07-10-2023
Владимир Иванович Ребиков (19 (31) мая 1866, Красноярск — 4 августа 1920, Ялта) — русский композитор.
Содержание |
Происходил из дворянской семьи. Отец Ребикова — горный инженер. В Москве семья проживала на улице Пречистенка с 1868 года. Первые уроки музыки получил от матери. С 1878 учился в Коммерческом училище на улице Остоженке, с 1880 — в реальном училище К. П. Воскресенского, где продолжил музыкальные занятия. В 1885, пытался поступить в Московскую консерваторию но представив экзаменационной комиссии, во главе с С.И. Танеевым, свои «модернистские диссонансные сочинения», был отвергнут и поступил в Московский университет на филологическое отделение. Музыке обучался частным образом у Н. С. Кленовского. В 1891 уехал за границу для получения музыкального образования затем в Берлине у К. Мейербергера и Г. Мюллера. В 1893 создал в Москве цикл романсов на слова Семёна Надсона, и получил поддержку и одобрение от П.И. Чайковского. Период с 1893—1896 проживает в Одессе, где создает свою первую оперу «Лес шумит» (по повести В.Г. Короленко), в дальнейшем опера получила признание и была поставлена в Москве в театре «Аквариум». Ребиков посещал литературно-художественные вечера в доме Валерия Брюсова. С 1893 занимался преподаванием в Москве, Киеве и Одессе. Поселившись в 1897 в Кишинёве, добился открытия там отделения Русского музыкального общества и организовал музыкальную школу. В конце 1890-х посетил Вену и Мюнхен, где познакомился с новейшими течениями в европейском искусстве. В 1898—1901 явился инициатором и участвовал в организации первого в истории русской музыки официального творческого объединения — «Общества русских композиторов». С 1901 выступал с концертами в России и за границей. На русской и зарубежной сценах с успехом ставится лучшее произведение Ребикова опера «Ёлка», о Ребикове пишут и дискутируют газеты и журналы, но постепенно слава его угасла. Но еще к его последней опере «Дворянское гнездо» (по роману И.С. Тургенева), проявлял интерес В.И. Немирович-Данченко. На революционные события 1905 Ребиков откликнулся литературной поэмой «Альфа и Омега», «музыкально-психологической картиной» «Кошмар». С 1906 за рубежом. С 1909 вновь в Москве; опубликовал серию статей по проблемам музыкального искусства.
Ребиков очень любил Крым. В юности он часто проводил лето в Феодосии, где у его родителей была небольшая дача. С 1910 проживал в Ялте, где и жил оставшиеся годы жизни. В Ялте он был заметной эксцентрической фигурой, его можно было встретить на улицах Ялты, ходившего с двумя зонтиками — белым от солнца и черным от дождя. В 1913 к 25-летию творческой деятельности Ребикова на сцене московского театра Г.Г. Солодовникова силами артистов «Оперы С.И. Зимина» была поставлена опера Ребикова «Ёлка».
Творческие взгляды Ребикова перекликаются с современными ему направлениями в движении символизма и музыкального импрессионизма. Нередко в качестве сюжетов для своих сочинений композитор выбирал популярные в то время литературные и живописные произведения. Ряд фортепианных работ Ребикова, в частности, «Эскизы-настроения», написан под влиянием живописи Арнольда Бёклина. Долгая дружба связывала композитора с поэтом Валерием Брюсовым, на стихи которого он написал несколько циклов романсов.
В своём творчестве Ребиков придерживался сформулированной им самим концепции «музыкальной психографии». Его стиль значительно отличался от установившихся норм композиции, и его эксперименты в области музыкального языка нередко встречали непонимание со стороны его современников. Однако, на творческий дебют Ребикова очень благожелательно отозвался П. И. Чайковский, нашедший в музыке молодого композитора: «Значительную талантливость… поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность». В свою очередь Ребиков посвящает Чайковскому свой фортепианный цикл «Воспоминания осени».
Ребиков был одним из пионеров целотонной музыки в России, часто применял в своих сочинениях созвучия квартовой структуры и другие необычные для того времени приёмы. В поисках новых музыкальных форм и возможностей синтеза различных типов искусства композитор создал несколько произведений в жанрах ритмодекламации, меломимики, мелопластики. Так например известна «ритмодекламация» Ребикова на стихи К. Бальмонта «Как цветок» 1918. Современники считали Ребикова «музыкальным декадентом, не считающимся ни с какими музыкальными законами и формами» (Большой Брокгауз 1903). Наиболее ярко почерк Ребикова проявился в его произведениях для музыкального театра. Отвергнув эстетику традиционной оперы, Ребиков в своих «музыкально-психологических драмах» таких как «Дворянское гнездо» 1916, активно использовал аллегории и мистические символы («Теа», 1904; «Альфа и Омега», 1911).
В жанре меломимики Ребиков создал одноименный цикл, в предисловии к которому он поясняет: «Меломимики — сценический род, в котором мимика и музыка соединяются в неразрывном ансамбле. Они отличаются от балета, потому что танец не играет в них никакой роли, и от чистой пантомимы, потому что музыка играет роль по меньшей мере равную мимике».[1] Известны его «Вокальные меломимики».
В области инструментальной музыки Ребиков ограничивался простейшими малыми формами, создав несколько десятков фортепианных миниатюр лирического или жанрово-характеристического плана, объединенных в серии под названиями «Вокруг света», «Осенние листья», «По славянским странам», «Буколические сцены» и ряд других. В составе этих циклов можно найти привлекательные пьесы, отличающиеся изяществом, остроумием и образностью музыки, но технически несложные. [1]
Работал в области духовной музыки известна его «Всенощная», по мнению композитора и дирижера Александра Дмитриевича Кастальского «выдающаяся по смелости изложения».
Ребиков принимал активное участие в развитии музыкальной жизни в Кишинёве, где он создал не только отделение Русского музыкального общества, но и Музыкальное училище. За годы работы там он написал большое количество музыкальных произведений для детей — фортепианные, песенные и хоровые сборники «Детский мир», «Детский отдых», «Дни детства», «Школьные песни», музыкальные сценки «Басни в лицах» (по И. Крылову), детские балеты «Музыкальная табакерка», «Белоснежка», «Принц Красавчик», большое количество фортепианных циклов.
Творческое наследие Ребикова включает в себя не только музыкальные произведения, но также ряд статей по вопросам музыкальной эстетики: «Музыкальные записи чувств», «Музыка через 50 лет», «Орфей и вакханки».
Ребиков, Владимир Иванович.