20-10-2023
Римский-Корсаков | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
Григорий Рошаль |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Страна | |
Язык | |
Год |
1952 год (съёмки) |
IMDb |
ID 0045089 |
Просмотр онлайн
|
|
«Римский-Корсаков» — биографический фильм о композиторе Римском-Корсакове. Принадлежит к галерее костюмно-исторических биографических картин послевоенного кинематографа СССР: «Адмирал Нахимов», «Александр Попов», «Жуковский», «Мусоргский», «Академик Иван Павлов» и ряда других. Фильм принимал участие в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.
Содержание |
Фильм рассказывает о двух последних десятилетиях жизни русского композитора. Раскрывая своё видение творческой и педагогической концепции Римского-Корсакова, авторы картины посвящают отдельные её эпизоды лекциям в созданной им школе композиторов, жёстким дискуссиям об «антинародности» музыки Раменского (прототип — Игорь Стравинский)[1]), борьбе с самодурством чиновников управления Императорских театров и двуликостью мецената Саввы Мамонтова. Картина завершается несколькими фрагментами событий Революции 1905—1907 годов в России.
Развитие биографического сюжета чередуется с яркими костюмированными сценами из опер Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» и других.
По отзыву журнала «Огонёк» (1953 го), фильм получил большой успех у зрителей и широкий отклик в печати[2]. Однако по оценке Министерства кинематографии СССР лента содержала ряд художественных и идеологических недостатков, среди которых первым было «непомерное преувеличение роли Мамонтова, показанного „благодетелем“ передового русского искусства»[3]. Позднее критики стали оценивать историко-биографический киноцикл конца 1940 — начала 1950-х годов скорее негативно из-за его высокой политизированности[4]:
В 1953 году «Римский-Корсаков» наконец появился в кинотеатрах. Его соседями были «Джамбул» и «Белинский», незадолго перед ними — вторая картина о Глинке. Кто помнит эти фильмы, тот знает, что биографический жанр переживал жестокий кризис. Это было прямым следствием культа личности.
Фильмы Геннадия Казанского | |
---|---|
Тайга золотая • Римский-Корсаков • Горячее сердце • Дело • Старик Хоттабыч • Не имей 100 рублей… • И снова утро • Человек-амфибия • Грешный ангел • Музыканты одного полка • Снежная королева • Угол падения • Ижорский батальон • Незнакомый наследник • Новогодние приключения Маши и Вити • Инженер Графтио |
Римский-Корсаков (фильм).