13-10-2023
Рахманиновская гармония (часто именуется также «рахманиновской субдоминантой») — диссонирующий аккорд, характерный для стиля С.В. Рахманинова. В научной литературе термин впервые использован советским музыковедом В.О. Берковым[1]. Подобно "шубертовской VI ступени" и "прокофьевской доминанте", относится к числу "именных" гармоний.
Рахманиновская гармония встречается только в миноре. По структуре представляет собой малый септаккорд с уменьшённой квинтой. Функциональная трактовка этого созвучия может быть различной:
Наиболее характерный оборот с участием этой гармонии — «рахманиновская гармония – тоника». Зачастую он связан с мелодическим ходом на уменьшенную кварту (тем самым подчеркивается наличие характерного интервала в составе рахманиновской гармонии): примеры — фортепианное трио № 2, ч. I, романс «О нет, молю, не уходи». Не всякое созвучие, совпадающее по звуковому составу с рахманиновской субдоминантой, воспринимается как «знак» стиля композитора (см., например, коду I части Второго фортепианного концерта). И наоборот, будучи выделена фактурно (Прелюдия gis-moll, ор. 32), ритмически или благодаря заметному положению в форме (например, в каденционных оборотах — см. пьесу «Мелодия» ор. 10, заключительный каданс), эта гармония мгновенно опознаётся именно как «рахманиновская».
Рахманиновская субдоминанта.