05-05-2023
Райан Бриско | |
Гражданство | Австралия |
Дата рождения | 24 сентября 1981 (31 год) |
Статистика в серии IRL IndyCar | |
Дебют | Хоумстед-2005 |
Сезоны | 5 (2005-2010) |
Бывшие команды |
Chip Ganassi Racing A.J.Foyt Enterprises Luczo-Dragon Racing |
Cтарты | 70 |
Очки | 1396 |
Чемпион серии | 0 |
Победы | 6 |
Top5 | 28 |
Top10 | 49 |
Поулы | 11 |
Первая победа | Вест-Эллис-2008 |
Первый поул | Сонома-2005 |
Сезон 2010 | |
Команда | Team Penske #6 |
Место (очки) | 5 (482) |
Данные после | Хоумстед-2010 |
Портал IndyCar |
Райан Бриско (англ. Ryan Briscoe — родился 24 сентября 1981 в Сидней, Австралия) — австралийский автогонщик.
Содержание
|
Как и многие автогонщики начал с картинга, проведя первую гонку в 1993 году. После ряда успехов на этом уровне он переехал в Европу — перейдя в чемпионат Формулы-Рено (в 2000). В 2001 он выигрывает итальянский чемпионат этой серии (одержав 5 побед) и, выступая на ограниченном расписании, становится 4-м в Еврокубке (одержав 2 победы в 6 гонках).
В 2002, Toyota, пришедшая в Ф1, привлекает его в свою молодёжную программу и Райан получает статус её тест-пилота. а также место в МЧ Ф-3000 — в команде Nordic Racing (чемпион серии прошлого года). Но ни разу не попав даже в 11 лучших на финише, он был после Сильверстоуна отправлен набираться опыта в более младшую серию — в немецкую Формулу-3. Сезон закончил 13-м (трижды в последних четырёх гонках попав на подиум).
На следующий год перешёл в только что созданную евросерию Ф-3, которую с блеском и выиграл, одержав 8 побед в 20 гонках сезона. А с Венгрии был и вовсе привлечен Тойотой к этапам чемпионата мира в качестве официального 3-го пилота (и тест-пилота по пятницам) (это произошло из-за того, что японцы разорвали контракт с одним из своих пилотов (Кристиано да Маттой), переведя на его место предыдущего № 3 (Рикардо Зонту)).
Перед сезоном Бриско имел шансы стать основным пилотом, после того, как Jordan подписал контракт с Тойотой на поставку моторов, но вместо этого был пристроен в IRL, в команду Чипа Гэнасси. Где у него всё не вполне сначала удавалось — в том сезоне он лишь 6 раз (в 15 гонках) финишировал. А 11 сентября и вовсе попал в крупный завал на Чикаголенд Спидвей, стоивший ему концовки сезона и длительной реабилитации.
Вполне понятно, что результаты прошлого года не внушали оптимизма и при первой же достойной кандидатуре Райану было указано на дверь (замена ему была найдена в лице чемпиона серии 2005 года Дэна Уэлдона).
Без особого успеха стартовал в IRL, ChampCar, А1 Гран-при и V8 Supercars.
Отметился сходом в 24 часах Дайтоны, непроходом квалификации в 500 милях Индианаполиса и тремя подиумами (3-й в Милуоки (IRL) , 3-й в главной гонке в Шанхае и Занвоорте (А1 Гран-при)).
Относительные успехи-2006 не остались незамеченными: Райан подписал контракт с Пенске на выступление за них за рулём Porsche LMP2 в АЛМС, а также договорился со Стефаном Лукзо и Джеем Пенске о выступлении за их команду в 500 милях Индианаполиса (с полузаводской поддержкой действующего чемпиона соревнования — Penske Racing).
В Индианаполисе он занял 5-е место, а в АЛМС, одержав 3 победы, занял 3-е место в общем зачёте своего класса.
Налаженные связи с Penske Racing сослужили Бриско добрую службу: когда один из основных пилотов команды в сезоне-2007 IRL — Сэм Хорниш Младший — принял решение перейти в серию NASCAR, именно австралийцу предложили занять его место.
