Lt304888.ru

Туристические услуги

Путевой инструмент

18-04-2023

Разнообразный путевой инструмент

Путево́й инструме́нт — простые приспособления и ручные машины (с механизированным приводом) масса которых не превышает 100 килограмм[1], применяемые на железнодорожном транспорте при текущем содержании, ремонте и строительстве железнодорожных путей.

Содержание

История появления

Простейшие приспособления и путевой инструмент с ручным приводом — лапчатый лом, костыльный молоток, дексель (топор для обтёски шпал), трещотка (для сверления отверстий), подбойка — появились в начальный период развития железных дорог. При отсутствии путевых машин путевой инструмент служил единственным техническим средством для производства путевых работ. В начале XX века для привода путевого инструмента использовался лёгкий бензиновый двигатель (мотоинструмент), сохраняющийся в некоторых типах путевого инструмента, а позднее — компрессор, подающий сжатый воздух к рабочему органу (пневмоинструмент). В 1920-е годы начал применяться электрический привод (электроинструмент) с механической передачей движения к исполнительному органу. В начале 1950-х годов в СССР широкое распространение получили путевые домкраты, рихтовщики, разгонщики рельсов и шпал с ручным приводом, оборудованные гидронасосами (гидроинструмент).

Классификация

Мотоинструмент — рельсосверлильный станок с бензиновым двигателем

По принципу действия исполнительных органов различают путевой инструмент[1]:

  • вибрационного действия
  • ударного действия
  • прочий инструмент

По виду привода:

  • мотоинструмент
  • пневмоинструмент
  • гидроинструмент
  • электроинструмент
  • ручной

Назначение

Подбивка шпал

Путевым инструментом производятся следующие операции[2]:

  • подбивка шпал
  • завинчивание и отвинчивание гаек болтов рельсовых скреплений
  • закручивание и откручивание путевых шурупов
  • резка и сверление отверстий в рельсах
  • забивка и выдёргивание костылей
  • шлифовка рельсов и крестовин
  • подъёмка и сдвижка рельсо-шпальной решётки
  • разгонка рельсовых зазоров

Разновидности путевого инструмента

Для уплотнения (подбивки) балласта под шпалами вручную применялись простейшие маховые подбойки, которые были заменены ударными механизированными шпалоподбойками (пневматическими и с приводом от бензиновых двигателей). Начиная с 1950-х годов наиболее массовый путевой инструмент для подбивки шпал — электрические вибрационные шпалоподбойки. Завинчивание и отвинчивание отдельных гаек рельсовых скреплений производят ручными гаечными ключами (при незначительном объёме работ), а также электрическими ударно-импульсными путевыми ключами и бензогайковёртами. Довёртывание путевых шурупов осуществляют ручными торцевыми ключами, а закручивание и откручивание шурупов — электрическими двухскоростными шуруповертами непрерывного действия. Для резки обыкновенных рельсов в полевых условиях используют электрические рельсорезные станки с ножовочным полотном, для закалённых рельсов — станок с бензиновым двигателем и отрезным абразивным диском. Сверление стыковых отверстий в шейках обыкновенных рельсов производят электрическим рельсосверлильным станком, а в шейках закалённых рельсов — станком с автоматической подачей сверла. Механизированную забивку костылей иа звеносборочных базах путевых машинных станций, не оснащённых автоматическими линиями, осуществляют электропневматическим костылезабивщиками, выдёргивание костылей из шпал — электрогидравлическими двухступенчатыми костылевыдёргивателями. Для шлифования поверхностей катания наплавленных концов рельсов применяют переносную электрическую рельсошлифовалку, шлифовальный абразивный круг которой непосредственно соединён с ротором электродвигателя. Шлифование крестовин и остряков стрелочных переводов и снятие боковых накатов на рельсах осуществляют рельсошлифовальным станком на тележке и рельсошлифовалкой, оснащённой бензиновым двигателем и отрезным шлифовальным кругом. Подъёмку и вывеску рельсо-шпальной решётки при подбивке шпал производят ручным гидравлическим домкратом, сдвижку и рихтовку пути — моторным гидравлическим рихтовщиком и ручным гидравлическим рихтовочным прибором. Регулировку зазоров в рельсовых стыках (разгонку) выполняют ручным гидравлическим путеразгонщиком.

Тенденции применения

Путевой инструмент широко используется для производства путевых работ, однако в связи с повышением интенсивности движения и сокращением интервалов следования между поездами основным направлением становится машинизация текущего содержания пути, применение для выполнения путевых работ более производительных тяжёлых машин, работающих при закрытом для движения поездов перегоне (то есть в «окно»).

См. также

Примечания

  1. ↑ Путевой инструмент
  2. Путевой инструмент

Ссылки

  • Путевой инструмент

Литература

  • Путевой инструмент // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 344-345. — ISBN 5-85270-115-7


Путевой инструмент.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01