Lt304888.ru

Туристические услуги

Пучков, Андрей Александрович

17-10-2023

Андрей Александрович Пучков

А. А. Пучков
Дата рождения:

4 марта 1970(1970-03-04) (42 года)

Место рождения:

Киев, Украина

Страна:

 СССР
 Украина

Научная сфера:

архитектуровед, культуролог, библиограф

Место работы:

Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины

Альма-матер:

Киевский инженерно-строительный институт

Награды и премии


Пучков Андрей Александрович (род. 4 марта 1970, Киев) — украинский архитектуровед, культуролог, историк.

Содержание

Биография

Окончил с отличием архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института (1993; ныне — Киевский национальный университет строительства и архитектуры). Доктор искусствоведения (2012; кандидат архитектуры, 1996), старший научный сотрудник (1996), доцент (1999). Кандидатская диссертация посвящена исследованию архитектуроведческого наследия А. Г. Габричевского, докторская — поэтике античной архитектуры.

Учителя: А. В. Босенко, В. И. Ежов, А. П. Мардер, М. С. Петровский, В. В. Чепелик, В. Е. Ясиевич.

Работал в Государственном НИИ теории и истории архитектуры (19932003; с 1995 — учёный секретарь), Издательском доме А. С.С/А+С, с 2004 — в Институте проблем современного искусства Академии искусств Украины2009 — заместитель директора по научным вопросам). Член редколлегий ряда научных сборников.

Член президиума, академик-секретарь отделения архитектуроведения Украинской академии архитектуры (с 2007), действительный член УАА (2007; член-корреспондент — с 2003), лауреат Государственной премии Украины в области архитектуры (2006) и Премии НАН Украины для молодых учёных (1995). Отмечен Серебряной медалью Национальной академии искусств Украины (2011), «Знаком Почета» Киевского городского головы (2011).

Член Национального союза художников Украины (с 2012) и Союза урбанистов Украины (с 1995).

Архитектуроведческая концепция А. А. Пучкова

Архитектура, являясь формой культуры и культурного бытия, может быть вычленена из культуры только с какой-нибудь научной целью путём намеренного наведения на резкость. Остальные формы культуры не то чтобы при таком взгляде сходят на нет, но становятся фоном. Применение частнонаучного инструментария перерастает в увлечение каким-либо одним методом или в отсутствие методики. И тогда метод из средства постижения превращается в причину искажения наблюдаемого материала.

Архитектуровед должен быть занят решением двух взаимоисключающих задач, которые принято воспринимать как задачу единую. С одной стороны, речь идёт об изучении структуры, композиции, устройства косной архитектурной формы, каковой она досталась нам для внешнего или (сказал бы хороший искусствовед) феноменологического изучения/рассматривания. С другой стороны, — о некоем тоже косном тексте, который к косности архитектурной формы отношения не имеет, существуя как бы сам по себе, коренясь в самой природе «слова как такового», хотя и посвящён этой форме, и создан в связи с её существованием, является «плотью деятельной, разрешающейся в событие» (О. Мандельштам). Между этими крайностями располагаются предмет и объект обсуждения.

Таким образом, с одной стороны, предметом всякого архитектуроведческого исследования оказывается реальная материальность архитектурной формы как нехудожественное «нагромождение камней», с другой стороны, — реальная материальность текста об этой форме как художественное (дисциплинированное) «нагромождение слов».

Конечно, архитектурная форма изучается тоже как текст, не сводимый к тексту письменному, но существующий в качестве материала, который иным адекватным образом исследовать нельзя. (Структурализм породил методику рассматривать весь мир как систему знаков, совокупность которых и составляет текст.) Самое удивительное, что, изучая и архитектурную форму как снятую форму текста, и текст об этой форме тоже как снятую форму текста, исследователь порождает ещё один текст, некий свой метатекст, в котором и первый (архитектурная форма), и второй (архитектуроведческое письмо) выступают в свою очередь ещё одним, уже «превращенным текстом»: авторским. Все слова оказываются архитектуроцентричными, исследовательский текст, следовательно, тоже архитектуроцентричным, поскольку в нём обсуждаются вопросы, связанные с архитектурой как формой общественного бытия (в терминологии А. П. Мардера).

