30-08-2023
Антонина Леонардовна Ржевская | |
литография, 1901 год |
|
Имя при рождении: |
Антонина Леонардовна Попова |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Село Шалепники, Зубцовский уезд, Тверская губерния, |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Происхождение: | |
Подданство: | |
Гражданство: | |
Жанр: | |
Учёба: |
Московское училище живописи, ваяния и зодчества |
Стиль: | |
Известные работы: |
«Весёлая минутка» |
Работы на Викискладе |
Антони́на Леона́рдовна Рже́вская (1861, село Шалепники, Зубцовский уезд, Тверская губерния — 15 июля 1934, город Таруса, Калужская область) — русская художница, одна из двух женщин-живописцев принятых в Товарищество передвижных художественных выставок.
Содержание |
Антонина Леонардовна Ржевская (урождённая Попова) родилась в селе Шалепники[1], Тверской губернии в бедной дворянской семье помещиков Зубцовского уезда[2]. После смерти отца, мать Ржевской с тремя детьми переезжает в Тверь, где Антонина поступает в Мариинскую женскую гимназию, а после переезда в Москву, в московскую пятую гимназию[2]. С 1880 года в качестве вольнослушательницы училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством В. Е. Маковского. В это же время брала частные уроки у живописца Н. А. Мартынова[2]. Мастерская Антонины Ржевской находилась в Сущёвском тупике в Москве[1].
Начала выставляться на различных художественных выставках с 1890 года. В 1893 году картину «Сироты» приобретает для своей галереи известный московский книгоиздатель К. Т. Солдатенков.
С 1897 года[3] экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Выставленная на XXV выставке ТПВХ картина «Весёлая минутка» приносит Ржевской большой успех[4][5][6]. Ещё до выставки картину приобретает для своей галереи П. М. Третьяков[4]. Картина выставлялась без указания авторства. По признанию самой А. Л. Ржевской[1] она боялась ставить свою подпись на картине из-за существовавших в то время гендерных предрассудков. В 1899 году[3] Ржевская была принята в члены Товарищества и стала второй и последней женщиной-живописцем, принятой в Товарищество. Впоследствии вышла из Товарищества из-за несогласия с их программой[1].
В 1903 году А. Л. Ржевская пишет ещё одно, имевшее большой успех полотно «Музыка». Картину приобретает для своей коллекции «Переславский Третьяков», меценат И. П. Свешников.
Искусствовед, директор Румянцевского музея Н. И. Романов писал о картине[1]:
Особенно типична для нового искусства и по теме, и по исполнению прекрасная картина госпожи Ржевской «Музыка». Среди русских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит теперь едва ли не первое место... |
В начале Первой мировой войны переезжает в Тарусу к своему зятю, впоследствии знаменитому скульптору и художнику-анималисту В. А. Ватагину, построившему по собственному проекту дом в Тарусе, после путешествия по Индии. После смерти жены (первой дочери Антонины Ржевской) В. А. Ватагин жениться на второй её дочери[1].
C 1920 года вместе с другим выдающимся художником-передвижником Н. А. Касаткиным, организовавшим художественную просветительную студию для детей, тяжело больных костным туберкулёзом, работала в санатории «Захарьино» в деревне Куркино (c 1940 года Химкинский район Московской области). Специально для санатория А. Л. Ржевская написала фреску «Дети – цветы жизни» [7]. Умерла в 1934 году, похоронена на знаменитом городском кладбище в Тарусе, где похоронены дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, К. Г. Паустовский и его семья[8].
«Музыка», (1903), Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Портрет Любови Витольдовны Бялыницкой-Бируля, (начало 1930-х), частное собрание.
«Осень», (1901), Российская государственная библиотека.
Иллюстрация к рассказу Н. П. Анненковой-Бернард «Дорожная встреча», (1901), Российская государственная библиотека.
Иллюстрация к рассказу Н. П. Анненковой-Бернард «Дорожная встреча», (1901), Российская государственная библиотека.
Ржевская, Антонина Леонардовна.