08-10-2023
Морис Ренар | |
фр. Maurice Renard | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
прозаик, поэт |
Жанр: | |
Язык произведений: | |
Дебют: | |
Произведения в Викитеке | |
Файлы на Викискладе |
Морис Ренар (фр. Maurice Renard) — французский писатель, представитель массовой литературы. Один из предшественников современной научной фантастики.
Морис Ренар был родом из буржуазной семьи. Его детство прошло в Реймсе, где отец служил председателем суда. Учился юриспруденции в Париже, но вскоре забросил учебу и посвятил себя литературе. В студенческие годы проявлял большой интерес к, сочинял стихи. В 1905 году опубликовал первый сборник своих новелл «Привидения и марионетки» под псевдонимом Венсан Сен-Венсан. Роман «Доктор Лерн, полубог», которому автор предпослал посвящение Герберту Уэллсу, не имел особого успеха у публики, но вызвал большой интерес у критиков[1]. В романе, снискавшем восторженную оценку Гийома Аполлинера[2], развивается тема метемпсихоза. Последующие романы и новеллы Ренара снискали ему репутацию мастера фантастического повествования, связанного с традициями Анри де Ренье и Жана Лоррена. В 1910 году Ренар перебрался в Париж, общался и поддерживал переписку с известными представителями литературного мира: Пьером Бенуа, Пьером Мак-Орланом, Клодом Фаррером, Колетт, Анри де Монтерланом. В 1914—1918 годах участвовал в войне. С 1919 зарабатывал себе на жизнь литературным трудом. C 1924 года регулярно проводил лето на острове Олерон; именно здесь разворачивается действие его отчасти автобиографического романа «Девушка с яхты», имевшего большой коммерческий успех. В романе—притче «Человек среди микробов» (1928) хорошо известный еще по «Путешествиям Гулливера» Свифта мотив соединяется с элементами антиутопии; Ренар отчасти предвосхищает здесь «О дивный новый мир» Хаксли, отчасти кинофантастику ХХ века, связанную с темой «невероятно уменьшающегося человека». После 1930 Ренар почти не писал фантастических произведений, во многом был вынужден заниматься литературной поденщиной. Книга «Повелитель света» (1933) представляет собой уникальный в творчестве Ренара опыт создания исторического романа, вбирающего в себя детективные и фантастические элементы; кроме того, сюжет романа напоминает о «Ромео и Джульетте» Шекспира[3]. Умер в 1939 году в Рошфоре в результате неудачной операции простаты. Похоронен на острове Олерон[4].
Роман «Синяя угроза» (1912) (другие варианты перевода названия: «Голубая погибель», «Синяя опасность») представляет собой ранний образец повествования о проблемах контакта со внеземными цивилизациями. В книге ощущается влияние Уэллса и Жозефа Рони-старшего. Роман в первую очередь нацелен на развенчание характерного для новоевропейской культуры антропоцентризма и соединяет в себе научно-фантастическую интригу с детективными элементами, вплоть до прямого пародирования Конан Дойла[5]. Есть основания усматривать в «Синей угрозе» частичное предвосхищение «гипотезы зоопарка», однако пришельцы у Ренара не ограничиваются простым наблюдением за землянами. Название «Синяя угроза», возможно, навеяно распространенной во времена Ренара теорией «жёлтой опасности».
Замысел романа возник в 1911—1912 годах, однако первая мировая война отсрочила его реализацию. Роман публиковался в виде фельетона на страницах газеты «L’Intransigeant» в мае-июле 1920 года, отдельное издание вышло в свет в 1921. По определению французского исследователя Кл. Демеока, книга представляет собой «смесь любовного, детективного, фантастического, научно-фантастического и оккультного романов»[6]. В центре сюжета — тема трансплантации человеческих органов. Этот сюжет отчасти навеян военными впечатлениями писателя, отчасти — литературной традицией: «Франкенштейн» Мэри Шелли, «Остров доктора Моро» Уэллса, «Locus Solus» Реймона Русселя. Кроме того, в книге ощущается сильное влияние повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (тема раздвоения человеческой личности). Роман неоднократно экранизировался; наиболее известна самая первая из экранизаций, выполненная Робертом Вине в 1925 году.
Кн. 2 — «Новый Прометей», «Необычайные рассказы». — ISBN 978-5-371-00361-4
Статья в «Энциклопедии фантастики» Вл. Гакова
К. А. Чекалов. Роман Мориса Ренара «Руки Орлака» и повествовательные французской массовой литературы в начале ХХ века
Ренар, Морис.