В самом деле, если принять понятийное различение на архитектуру и архитектурную форму, где первое — область понятия, второе — материальная конкретность вещи, а всё исторически обусловленное богатство письменных текстов о первом и втором — околоархитектурные размышления, рядящиеся то ли в форму архитектуроведения («теории архитектуры», её истории), то ли эмоционально-поэтических рассуждений, то ли сухого специального документа (например, строительный договор), — с логической неизбежностью будем вынуждены признать, что занятие письмом об архитектуре, в какой бы форме оно себя ни выражало, оказывается полем деятельности архитектуроведа, своеобразного «архитектурного герменевта», изучателя «архитектурных» текстов, которые на поверку — архитектуроведческие.

Архитектуровед, сознает он это или действует полусознательно, «строит», создает особое архитектурное произведение, материальность которого заключена в письменном слове, вещность которого стилистически, орфографически, семантически, по самой природе своей отлична от вещности архитектурного произведения, при помощи этого слова перетолковывается, совпадая с вещностью письма, растя на нём и вырастая. Отсюда архитектуроведение — самостоятельная дисциплина, близкая культурологии, но не тождественная ей, поскольку всякий раз имеет собственные объект и предмет (культурология не имеет строгого объекта, — только предмет: явления культуры), относящиеся к архитектуре как особой форме общественного бытия и выступающие как косные архитектурные формы и косные письменные свидетельства, имеющие внутри себя образы, мотивы, сюжеты, тропы и фигуры. В этой самостоятельности, даже уникальности занимаемого места, — нерв архитектуроведения как герменевтически ориентированной дисциплины «об архитектуре». Он крепится стоическим каноном стилистических достоинств: ясностью (satheneia), сжатостью (syntomia), уместностью (prepon), обработанностью (kataskeyn) и — непременным литературным задором.

Книги

  • Пространственные окрестности теории архитектуры: Опыт архитектонической жестикуляции и культурный контекст. — Киев: НИИТИАГ, 1994. — 84 с.
  • Архитектоника книги, или Метемпсихоз библиофила: Архитектор И. Ф. Рерберг и отечественная книга 1930-х годов. — Киев: НИИТИАГ, 1995. — 44 с.: ил.
  • Архитектуроведческие этюды. — Киев: НИИТИАГ, 1996. — 104 с. — ISBN 5-8238-0430-X.
  • Габричевский: Концепция архитектурного организма в мыслительном процессе 20-30-х годов. — Киев: Изд. дом А. С.С, 1997. — 156 с.: ил. — ISBN 5-7707-8973-5.
  • Парадокс античности: Принцип художественно-пластической телесности античной архитектуры. — Киев: НИИТИАГ, 1998. — 408 с. — ISBN 966-7452-02-6.
  • Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. — Киев: Изд. дом А. С.С, 2000. — 352, XXXII с. ил. — ISBN 966-7452-03-4.
  • Пуантилизм античного пространства, или Архитектура в эстетике Платона. — Киев: Изд. дом А. С.С, 2000. — 56 с.: ил. — ISBN 966-7452-13-1.
  • Пучков А. А., Бабушкин С. В., Бражник Д. Б., Каракис И. И., Кизема И. И., Несмиянова И. В., Червинский А. С. Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения). — Киев: ОО СТАТУС; "Архитектурный союз"; СИМВОЛ-Т, 2002. — 102 с. — ISBN 966-95095-8-0
  • Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Алетейя, 2004. — 478 с. — ISBN 5-89329-648-6.
  • Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. — Киев: Изд. дом А. С.С, 2005. — 608 с.: ил. — ISBN 966-8613-06-6.
  • Города: От библейских времен до средневековья. — Киев: Изд. дом А+С, 2005. — 208 с.: ил. — ISBN 966-8613-03-1.
  • Очерки о древних и раннесредневековых городах / ИПСИ АИУ. — Киев: Музична Україна, 2006. — 344 с. — ISBN 966-8259-24-6.
  • Sine quibus non: Портреты (Альбом авторских линогравюр). — Киев: Изд. дом А+С, 2006. — 64 с.: ил. — ISBN 966-8613-05-8.
  • Архитектурно-культурологические очерки: Феномены. Явления. Вещи / ИПСИ АИУ. — Киев: Изд. дом А+С, 2008. — 176 с.: ил. — ISBN 966-8613-32-5.
  • Эрехтейон и его кариатиды: Идио-номографический этюд / ИПСИ АИУ. — Киев: Изд. дом А+С, 2008. — 108 с.: ил. — ISBN 966-8613-38-4.
  • Поэтика античной архитектуры / ИПСИ АИУ. — Киев: Феникс, 2008. — 992, XXXII с. ил. — ISBN 978-966-651-659-9.
  • Адольф Сонни, киевлянин: Из истории классической филологии в Императорском университете св. Владимира / ИПСИ НАИ Украины. — Киев: Феникс, 2011. — 296 с.: ил. — ISBN 978-966-651-872-2.
  • Культура антикварных несходств: Силуэты, профили, личины / ИПСИ НАИ Украины. — Киев: Феникс, 2012. — 448 с.: ил. — ISBN 978-966-651-947-7.

