Lt304888.ru

Туристические услуги

Римская премия

20-09-2023

Фото Французской академии в Риме, сделанное в 1858 году

Римская премия (фр. Prix de Rome) — награда в области искусства, существовавшая во Франции с 1663 по 1968 г.

Премия присуждалась художникам, граверам, скульпторам и архитекторам (в 1803 году была добавлена пятая номинация — композиторы). Лауреат Большой Римской премии получал возможность отправиться в Рим и жить там в течение года за счёт патрона премии (первоначально им был король Людовик XIV). С 1666 года проживание лауреатов организовывалось специальной Французской академией в Риме, учреждённой Жаном-Батистом Кольбером и размещавшейся с 1803 г. на вилле Медичи. В некоторые периоды присуждались также малые премии, позволявшие жить в Риме более короткий срок.

Среди лауреатов Римской премии были такие крупные фигуры французского искусства, как художники Франсуа Буше (1720), Фрагонар (1752), Жан-Франсуа Пьер Пейрон (1773), Жак Луи Давид (1774), Энгр (1801), композиторы Гектор Берлиоз (1830), Шарль Гуно (1839), Жорж Бизе (1857), Жюль Массне (1862), Клод Дебюсси (1884), Анри Дютийё (1938). В то же время подавали свои работы на соискание премии и были отвергнуты такие выдающиеся авторы, как Эжен Делакруа, Эдуар Мане и Эдгар Дега. А такой известный композитор, как Морис Равель был отвергнут четыре раза, и последнее, четвёртое решение (1905), принятое Музыкальным советом Академии искусств, привело к так называемому «скандальному делу Равеля», попавшему на первые страницы почти всех парижских газет. В состав жюри Римской премии входили композиторы-академисты Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и сам директор консерватории Теодор Дюбуа, что вскоре и привело к смене всего руководства Парижской консерватории, ответственной за конкурсный отбор лауреатов.

После Первой мировой войны престиж Римской премии очень сильно упал. В конце концов, она превратилась в простой придаток академической системы образования, упорно противостоявшей всему живому и новому в музыкальном и изобразительном искусстве. В передовых кругах художников и музыкантов Римская премия стало синонимом ретроградности и консерватизма. В начале 1920-х годов один из постоянных лидеров музыкального авангарда, композитор Эрик Сати писал об этом хотя и несколько иронически, но вполне определённо:[1]

«...Многие до сих пор наивно верят в превосходство всякого римского лауреата над прочими «маленькими людьми». Вовсе нет!.. – я говорю вам, он такой же, ни лучший, ни худший. Он в точности такой же, как и они... Да-да. Я не думаю, что ошибусь, если приведу здесь (очень выборочно) список музыкантов, когда-либо награждённых Римской Премией, самых замечательных в минувшем столетии: Берлиоз, Гуно, Бизе, Массне и Дебюсси. Кажется, это им не очень сильно помешало... Напротив того, Франк, Д’Энди, Лало, Шабрие и Шоссон не были лауреатами Института: они – очевидные «любители». И это им тоже не очень помешало...
Художники, благодаря Мане, Сезанну, Пикассо, Дерену, Браку и другим, куда быстрее освободились от своих наихудших закостеневших традиций. <...> А у литераторов вовсе нет Римской премии: они счастливы более всех на этом свете».

( Эрик Сати, «Происхождение Просвещения», Париж, июнь 1922)

В 1968 г. по инициативе занимавшего в это время пост министра культуры Франции Андре Мальро Римская премия в её традиционном виде была закрыта. Вместо неё проводится целый ряд разнообразных отборочных конкурсов среди представителей разных творческих профессий, вплоть до писателей и поваров, и победители этих конкурсов получают гранты на проживание в Риме на срок до двух лет.

Другие лауреаты премии

Пенсионеры Французской академии на римском карнавале 1748 года

Источники

  1. Erik Satie «Ecrits». — Paris: Editions Gerard Lebovici, 1990. — С. 37.

Ссылки

  • Страница Римской премии в области музыки  (фр.)

Римская премия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01