Lt304888.ru

Туристические услуги

Ренар, Морис

08-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Морис Ренар
фр. Maurice Renard
Дата рождения:

28 февраля 1875(1875-02-28)

Место рождения:

Шалон-сюр-Марн

Дата смерти:

18 ноября 1939(1939-11-18) (64 года)

Место смерти:

Рошфор

Гражданство:

Франция Франция

Род деятельности:

прозаик, поэт

Жанр:

научная фантастика, детектив, поэзия

Язык произведений:

французский

Дебют:

поэма «Victor Hugo, vox saeculi» (1902)

Произведения в Викитеке
 Файлы на Викискладе

Морис Ренар (фр. Maurice Renard) — французский писатель, представитель массовой литературы. Один из предшественников современной научной фантастики.


Биография и творческий путь

Морис Ренар был родом из буржуазной семьи. Его детство прошло в Реймсе, где отец служил председателем суда. Учился юриспруденции в Париже, но вскоре забросил учебу и посвятил себя литературе. В студенческие годы проявлял большой интерес к, сочинял стихи. В 1905 году опубликовал первый сборник своих новелл «Привидения и марионетки» под псевдонимом Венсан Сен-Венсан. Роман «Доктор Лерн, полубог», которому автор предпослал посвящение Герберту Уэллсу, не имел особого успеха у публики, но вызвал большой интерес у критиков[1]. В романе, снискавшем восторженную оценку Гийома Аполлинера[2], развивается тема метемпсихоза. Последующие романы и новеллы Ренара снискали ему репутацию мастера фантастического повествования, связанного с традициями Анри де Ренье и Жана Лоррена. В 1910 году Ренар перебрался в Париж, общался и поддерживал переписку с известными представителями литературного мира: Пьером Бенуа, Пьером Мак-Орланом, Клодом Фаррером, Колетт, Анри де Монтерланом. В 19141918 годах участвовал в войне. С 1919 зарабатывал себе на жизнь литературным трудом. C 1924 года регулярно проводил лето на острове Олерон; именно здесь разворачивается действие его отчасти автобиографического романа «Девушка с яхты», имевшего большой коммерческий успех. В романе—притче «Человек среди микробов» (1928) хорошо известный еще по «Путешествиям Гулливера» Свифта мотив соединяется с элементами антиутопии; Ренар отчасти предвосхищает здесь «О дивный новый мир» Хаксли, отчасти кинофантастику ХХ века, связанную с темой «невероятно уменьшающегося человека». После 1930 Ренар почти не писал фантастических произведений, во многом был вынужден заниматься литературной поденщиной. Книга «Повелитель света» (1933) представляет собой уникальный в творчестве Ренара опыт создания исторического романа, вбирающего в себя детективные и фантастические элементы; кроме того, сюжет романа напоминает о «Ромео и Джульетте» Шекспира[3]. Умер в 1939 году в Рошфоре в результате неудачной операции простаты. Похоронен на острове Олерон[4].

«Синяя угроза»

Роман «Синяя угроза» (1912) (другие варианты перевода названия: «Голубая погибель», «Синяя опасность») представляет собой ранний образец повествования о проблемах контакта со внеземными цивилизациями. В книге ощущается влияние Уэллса и Жозефа Рони-старшего. Роман в первую очередь нацелен на развенчание характерного для новоевропейской культуры антропоцентризма и соединяет в себе научно-фантастическую интригу с детективными элементами, вплоть до прямого пародирования Конан Дойла[5]. Есть основания усматривать в «Синей угрозе» частичное предвосхищение «гипотезы зоопарка», однако пришельцы у Ренара не ограничиваются простым наблюдением за землянами. Название «Синяя угроза», возможно, навеяно распространенной во времена Ренара теорией «жёлтой опасности».

