21-09-2023
Рок | |
фильм Алексея Учителя | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
80 мин. |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0316503 |
«Рок» — документальный фильм Алексея Учителя, посвященный советскому року 1980-х годов. По оценке критиков, это был первый фильм, освещающий тему русского рока, снятый отечественными специалистами.[1] Съёмки фильма проходили в местах работы рок-музыкантов, в том числе в «Камчатке», которая сейчас является местом памяти Виктора Цоя и на ул. Рубинштейна, 13, в Ленинградском рок-клубе (V рок-фестиваль). Бонусом к DVD, выпущенному в 1990-х, стал репортаж о похоронах А. Башлачёва — видного деятеля рок-культуры тех лет.
Содержание |
Фильм посвящен советскому року 1980-х годов, и показывает антагонизм андеграундной рок-культуры и официальной политики партии и правительства.[2] Во время съёмок фильма режиссёр ориентировался на штампы, которые были использованы в фильме «Взломщик» и, по его словам, старался показать рок-музыкантов в их естественной среде.[3] Практически во всех публикациях отмечается, что А. Учитель не интересовался рок-музыкой и снимал фильм скорее как социальное явление. а не как музыкальное.
В съемках фильма принимали участие Борис Гребенщиков, Антон Адасинский, Виктор Цой, Олег Гаркуша, а также группы «Аквариум», «Авиа», «АукцЫон», «ДДТ», «Кино».[3] Эти коллективы не показывали по центральному телевидению, несмотря на то, что там была масса музыкальных развлекательных программ. Эти исполнители по-прежнему были в подполье, несмотря на новые политические и культурные веяния.[4]
В интервью середины 2000-х годов режиссёр утверждал, что русский рок того периода представлял собой закрытый клуб. Ему удалось заручиться доверием Виктора Цоя за счёт того, что он принял Марианну Цой на должность администратора съёмочной группы. Это позволило получить разрешение на съёмки в «Камчатке», а после положительной рекомендации Виктора Цоя его приняли в рок-среду.[1] Позже он снимал похороны А. Башлачёва, что было также серьёзным признаком «вхожести» в определённые круги.[5]
Некоторые критики считают, что ничего более репрезентативного об отечественных рокерах до конца века так и не было снято[6].
Премьера фильма состоялась 19 января 1988 года в Доме Кино[6] — лучшей площадке того периода.[• 1] В связи с премьерой произошёл скандал — сам Секретарь ЦК КПСС Егор Лигачёв потребовал удалить из фильма некоторые сцены. Но авторский замысел фильма удалось отстоять благодаря вмешательству журналистов телепрограммы «Взгляд», существенную роль в этой истории сыграл легендарный ведущий Владимир Мукусев. По воспоминаниям современников, фильм имел оглушительный успех, фильм пересмотрела большая аудитория зрителей.[1]
Профессиональные критики отмечали схожесть проблем, затронутых фильмом «Рок» и фильмом «Легко ли быть молодым?»: эти два произведения впервые за долгое время застоя поднимают такие вопросы. Рок-культура долгое время была выражением этих проблем, единственной отдушиной для молодёжи. Кроме того, с эстетической точки зрения, несомненно, фильм шагнул намного дальше своих предшественников — «Взломщика», «Ассы», «Йя-Хха», где по ряду причин такого воздействия не получилось.[4]
Живой звук концертного исполнения даёт ощущение присутствия, жизни, энергии, бьющей через край. Качество записи звука для того уровня развития техники звукозаписи в СССР тоже хорошее, но в то время появился «Live in Budapest» от Queen, и стало понятно, к чему стоит стремиться. Операторская работа Д. В. Масса также высоко оценена профессионалами. Монтаж также мастерски проведён, и фильм выполнен в запланированном метраже без видимых натяжек.[4]
Рок-музыканты также критиковали фильм за излишнее пристрастие к классической документальности, рассказ о людях, отсутствие концертных съёмок со зрителями в кадре — отсутствие рок-культуры.[1] Критики, посмотревшие фильм, выделяли несколько ключевых аспектов — это и проблемы взросления, и взаимоотношения отцов и детей, и встречу заключенных и так называемых свободных советских музыкантов.[2]
Съёмки фильма происходили в условиях советской субкультуры, при этом рок-протест принимал различные, порой гротескные формы. Вот некоторые сцены, которые были сняты:
Рок (фильм) в Викицитатнике? |
По замыслу кинорежиссера Алексея Учителя Борис Гребенщиков является центральным связующим персонажем концепции картины.
Эпизоды:
1 Кинохроника |
12. Адасинский « Сейчас я прихожу к тому, чего хочу…» |
23. ДДТ «Революция»
|
(недоступная ссылка)Шаблон:Русский рок в кино СССР
Рок (фильм).