11-07-2023
Рента́бельность (нем. rentabel[1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.
ROM = (прибыль от реализации продукции, работ, услуг/Себестоимость реализованной продукции) * 100 %
ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %
ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %
ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность
BEP = EBIT/Активы * 100 %
ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %
ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %
ROIC = EBIT*(100%-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал . В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(100%-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)
Рентабельность продаж (англ. Return on Sales, ROS) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение операционной прибыли (прибыли до налогообложения)[2] за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.
Рентабельность продаж = (операционная прибыль / объём продаж)
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Рента́бельность акти́вов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период.
где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ (экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.
Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
Рента́бельность со́бственного капита́ла (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
При всей простоте, в методике отражены три важные составляющие:
ROE = (Чистая прибыль / Выручка) × (Выручка / Активы) × (Активы / Собственный капитал) = (рентабельность чистой прибыли (NPM)) × (оборачиваемость активов) × (коэффициент капитализации) = (Чистая прибыль / Собственный капитал)
Этот показатель может использоваться для конкурсной оценки эффективности каждого из подрядчиков, а также для оценки экономии от предоставления услуги. Рассчитывается как отношение разницы затрат при непредоставлении и предоставлении услуги к затратам при предоставлении услуги.
Ру = (З0 — З1) / З1
При этом подразумевается, что непредоставленная услуга приведет к более значительным затратам организации, например на штрафы.
Рынок ценных бумаг | |
---|---|
Виды ценных бумаг | Акция · Обыкновенная акция · Привилегированная акция · Казначейская акция · Облигация |
Термины, связанные с торговлей акциями | Маркетмейкер · Андеррайтер · Брокер · Дилер · Трейдер |
Фондовая биржа | Фондовая биржа · Листинг · Делистинг · Кросс-листинг · Внесписочные ценные бумаги |
Списки фондовых бирж | Общий список фондовых бирж · Список африканских фондовых бирж · Список европейских фондовых бирж · Список американских фондовых бирж · Список южноазиатских фондовых бирж |
Теории торговли | Теория Доу · Волновая теория Эллиотта · Фундаментальный анализ · Технический анализ · Эффект Марка Твена · Эффект января · Гипотеза эффективного рынка |
Ценообразование акции | Дивидендная доходность · Модель Гордона · Прибыль на акцию · Балансовая стоимость компании · Финансовые коэффициенты · Коэффициент цена/прибыль · PEG коэффициент · P/S коэффициент · P/B коэффициент · Бета-коэффициент |
Рентабельность.