Lt304888.ru

Туристические услуги

Самарская культура

07-05-2023

Карта миграций индоевропейцев с приблизительно 4000 по 1000 год до н. э. в соответствии с курганной моделью. Анатолийская миграция (отмеченная прерывистой линией) могла иметь место через Кавказ или Балканы. Пурпурная область обозначает предполагаемую прародину (Самарская культура, Среднестоговская культура). Красная область означает область, населённую индоевропейскими народами к 2500 до н. э., а оранжевая — к 1000 до н. э.

Сама́рская культу́ра — энеолитическая археологическая культура начала V тысячелетия до н. э., существовавшая в районе Самарской Луки реки Волга. Обнаружена в 1973 году в ходе археологических раскопок близ населенного пункта Съезжее. Позже обнаружено еще несколько поселений[1]. Сформировалась на основе ранее существовавшей в этом же регионе средневолжской культуры среднего неолита, на востоке граничила с агидельской культурой. Культуры, занимавшие этот ареал позже, иногда также называют самарскими, а собственно самарскую культуру называют культурой раннего энеолита данного региона.

Содержание

Прародина индоевропейцев

В рамках курганной гипотезы Самарская и происходящие от нее хвалынская и ямная культуры считаются индоевропейскими.

География

Ареал самарской культуры располагался в лесостепи к северу от родственной Северокаспийской культуры на нижней Волге. Согласно курганной гипотезе, в этом регионе праиндоевропейцы заимствовали часть слов уральской языковой семьи[источник не указан 33 дня]. С другой стороны, по мнению ряда финно-угроведов, первые языковые контакты произошли уже между финно-уграми и индоиранцами. В период существования Самарской культуры уральская общность находилась на юге Западной Сибири.

Другие родственные культуры вместе с самарской объединяют в область, по месту первых находок названную мариупольской. Для культур мариупольского типа характерно определенное сходство погребальных обрядов, керамики и инвентаря, включая останки лошадей в могилах. Общий ареал этих культур охватывает кроме среднего и нижнего Поволжья бассейны рек Урал, Дон и Днепр. В могильниках на юго-западе этой области находят украшения из золота и меди, добытой на Балканском полуострове [2]. Распространение медных изделий осуществлялось путем обмена с трипольской и другими западными культурами, а также в качестве трофеев, захваченных при набегах[3][4][5][6].

Погребения

В могилах обнаружены останки от одного до трех человек. Над некоторыми погребениями сооружали каирн из камня или небольшой могильный холм, ранний прообраз кургана. Впоследствии курган представлял собой настоящий холм, с которого погребенный вождь мог бы вознестись к небесным богам, но каково было назначение ранних могильных холмов — неизвестно.

Погребальный обряд и археологические находки в могилах самарской культуры в целом аналогичны материальной культуре днепро-донецкой культуры за одним исключением. На артефактах, найденных в захоронениях, обнаружены изображения лошадей. В могилах также имеются останки лошадей. Следовательно, люди сумели одомашнить этих животных.

Артефакты

Оружие представляло собой ножи и кинжалы из кремня и кости, которые в могилах лежат в руках или в головах у покойных (даже детей). Кроме того использовали кремневые наконечники для стрел и костяные — для пик.

Кроме них в могилах найдены украшения из кости, вырезанные в форме лошадей или двойной головы быка с отверстиями для крепления на подвесках или лошадиной сбруе.

Керамика в основном представлена сосудами яйцевидной формы с отчетливой окаёмкой. Они не были предназначены для установки на плоскую поверхность и, вероятно, подвешивались на рогатках или укладывались в корзину, и окаёмка нужна была для того, чтобы удерживать сосуд в рогатке ухвата. Сосуд могли нести на плече или грузить на животных.

По периферии сосуды были украшены геометрическим орнаментом из линий, полос, зигзагов или волнистых линий, процарапанных или вдавленных в глиняные стенки гребенкой. Смысл орнамента понятен при взгляде сверху: это солярный мотив, где роль солнца выполняет горлышко сосуда.

Религия

Судя по солярному орнаменту керамики, носители культуры поклонялись солнцу. Головы и копыта домашних животных (крупный рогатый скот, овцы, лошади) приносили в жертву, помещая их в специальные неглубокие сосуды поверх могил и посыпая охрой.

Примечания

  1. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. — Изд. Сам. науч. центра РАН; 2000
  2. там же
  3. Dergachev Valentin A. Two studies in defense of the migration concept // Ancient Interactions: East and West in Eurasia / Boyle, Katie; Renfrew, Colin; Levine, Marsha. — Cambridge: McDonald Institute Monographs, 2002. — P. 93–112. — ISBN 1902937198
  4. Todorova Henrietta The Neolithic, Eneolithic, and Transitional in Bulgarian Prehistory // Prehistoric Bulgaria / Bailey, Douglass W.; Panayotov, Ivan. — Madison, WI: Prehistoric Press, 1995. — Vol. 22. — P. 79–98. — ISBN 1881094111
  5. 0949-0434.
  6. Gimbutas Marija The Civilization of the Goddess. — San Francisco: Harper, 1991. — ISBN 0062503685

См. также

Агидельская культура

Ссылки

  • История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. — Изд. Сам. науч. центра РАН, 2000
  • Усачева И. В. «Утюжки» в культурах Евразии
  • J. P. Mallory, «Samara Culture», Encyclopedia of Indo-European Culture, Fitzroy Dearborn, 1997.
  • Marija Gimbutas, «The Civilization of the Goddess», HarperSanFrancisco, 1991, ISBN 0-06-250368-5 or ISBN 0-06-250337-5
  • The Horse in Mortuary Symbolism…
  • Mitochondrial DNA and the origins of the domestic horse
  • Widespread Origins of Domestic Horse Lineages

Самарская культура.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01