Lt304888.ru

Туристические услуги

Пётр и Февронья

18-10-2023

(перенаправлено с «Пётр и Февронья»)
Перейти к: навигация, поиск
Пётр и Феврония

Покров с изображением Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Фёдора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году.


Смерть

апрель 1228

Почитается

в Русской православной церкви

Канонизирован

1547 год // церковный собор

День памяти

25 июня (8 июля) и воскресенье перед 6 (19) сентября

 Категория на Викискладе

Пётр и Феврония — русские православные святые. В Русской православной церкви почитаются как покровители семьи и брака. Их супружеский союз считается образцом христианского брака[нет в источнике 497 дней][1].

Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой[2]. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. Князь Давид и княгиня Ефросинья (в иночестве Пётр и Феврония) имели сыновей Святослава и Юрия и дочь Евдокию.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. Днём их памяти является 25 июня (8 июля); 25 декабря 2012 года Священный Синод установил ещё одно празднование святым — в воскресенье перед 6 (19) сентября (перенесение их мощей в 1992 году).

Житийные данные

Памятник Петру и Февронии в Иркутске

Повесть о Петре и Февронии Муромских — одна из вершин древнерусской литературы XVI века. Составил её в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария некто Ермолай Прегрешный. Однако в Великие четьи-минеи Житие Петра и Февронии, как отличающееся «исключительной легендарностью», митрополит не включил — оно распространялось в качестве апокрифа. Именно из этой повести происходят почти все данные о Петре и Февронии. По мнению исследователей, в произведении объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической[3].

По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит[1], что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Дата смерти

Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю. Указание летописей на то, что кончина князя Давыда (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В житии («Повести») речь однозначно идёт о дате кончины: «...предаста вкупе святыя своя душа в руце божий месяца июня в 25 день». Тем не менее, высказано предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до советского времени[4]. Собор был снесён в конце 1930-х годов.

Мощи и почитание

Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где «с вульгарными комментариями выставлены для всеобщего обозрения».[5] С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии.

29 августа 2012 года из храма на Васильевском острове Петербурга похитили частицы мощей святых, в том числе Петра и Февронии[6].

В Русской православной церкви установлен специальный день почитания святых — день Петра и Февронии.

Памятники

Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» в российских городах устанавливаются с 2009 года в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи»[7], созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Установки приурочиваются к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля). Массовое тиражирование скульптурных изображений православных святых не имеет прецедента в истории Православия.

Примечания

  1. ↑ История жизни Петра и Февронии Муромских
  2. Большая биографическая энциклопедия. 2009
  3. Кусков, 2003
  4. Никита (Добронравов), игумен. Житие свв. князей Петра и Февронии в общем контексте истории г. Мурома. // Троицкие листки. — Муром. — 2008. — 29. — С. 2-5.
  5. Святые Петр и Феврония — покровители семьи: «Хранитель святыни» | MUROM.RU
  6. Из храма в Петербурге украли частицы мощей Александра Невского, Николая Чудотворца, Петра и Февронии
  7. О программе установки скульптурных композиций «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские»

Литература

  • Кусков В. В. История древнерусской литературы. 7-е изд.. — М.: Высшая школа, 2003. — 336 с.
  • Спорова Е. Петр и Феврония Муромские // Юный художник. — 1988. — № 12. — С. 13-17.

Ссылки

  • Петр и Феврония — Любовь и Верность навсегда // petr-fevronia.ru
  • Молитва Петру и Февронии Муромским

Пётр и Февронья.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01