18-10-2023
|
||||
Vǫlsunga saga, Сага о Вёльсунгах | ||||
Рисунок с камня Сигурда(Sö 101 — так называемая резьба Расмунда), описывающий события саги | ||||
Автор(ы) | неизвестен | |||
Дата написания | XIII век | |||
Язык оригинала | Древнеисландский | |||
Описывает | V — VI век | |||
Жанр | эпос (пересказ) | |||
Содержание | о роде Вёльсунгов | |||
Персонажи | Сигмунд, Сигурд, Брюнхильд | |||
Рукописи | Ny kgl. Saml. 1824 b 4to, Sö 101 |
|||
Оригинал | неизвестен | |||
Электронный текст произведения |
Сага о Вёльсунгах (исл. Vǫlsunga saga) — исландская сага XIII века. Самая известная из «Саг о древних временах», рассказывающих о легендарной истории Скандинавии в терминах общегерманских мифов. Описывает возникновение и упадок рода Вёльсунгов (Сигмунда и Сигурда), включая историю Брюнхильд и уничтожение бургундского дома. Сага основана на эпической поэзии. Самое старое из известных графических представлений сюжета найдено на одном из так называемых камней Сигурда в Швеции (резьба Рамсунн) и относится к XI веку. Собственно сюжет много старше и описывает события, происходившие в Европе в V веке.
Единственная сохранившаяся рукопись саги, Ny kgl. Saml. 1824 b 4to, относится к 1400 году. В этой рукописи сага о Вёльсунгах непосредственно переходит в сагу о Рагнаре Лодброке.
Сага о Вёльсунгах повторяет сюжетные события, встречающиеся в «Старшей Эдде», но, в отличие от Старшей Эдды, события здесь выстроены в единое сюжетное повествование[1].
Самое известное изложение части сюжета саги о Вёльсунгах — Песнь о Нибелунгах, написанная на средневерхненемецком языке до саги о Вёльсунгах (найденные рукописи относятся к XIII веку). В Песни о Нибелунгах использованы другие имена героев: так, вместо Сигмунда — Зигмунд, вместо Сигурда — Зигфрид.
Значительное влияние «Саги о Вёльсунгах» видно в тетралогии Р.Вагнера «Кольцо нибелунга». Сюжет древней саги оказал существенное влияние на сюжет тетралогии о проклятом кольце.
Сага о Вёльсунгах характерна тем, что в сюжете особенно часто явным образом присутствуют Один и другие персонажи скандинавской мифологии. В связи с этим сложно отделить фактическую основу сюжета от мифологической[2]. Вместе с тем, присутствие в тексте мифологических персонажей делает сагу ценным источником для изучения скандинавских дохристианских верований и обрядов. Так в 6-й главе нашёл, вероятно, отражение ритуал инициации, в рамках которого молодые воины жили "волчьей жизнью" в лесу.
Перевод на русский язык выполнен в 1920-е годы Борисом Исааковичем Ярхо.
Это заготовка статьи по нордистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Скандинавские саги | |
---|---|
Королевские саги | Саги о Посошниках · Сага о Фарерцах · Сага о йомсвикингах · Сага о кнютлингах · Сага о Сверрире · Сага о Хаконе Хаконарсоне · Сага об Олаве Трюггвасоне · Хеймскрингла · Сага о Тинге · Сага о Кнютлингах |
Саги об исландцах | |
Легендарные саги |
Сага о Вёльсунгах · Сага о Хервёр и Хейдреке · Сага о Гриме Мохнатые Щёки · Сага об Ингваре Путешественнике
|
Саги о епископах | Сага о христианстве · Пробуждение голода · Сага о Торлаке Святом · Сага о епископе Пале · Сага о Йоне Святом · Сага о епископе Гудмунде · Сага о епископе Арни · Сага о епископе Ларентиусе |
Рыцарские саги | Сага о Самсоне Прекрасном · Сага Тристрама и Исонды |
Саги о современности | Сага об Ароне сыне Хьёрлейва · Сага о Хравне сыне Свейнбьёрна · Сага об исландцах · Сага о Стурлунгах |
Сага о Вёльсунгах.