Но начало сезона не вполне удалось (его партнёр по команде — опытный Хелио Кастроневеш — стабильно финишировал в Top4 и боролся за лидерство в чемпионате, а он за это же время лишь 2 раза попал в Top10) и очень часто его действия на трассе оказывались под критикой со стороны коллег по гоночному пелетону.[1]
Зато потом он показал свой талант в истинном блеске — были одержаны 3 победы (в Милуоки, Мид-Огайо и у себя дома — на незачётной гонке в Серферз-Парадайзе) плюс ещё в Уоткинс-Глене, где лишь неосторожность на рестарте (когда перед ним развернуло лидера — Скота Диксона) стоила ему победы. Стабильные результаты в прочих гонках (стабильные финишы в Top10 и лишь 2 схода) позволили ему в итоге завершить сезон 5-м и продлить конракт с Penske Racing в IndyCar.
Год всплеска результатов для Райана.
Он по-прежнему выступал в IRL IndyCar и за год лишь 4 раза не попадает в Top5 на финише (правда одно из этих результатов пришелся на Indy 500). За год одержано три победы — в Сент-Питерсберге, Спарте и Джойлете. За 2 этапа до конца сезона он реально претендовал на титул чемпиона серии, но ошибка на пит-стопе в Мотеги и неудачная тактика в Хоумстеде отбросила его на третье место в общем зачёте (позади двух пилотов Chip Ganassi Racing).
Также Райан принимал участие в 24 часах Дайтоны. Его экипаж финишировал шестым в общем зачёте, отметившись быстрейшим кругом и отстав на 18 кругов от лидера.
Бриско уходит в тень партнёров по Penske.
Не удаётся удержать прошлогодний уровень результатов — лишь три подиума за сезон (при одной победе) и два непопадания даже в Top20 дают возможность закончить чемпионат только на 5-й строчке.
В очередной раз не удаётся блеснуть в Индианаполисе - собственная ошибка и ранний сход приводят лишь к 24-му месту в финишной классификации.
† — Принимал участие в серии как т. н. «гостевой пилот», посему не боролся за очки в общий зачёт.
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2001 | Prema Powerteam | МОН НФ |
БРН 19 |
НМК 3 |
- | - | ХУН 4 |
- | - | ХАР 1 |
ЭШТ 1 |
4-й | 102 |
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2002 | Coca-Cola Nordic Racing | ИНТ 12 |
ИМО 13 |
КАТ 12 |
А1Р 17 |
МОН Ret |
НЮР Ret |
СИЛ 12 |
- | - | - | - | - | НК | 0 |
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2002 | Prema Powerteam | - | - | - | - | - | - | ЛАУ 1 11 |
ЛАУ 2 15 |
ХОК 3 НФ |
ХОК 4 7 |
НЮР 1 НФ |
НЮР 2 11 |
А1Р 1 5 |
А1Р 2 НФ |
ЗАН 1 3 |
ЗАН 2 3 |
ХОК 5 3 |
ХОК 6 5 |
13-й | 16 |
Год | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2003 | Prema Powerteam | Dallara F303/008 | Spiess-Opel | ХОК 1 1 |
ХОК 2 1 |
АДР 1 5 |
АДР 2 1 |
ПО 1 1 |
ПО 2 2 |
НОР 1 4 |
НОР 2 НФ |
БУГ 1 3 |
БУГ 2 НФ |
НЮР 1 НФ |
НЮР 2 7 |
А1Р 1 1 |
А1Р 2 1 |
ЗАН 1 17 |
ЗАН 2 1 |
ХОК 3 17 |
ХОК 4 1 |
НМК 1 14 |
НМК 2 14 |
1-й | 110 |
Год | Команда | Шасси | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2004 | Panasonic Toyota Racing | Toyota TF104 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ВЕН ТП |
БЕЛ ТП |
ИТА ТП |
КНР ТП |
- | БРА ТП |
- | - |
ТП — Т. н. «пятничный» тест-пилот.
