21-10-2023
Семь | |
Seven | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Арнольд Копельсон |
Автор сценария |
Эндрю Кевин Уокер |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
127 мин |
Бюджет | |
Сборы | |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0114369 |
«Семь» (англ. Se7en) — психологический триллер Дэвида Финчера с элементами фильма ужасов и нео-нуара. В фильме показаны семь дней из жизни двух детективов, которые идут по следу серийного убийцы; каждому убийству соответствует один из смертных грехов. Стилизованная операторская работа Дариуса Хонджи основана на применении техники bleach bypass[2].
Содержание |
Детективы Сомерсет и Миллз расследуют дело о серийном убийце Джоне Доу, возомнившем себя орудием Господа и карающем за смертные грехи. Одержимый идеей наказания за «смертные грехи», он подвергает жертвы физическим и моральным страданиям, которые готовит с холодной расчетливостью. Длительные страдания заканчиваются смертью. Каждое наказание посвящено одному из семи грехов: «Чревоугодие», «Алчность», «Праздность», «Гордыня», «Похоть», «Зависть» и «Гнев». Изощрённый мучитель и убийца оставляет на месте преступления лишь название греха, который совершила жертва, а также хитроумную зацепку-головоломку, позволяющую найти следующую жертву. Впрочем, ближе к развязке фильма из-за успешной деятельности детективов он вынужден сменить тактику и сам сдается полицейским. В качестве жертв для двух последних грехов он назначает себя для «Зависти» и детектива Миллза для «Гнева». Джон Доу убивает беременную жену Миллза и присылает ему посылку с её головой. Не сумев совладать со своим гневом, детектив Миллз убивает безоружного и скованного наручниками спокойного, готового к смерти преступника, чем завершает его чудовищный план.
Джон Доу считает свою деятельность проповедью, призванной преподать горожанам урок. Он тщательно документирует все свои действия, годами готовит головоломные убийства-пытки, скрупулёзно заметает следы (даже срезает себе кожу с подушечек пальцев, чтобы не оставлять отпечатков). До самого конца картины все разворачивается по плану Джона Доу, он всегда на несколько шагов впереди своих преследователей, и даже деятельность детективов выступает как часть его безумного и чрезвычайно расчетливого плана.
Изначально продюсеры предполагали закончить фильм на успокоительной ноте. После традиционной погони Миллз погибает в схватке с Доу, его вдова объявляет о намерении вернуться в свой родной город, а Сомерсет обещает поддерживать с ней связь. Однако против такой концовки выступил не только Финчер, но и Брэд Питт. Последний отказался участвовать в «раскрутке» фильма, если у фильма будет такой финал. Продюсерам фильма пришлось уступить.
В опубликованном сценарии приведены два варианта концовки. Из них один соответствует фильму, а во втором Сомерсет из желания спутать карты Доу убивает его сам, опередив Миллза. Тот кричит ему: «Что ты делаешь?» Сомерсет отвечает: «Ухожу в отставку».
Актёр | Роль |
---|---|
Брэд Питт | детектив Дэвид Миллз |
Морган Фриман | детектив Уильям Сомерсет |
Гвинет Пэлтроу | Трэйси Миллз |
Кевин Спейси | Джон Доу |
Ли Эрмей | капитан полиции |
Джон Макгинли | командир группы SWAT |
Ричард Раундтри | Мартин Тэлбот |
Дэниел Закапа | детектив Тэйлор |
Фильм знаменит нарисованной в нём беспросветной картиной неназванного нуарового города. Создатели фильма ставили перед собой задачу показать город «замусоренный, грязный, опасный, подчас депрессивный»[3]. По словам художника-постановщика Артура Маркса, «мы создали задник, отражающий нравственное разложение тех людей, которые здесь обитают»[3]. Почти все сцены плохо освещены. Цветовая гамма тёмная и олигохромная, её составляют немногие близкие друг другу тона — белый, кремовый, серый, грифельный, охристый, бежевый, коричневый, чёрный и грязно-кислотная зелень[2].