«Руки Орлака»

Замысел романа возник в 19111912 годах, однако первая мировая война отсрочила его реализацию. Роман публиковался в виде фельетона на страницах газеты «L’Intransigeant» в мае-июле 1920 года, отдельное издание вышло в свет в 1921. По определению французского исследователя Кл. Демеока, книга представляет собой «смесь любовного, детективного, фантастического, научно-фантастического и оккультного романов»[6]. В центре сюжета — тема трансплантации человеческих органов. Этот сюжет отчасти навеян военными впечатлениями писателя, отчасти — литературной традицией: «Франкенштейн» Мэри Шелли, «Остров доктора Моро» Уэллса, «Locus Solus» Реймона Русселя. Кроме того, в книге ощущается сильное влияние повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (тема раздвоения человеческой личности). Роман неоднократно экранизировался; наиболее известна самая первая из экранизаций, выполненная Робертом Вине в 1925 году.

Интересные факты

Основные произведения

Обложка оригинального издания романа «Синяя угроза»
  • Привидения и марионетки (Fantômes et fantoches, 1905), сборник новелл
  • Доктор Лерн, полубог (Le Docteur Lerne, sous-dieu, 1908), русский перевод под названием «Новый зверь» — 1923
  • Неподвижное путешествие (Le Voyage immobile, 1909) (сборник новелл), частичный русский перевод под названием «Необычайные рассказы» — 1912
  • Синяя угроза (Le Péril bleu, 1912), русский перевод 2015
  • Господин Загробников и другие необычайные истории (Monsieur d’Outremort et autres histoires singulières, 1913) (сборник новелл); русский перевод новеллы «Туманный день» (оригинальное название «Туман 26 октября», Le Brouillard du 26 octobre), 1972; перевод новеллы «Слава Комаккио» — 1997
  • Руки Орлака (Les Mains d’Orlac, 1920)
  • Сконструированный человек (L’Homme truqué, 1921), русский перевод под названием «Тайна его глаз» — 1924
  • Обезьяна (Le Singe, 1924 (в соавторстве с Альбером-Жаном); русский перевод под тем же названием — 1926; под названием «Новый Прометей» — 1925; под названием «Загадка Ришара Сегюра» — 1927
  • Приглашение к ужасу (L’Invitation à la peur, 1926), сборник новелл
  • Он? (Lui?, 1926), русский перевод под названием «Кто?» — 1928; в дальнейшем выходил в России под названием «Таинственные превращения»
  • Человек среди микробов (Un homme chez les microbes, 1928)
  • Карнавал тайны (Le Carnaval du mystère, 1929), сборник новелл
  • Девушка с яхты (La Jeune Fille du yacht, 1930)
  • Повелитель света (Le Maître de la lumière, 1933)

Современные издания на русском языке

  • Избранное в 2 кн. — М., Престиж Бук, 2013. — Кн. 1 — «Таинственные превращения», «Тайна его глаз», «Новый зверь», «Туманный день». — ISBN 978-5-371-00360-7

Кн. 2 — «Новый Прометей», «Необычайные рассказы». — ISBN 978-5-371-00361-4

  • Синяя угроза. Пер. с фр. Л. Самуйлова. — М., Престиж Бук, 2015. — ISBN 978-5-371-00450-5

Примечания

  1. Jacques Baudou. Biographie de Maurice Renard // Renard, Maurice. Romans et contes fantastiques. P., Laffont, 1990. P. 1243.
  2. . Apollinaire critique litteraire // Apollinaire en son temps: actes du quatorzième colloque de Stavelot… P. 42
  3. . La Science-fiction française au vingtième siècle (1900—1968). Amsterdam, 1994. P. 109.
  4. Un pionnier de la science-fiction française fut le chantre de l’île d’Oléron. Par Claude Deméocq
  5. Чекалов К. А. Герменевтический код и его пародирование в романе Мориса Ренара «Голубая погибель» // Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия. Часть 7. № 3 (10), Новосибирск, 2015. С. 23—25.
  6. Deméocq Cl. Maurice Renard sur le chemin du merveilleux scientifique // Renard M. Les Mains d’Orlac. P., Les Moutons électriques, 2008

Ссылки

Статья в «Энциклопедии фантастики» Вл. Гакова

К. А. Чекалов. Роман Мориса Ренара «Руки Орлака» и повествовательные французской массовой литературы в начале ХХ века

Ренар, Морис.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01