Саксон Владимир Станиславович родился 17 мая 1927 года в Ленинграде. В 1940—1941 годах занимался в изостудии ленинградского Дворца Пионеров у педагогов С. Левина и М. Гороховой.[2] В 1941 году Владимир поступил в Среднюю художественную школу (ныне художественный лицей имени Б. В. Иогансона) при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, где получил творческий заряд на всю жизнь, ведь его учителями оказались А. А. Мыльников и О. Б. Богаевская.
В начале 1942 года вместе с СХШ был эвакуирован из блокадного Ленинграда сначала в Самарканд, а затем в Пензенскую область из-за болезни матери. В 1944 году беженцы вернулись в Ленинград и Владимир продолжил учёбу в СХШ, которую окончил в 1949 году. В том же году поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Александра Деблера, Юрия Непринцева, Михаила Платунова, Александра Сегала. В 1954 году окончил институт по мастерской Михаила Бобышова[3].Во время обучения была организована выездная театральная бригада, в результате деятельности которой В. С. Саксон стал автором сценографий к спектаклям «Трембита» и «Вольный ветер». Дипломная работа — оформление эскизов, костюмов и декораций к спектаклю «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
После окончания института В. Саксон уехал в Пермь, где работал художником в театре Оперы и Балета. В архивах театра хранятся созданные В. С. Саксоном эскизы костюмов и декораций к спектаклям. Одновременно работал по договорам с местным отделением Художественного фонда как живописец и график. В 1956 году был принят в члены Пермского Союза советских художников. С 1955 года В. С. Саксон участвовал в Ленинградских и Всесоюзных выставках Союза Художников. В 1958 году вернулся в Ленинград, сотрудничал с Художественным фондом, иллюстрировал книги в издательствах «Детская литература» и «Московский рабочий». Книжная графика была для Саксона излюбленной сферой творчества. С особенным удовольствием он создавал иллюстрации для поэтических изданий В. Солоухина, В. Фёдорова, Б. Корнилова. Одновременно В. С. Саксон работал творчески как живописец, писал пейзажи, портреты, натюрморты. Работал не только в станковой, но и в монументальной живописи. Совершил поездки на Байкал[4], в Киргизию, в Тюмень, Саяны. Работал в Домах Творчества художников в Старой Ладоге, Горячем Ключе, на Академической даче, в Гурзуфе. В 1960 году был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
Среди живописных произведений, созданных Саксоном, картины «Улица Нижнего Ангарска»[5], «Чинят сети», «Пирс»[6], «В Листвянке»[7], «Хужир»[6] (все 1959), «В горах Тянь-Шаня», «Вечерний натюрморт»[8][9] (обе 1961), «Дорога на карьер», «Рассветает», «Октябрь»[10] (все 1964), «Морские рыбы», «Тамара»[11] (обе 1965), «Утро»[12] (1968), «Витрина», «В Эрмитаже»[13], «Байкал»[14], «Белая ночь»[15] (все 1969), «Портрет Н. Г. Леоновой»[16] (1970), «Река», «Берёза»[17], «Ночь»[18] (все 1971), «Ночь в мастерской»[19], «Белая ночь», «Рыба Сарган»[20], «Женский портрет»[16] (все 1972), «Апрель», «В Доме Творчества», «На Рассвете»[20] (все 1973), «Ночь», «Тополь», «Скворечники»[21] (все 1975), «Озерцо»[22] (триптих, 1980), «Бельё»[14] (1982) и другие. Развитие живописной манеры художника шло от традиционного пленэрного письма 1950-х годов к усилению декоративности колорита и локальности цвета, условности и некоторой театральности композиционного решения, обобщённости рисунка. Стилистика работ определялась авторским замыслом и характером самого произведения и варьировалась от условно-декоративной до натурно-реалистической. В 1980-х годах В. С. Саксон выполнил большой заказ для Адмиралтейских Верфей, создав 5 крупномасштабных монументальных панно, запечатлевших славную историю русского флота.[23]
Владимир Станиславович Саксон скончался 13 марта 1988 года в Ленинграде на шестьдесят первом году жизни.
В 1993 году состоялась посмертная персональная выставка В. С. Саксона в ЛОСХ. В 2007 году состоялась персональная выставка В. С. Саксона а художественной галерее «Арка» (Санкт-Петербург).[24] Издан каталог «Владимир Саксон. Живопись» с вводной статьёй Е. В. Логиновой (СПб., 2007) Его произведения находятся в собраниях Пермского государственного музея, музея Академии Художеств им. И. Е. Репина, Новокузнецкого музея искусств, Астраханской государственной галереи, Музея изобразительного искусства Брно (Словакия), а также в частных собраниях в России, Японии[25], США,Канады, Франции, Германии, Италии и других странах.
Примечания
↑Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — С. 308.
↑Логвинова Е. В. Владимир Саксон. Живопись. СПб., 2007.
↑Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.369.
↑Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — С. 36.
↑ 12Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — С.297.
Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963—1971 гг.). — М: СХ РСФСР, 1972. — С.95.
Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1972. — С.14.
Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — С.115.
Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — С.297.
Русская деревня. Выставка произведений петербургских художников. Живопись. Графика. — СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1998.
Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — С. 369, 391, 393—397, 400—402, 404. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
Логвинова Е. В. Владимир Саксон. Живопись. СПб., 2007.