. психол. наук.- Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2001.- 25 с.
  • Козлова Е. В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи // Начальная школа. — 2002. — № 4. — С.45-67.
  • Люди и деньги / Под ред. В.В. Новикова, С.И. Ериной. - Ярославль: ЯрГУ, 1999.
  • Махрина Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2006. - 26 с.
  • Московичи, С. Машина, творящая богов / С. Московичи; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Центр психологии и психотерапии: КПС+, 1998. - 556 с.
  • Муравьева, П. А. Отношение личности к деньгам в контексте реализации экономических ролей [Текст] : монография / П. А. Муравьева. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009 (Иркутск) . - 234 с. : ил.
  • Николенко Ю. С. Категориальная структура и содержание образа денег у студентов Дальневосточного региона : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. - Владивосток, 2007.
  • Семенов М. Ю. Особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости. Дис. … канд. психол. наук : 19.00.05. — Ярославль, 2004.
  • Уэбли П. Понимание детьми экономических явлений // Проблемы экономической психологии. Т.2 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. — М.: Изд-во ИП РАН, 2005. — С. 146—180.
  • Фенько, А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 50-62.
  • Фенько А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии.- 2000.-№ 2.- С. 94-102.
  • Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /под общей редакцией А. Алексеева. — СПб.: прайм-Еврознак, 2005. — 352 с.
  • Щедрина Е. В. Исследования экономических представлений у детей // Вопросы психологии. 1991.№ 2. С. 157—164.

Ссылки

  • Тематический сайт «Психология: Деньги и Самоактуализация»
  • Научно-популярный сайт «Люди и Деньги»
  • Тематический сайт посвящённый саморазвитию в биржевой торговле и повышении грамотности в области экономики
  • Научные интернет-конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности»
  • Экономическая психология в России


Психология денег.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01