Lt304888.ru

Туристические услуги

Рахманиновская субдоминанта

13-10-2023

(перенаправлено с «Рахманиновская субдоминанта»)
Перейти к: навигация, поиск

Рахманиновская гармония (часто именуется также «рахманиновской субдоминантой») — диссонирующий аккорд, характерный для стиля С.В. Рахманинова. В научной литературе термин впервые использован советским музыковедом В.О. Берковым[1]. Подобно "шубертовской VI ступени" и "прокофьевской доминанте", относится к числу "именных" гармоний.

С.В. Рахманинов. Романс "О нет, молю, не уходи" (ор.4,№1). "Рахманиновская гармония" — во втором такте. При разрешении в тонику — характерный ход на ум. 4 в вокальной партии.

Краткая характеристика

Рахманиновская гармония встречается только в миноре. По структуре представляет собой малый септаккорд с уменьшённой квинтой. Функциональная трактовка этого созвучия может быть различной:

  1. Уменьшенный вводный терцквартаккорд с квартой (вместо терцового тона), разрешаемый непосредственно в тонику.
  2. Субдоминантовый септаккорд с заменным тоном: V ступень доминантсептаккорда заменена повышенной IV ступенью (она же — VII вводная ступень минорного звукоряда).
  3. В рамках функциональной теории Ю.Н. Холопова (восходящей к Гуго Риману): большая субмедианта с секстой. Чаще всего в басу расположен именно секстовый тон, однако, есть и исключения (романс «О, не грусти по мне», т. 7).

Наиболее характерный оборот с участием этой гармонии — «рахманиновская гармония – тоника». Зачастую он связан с мелодическим ходом на уменьшенную кварту (тем самым подчеркивается наличие характерного интервала в составе рахманиновской гармонии): примеры — фортепианное трио № 2, ч. I, романс «О нет, молю, не уходи». Не всякое созвучие, совпадающее по звуковому составу с рахманиновской субдоминантой, воспринимается как «знак» стиля композитора (см., например, коду I части Второго фортепианного концерта). И наоборот, будучи выделена фактурно (Прелюдия gis-moll, ор. 32), ритмически или благодаря заметному положению в форме (например, в каденционных оборотах — см. пьесу «Мелодия» ор. 10, заключительный каданс), эта гармония мгновенно опознаётся именно как «рахманиновская».

Примечания

  1. Берков В. Рахманиновская гармония // Советская музыка, 1960, № 8.

Литература

  • Берков В. Рахманиновская гармония // Советская музыка, 1960, № 8.
  • Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 2003 (гл. 5.12 «Влияние линейных тонов на гармоническую вертикаль»)

Рахманиновская субдоминанта.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01