14-10-2023
Пятидесятническое движение в США — часть всемирного пятидесятнического движения. Движение не представляет единства ни в богословских, ни в организационных вопросах, распадаясь более чем на 300 самостоятельных союзов[1].
Соединенные Штаты Америки являются родиной современного пятидесятнического движения. Датой рождения движения принято считать 1 января 1901 года, когда студенты библейской школы Ч. Ф. Пархама пережили крещение Духом Святым (см. также Пятидесятники). Мощный толчок к развитию пятидесятнического движения дали собрания на Азуза-стрит в 1906 году. Последовавшее десятилетие привело к созданию первых пятидесятнических объединений: Ассамблей Бога и Пятидесятнических ассамблей мира. В это же время доктрину крещения Духом Святым принимают ряд общин и союзов Движения святости. Это основанная в 1886 году Церковь Бога, афроамериканская Церковь Бога во Христе (основана в 1897 году) и Пятидесятническая церковь святости (основана в 1911 году).
Долгое время пятидесятники Америки оставались изолированными от других евангельских групп. Лишь с начала 40-х годов ХХ века происходит их постепенное сближение с другими фундаменталистскими церквами США.
Послевоенные годы движение характеризуется т. н. «пробуждением исцеления». Массовые собрания, проводимые евангелистами У. Бранхамом, О.Робертсом, А. Аленом, Г. Линдси, Т. Осборном во многом подготовили почву для возникновения харизматического движения.
В 1948 году крупнейшие американские союзы «белых» пятидесятников создали межденоминационный консультативный орган — Пятидесятническое Братство Северной Америки. Союз принимал активное участие в подготовке Всемирных пятидесятнических конференций. В октябре 1994 года организация была реформирована в союз Пятидесятнических/Харизматических Церквей Америки. В настоящий момент союз объединяет большинство пятидесятников и харизматов из США и Канады. Основные цели объединения — братское общение и поощрение сотрудничества.
Точную цифру пятидесятников в США назвать трудно в силу разных причин. Это и отсутствие единого административного центра, и взрывной рост афроамериканских харизматических церквей[2], и тот факт, что значительное число городских «белых» харизматических церквей не входят ни в одно объединение и часто позиционируют себя как «неденоминационные церкви».
Авторы «Энциклопедии Религии и Общества» (1998 год) указывают диапазон от 10 до 29 млн человек[1]. Весьма авторитетная Всемирная Христианская Энциклопедия насчитала в 2001 году 16 млн пятидесятников и харизматов, отметив продолжающийся рост общин[3].
Исследование Christian Research называет цифру 20 млн верующих (2006 год)[4].
За последние два десятилетия пятидесятническое движение в США увеличилось в разы. Благодаря этому, пятидесятники стали третьей (после католиков и баптистов) религиозной группой Америки.
Традиционно, американских пятидесятников делят на классических (пятидесятники двух благословений и пятидесятники трех благословений), пятидесятников-унитариев, радикальных пятидесятников и харизматов.
Крупнейшей пятидесятнической деноминацией Северной Америки остается афроамериканская Церковь Бога во Христе. Основанная в 1897 году, она объединяет 5,5 млн прихожан и 15 тыс. поместных церквей. Ассамблеи Бога сообщают о 3 млн прихожан в 12 600 церквах (2011 год[5]]. Старейшая пятидесятническая церковь Америки — Церковь Бога (Кливленд, Теннесси) объединяет почти 1,1 млн верующих[6]. Международная церковь четырёхстороннего Евангелия насчитывает 354 тыс. членов[7]. Общины Международной пятидесятнической церкви святости посещают 330 тыс. верующих[8].
Среди других объединений классических пятидесятников следует назвать: Пятидесятническую церковь Бога (100 тыс.[9]), Церковь Бога пророчеств (90 тыс.[10]), Церкви открытого библейского стандарта (45 тыс.[11]), афроамериканскую Церковь живого Бога (42 тыс.[12]), Церковь Бога по вере (35 тыс.[13]), Пятидесятническую баптистскую церковь свободной воли (28 тыс.[14]), Конгрегациональную церковь святости (25 тыс.[15]), Елимское братство (21 тыс.), Независимые ассамблеи Бога, Церковь Бога (Горная Ассамблея), Объединенную пятидесятническую церковь во Христе.
Весьма заметную группу в США составляют пятидесятники-унитарии. Большинство из них сосредоточены в трех крупнейших объединениях: Пятидесятнических Ассамблеях Мира (1,5 млн.[16]), Всемирной церкви Библейского пути Господа нашего Иисуса Христа и Объединенной пятидесятнической церковь, международной (646 тыс.[17]). Помимо указанных, в США действуют и другие союзы пятидесятников-унитариев: Ассамблеи Господа Иисуса Христа, Церковь Господа нашего Иисуса Христа апостольской веры, Апостольская преодолевающая святая церковь Бога (11 тыс.), Миссия апостольской веры (7 тыс.).
Крупнейшими харизматическими объединениями являются: Братство баптистских церквей полного Евангелия (крупнейшая церковь черных харизматов), Часовня на Голгофе, Братство церквей полного Евангелия (433 тыс.[18]), Ассоциация церквей Виноградника (189 тыс.[19]). При этом, значительное число поместных харизматических церквей не входит ни в одно объединение.
Растущую группу американских пятидесятников составляют латиноамериканцы[20]. При этом, если ранее испаноязычные церкви входили в крупные союзы (г.о. Ассамблеи Бога), то в последнее время наблюдается процесс формирования новых национальных союзов — пуэрто-риканских, мексиканских, бразильских, гватемальских.
С середины 80-х годов ХХ века десятки тысяч пятидесятников из стран бывшего Советского Союза иммигрировали в США. Большая часть рускоязычных пятидесятнических церквей входят в Объединение Славянских Церквей ХВЕП Америки, Союз ХВЕ Америки и Славянское отделение Церквей Ассамблеи Бога. Крупнейшей поместной церковью является Славянская миссионерская церковь «Вифания» (5 тыс. прихожан[21]).
Пятидесятники в США.