Автор около шестисот опубликованных трудов.

Титульный редактор

  • Габричевский А. Г. Теория и история архитектуры: Избранные сочинения. — Киев: Самватас, 1993. — XLIV, 258 с. — ISBN 5-8238-0151-3.
  • Кулаковский Ю. А. Школа и мировоззрение Авита, епископа Вьеннского. — Киев: Изд. дом АСС, 1999. — XXVIII, 48 c. — ISBN 966-7452-19-0.
  • Уманцев Ф. С. Этюды по теории и истории архитектуры и искусства. — Киев: Главкиевархитектура; НИИТИАГ, 2001. — XII, 352 c. — ISBN 966-7452-31-X.
  • Кулаковский Ю. А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире: Избранные работы. — СПб: Алетейя, 2002. — 256 с. — ISBN 5-89329-461-0.
  • Кулаковский Ю. А. История Византии: В 3 т. — 3-е изд., исправ. и доп. — СПб: Алетейя, 2003. — Т. 1: 395—518 годы. — 492 с. — ISBN 5-89329-618-4; Т. 2: 518—602 годы. — 400 с. — ISBN 5-89329-618-2; 2004. — Т. 3: 602—717 годы. — 352 с. — ISBN 5-89329-647-8.
  • История римской литературы от начала Республики до начала Империи в конспективном изложении. — Киев: Изд. дом А+С, 2005. — LXVI, 260 c.] — ISBN 966-8613-11-2.

Составитель библиографических указателей

  • Олександр Георгійович Габричевський (1891—1968). — Київ: НДІТІАМ, 1994. — 32 с.
  • Микола Якович Марр (1864—1934). — Київ: НДІТІАМ, 1994. — 16 с. (соавт. Ю. Л. Мосенкис)
  • Іван Іванович Мєщанінов (1883—1967), Йосип Абгарович Орбелі (1887—1961). — Київ: НДІТІАМ, 1995. — 24 с. (соавт. Ю. Л. Мосенкис)
  • Академик Сергей Александрович Жебелёв (1867—1941). — Киев: НИИТИАГ, 1997. — 46 с.
  • Григорий Григорьевич Павлуцкий // Теорія та історія архітектури і містобудування: Зб. наук. пр. НДІТІАМ. — Київ, 1998. — Вип. 2. — С. 168—179.
  • Григорий Никонович Логвин // Теорія та історія архітектури і містобудування: Зб. наук. пр. НДІТІАМ. — Київ, 1998. — Вип. 2. — С. 14-19.
  • Юлиан Андреевич Кулаковский (1855—1919). — Киев: НИИТИАГ, 1999. — 52 с.
  • Адольф Израилевич Сонни // Мова та історія. — Київ, 2002. — Вип. 61. — С.26-38.
  • Валентин Иванович Ежов. Библиогр. указатель построек, проектов и научных трудов: К 75-летию со дня рождения. — Изд. 2-е, перераб., исправ. и доп. — Киев: НИИТИАГ, 2002. — 99 с.: ил.
  • Елена Марковна Годованюк // Теорія та історія архітектури і містобудування: Зб. наук. пр. НДІТІАМ. — Київ, 2002. — Вип. 5. — С. 13-20.
  • Владимир Иванович Тимофеенко // Сучасні проблеми дослідження, реставрації та збереження культурної спадщини: Зб. наук. пр.ІПСМ НАМ України. — Київ, 2007. — Вип. 5. — С. 382—383,

и др.[источник не указан 771 день]

Как редактор выпустил около ста разножанровых изданий (научные сборники, проза, стихи и т. д.).[источник не указан 771 день]

О нём

  • Андрей Пучков. Библиографический указатель за двадцать лет / Сост. Е. Ю. Ненашева; Вст. ст. Е. Ю. Ненашевой, А. В. Босенко; Редкол.: Г. А. Войцеховская (предс.), Б. Л. Ерофалов, Ю. Л. Мосенкис и др. — Киев: Изд. дом А+С, 2009. — 92 c.
  • Официальный сайт Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины
  • Сайт Lingua Latina Aeterna (перечень публикаций А. А. Пучкова по классической филологии и истории материальной культуры до 2002 г.)


Пучков, Андрей Александрович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01