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | МК | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2005-06 | Австралия | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | США SPR 10 |
США FEA 8 |
КНР SPR 9 |
КНР FEA 3 |
13-й | 51 |
2006-07 | НИД SPR 13 |
НИД FEA 3 |
- | - | - | - | МАЛ SPR 12 |
МАЛ FEA 17 |
ИНД SPR 6 |
ИНД FEA 10 |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 13-й | 24 |
МК — место команды в сезоне.
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2006 | RuSPORT | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | СРФ 11 |
МЕХ 14 |
21-й | 17 |
Результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Поз. | Очки | |||||||||||||||||||||||
2005 | Ganassi | HMS 20 |
PHX 19 |
STP 14 |
JPN 12 |
IND 10 |
TXS 12 |
RIR 21 |
KAN 21 |
NSH 8 |
- | MIS 10 |
KTY 13 |
PPI 20 |
SNM 19 |
CHI 22 |
- | - | 19-й | 232 | ||||||||||||||||||||||||
2006 | Dreyer & Reinbold |
- | - | - | - | WGL 3 |
- | - | - | NSH 9 |
MIL 18 |
- | - | SNM 16 |
- | 21-й | 83 | |||||||||||||||||||||||||||
2007 | Luczo-Dragon | - | - | - | - | IND 5 |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 24-й | 30 | ||||||||||||||||||||||||
2008 | Penske | HMS 19 |
STP 23 |
MOT1 9 |
-[2] | KAN 7 |
IND 23 |
MIL 1 |
TXS 3 |
IOW 7 |
RIR 15 |
WGL 12 |
NSH 23 |
MDO 1 |
EDM 6 |
KTY 7 |
SNM 2 |
DET 9 |
CHI 3 |
5-й | 447 | |||||||||||||||||||||||
2009 | Penske | STP 1 |
LBH 13 |
KAN 4 |
IND 15 |
MIL 2 |
TXS 2 |
IOW 2 |
RIR 19 |
WGL 2 |
TOR 2 |
EDM 4 |
KTY 1 |
MDO 2 |
SNM 2 |
CHI 1 |
MOT 18 |
HMS 2 |
3-й | 604 | ||||||||||||||||||||||||
2010 | Penske | SAO 14 |
STP 3 |
ALA 6 |
LBH 8 |
KAN 6 |
IND 24 |
TXS 1 |
IOW 4 |
WGL 2 |
TOR 18 |
EDM 4 |
MDO 6 |
SNM 4 |
CHI 11 |
KTY 24 |
MOT 4 |
HMS 4 |
5-й | 482 |
Жирным выделен этап, где выиграна поул-позиция.
Курсивом выделена гонка, где показан быстрейший круг.
Сезоны | Команды | Старты | ПП | Победы | Подиумы | Top10 | Победы в Indy 500 | Титулы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
6 | 4 | 70 | 11 | 6 | 14 | 21 | 0 | 0 |
Год | Шасси | Двигатель | Квал. | Гонка | Команда |
---|---|---|---|---|---|
2005 | Panoz | Toyota | 24 | 10 | Ganassi |
2007 | Dallara | Honda | 7 | 5 | Luczo-Dragon |
2008 | Dallara | Honda | 3 | 23 | Penske |
2009 | Dallara | Honda | 2 | 15 | Penske |
2010 | Dallara | Honda | 4 | 24 | Penske |
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2006 | HRT | - | - | - | - | - | - | - | САН 21 |
БАТ НФ |
- | - | - | - | 58-й | 120 |
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2007 | Penske | СЕБ 8 |
СПб 1 |
ЛБЧ 2 |
ХЬЮ 3 |
ММП 1* |
ЛРП 1* |
МОГ 2 |
ЭЛХ 2 |
МОС 2 |
ДЕТ 7 |
АТЛ 5 |
ЛАГ 2 |
3-й | 186 |
* Победа и в классе и в общем зачёте. Жирным выделены старты с поул-поициию
Чемпионы Евросерии Формулы-3 | |
---|---|
Райан Бриско (2003) • Джейми Грин (2004) • Льюис Хэмилтон (2005) • Пол ди Реста (2006) • Ромэн Грожан (2007) • Нико Хюлькенберг (2008) • Жюль Бьянки (2009) • Эдоардо Мортара (2010) |
Райан Бриско.