Именитый критик Дж. Розенбаум пишет, что «даже светлое время суток ощущается как беспросветная ночь», причём полицейские исследуют места преступления в потёмках, с фонариками в руках, как если бы здания не были оснащены электричеством[4]. Многие интерьеры представляют собой обшарпанные комнаты с отклеивающимися обоями и тускло мерцающими жёлтыми абажурами. По Розенбауму, это инфернальный город «Таксиста», «Бегущего по лезвию», фильмов-нуар, пражских сюрреалистов[4].
Уже в первых минутах фильма задаётся мотив сходства полицейских и преступников. Дрожащие, затёртые титры в царапинах напоминили Дж. Розенбауму экспериментальные фильмы Стэна Брэкиджа; критик назвал их одним из самых оригинальных решений в голливудском кино последнего времени: они решены как своего рода флешфорвард — то ли нарезка из жизни не представленного пока зрителю маньяка, готовящего очередное преступление, то ли кадры деятельности полицейских криминалистов, идущих по его следу[4]. За кадром звучит ремикс на песню Closer из репертуара рок-группы Nine Inch Nails.
Режиссёр называет целью такого решения титров дать почувствовать зрителю присутствие архизлодея (который по сценарию материализуется на экране ближе к 90-й минуте). «Нам надо было дать представление о том, против чего борются эти парни», — говорит Финчер[5]. Он дал указание эксперту по спецэффектам не только показать в титрах замысловатые записные книжки Джона Доу (на создание которых ушли десятки тысяч долларов), но и через них дать почувствовать, что «где-то на другом конце города кто-то готовит нечто реально мерзкое»[5].
Фильм глубоко пессимистичен: он демонстрирует условность, хрупкость той грани, которая разделяет преступников и борцов с преступлениями[6]. Оказавшись не в состоянии справиться со своими эмоциями, Миллз совершает убийство, переходя из стана вторых в стан первых.
Контраст между детективами Сомерсетом и Миллзом присутствует с самого начала. Первый выступает в качестве пожилого чернокожего детектива-интеллектуала, полностью контролирующего свои эмоции. Даже когда дело полностью передается второму детективу, именно Сомерсет ведет всю аналитическую работу в фильме (ищет следы, распутывает головоломки, просиживает часами в библиотеке). Второй детектив, Миллз, выглядит молодым, грубым и эмоциональным субъектом, предпочитающим активные действия размышлениям. Миллз постоянно взрывается, грубит и оскорбляет коллег по работе и даже успевает повздорить с Джоном Доу, посетившим место преступления под видом фотографа, до его поимки. В отличие от Сомерсета, который живёт буквой закона, Миллз не останавливается ни перед чем для достижения цели — взламывает квартиру Доу без санкции суда, подкупает свидетелей и т. д.
Конец фильма мрачен. Сомерсет изрекает фразу из романа «По ком звонит колокол»: "Хэмингуэй писал: «Мир — прекрасное место. И за него стоит бороться». Добавив: «Со второй частью я согласен».
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
Премия «Оскар» (1996) | Лучший монтаж | Ричард Фрэнсис-Брюс | Номинация | |
BAFTA (1996) | Лучший оригинальный сценарий | Эндрю Кевин Уокер | Номинация | |
MTV Movie Awards (1996) | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший злодей | Кевин Спейси | Победа | ||
Самый желанный мужчина | Брэд Питт | Победа | ||
Лучший экранный дуэт | Брэд Питт и Морган Фримен | Номинация | ||
Премия «Сатурн» (1996) (Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов) |
Лучший сценарий | Эндрю Кевин Уокер | Победа | |
Лучший грим | Жан Энн Блэк, Роб Боттин |
Победа | ||
Лучший фильм в жанре экшен, приключения или триллер | Номинация | |||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Номинация | ||
Лучший актёр | Морган Фримен | Номинация | ||
Лучшая актриса второго плана | Гвинет Пэлтроу | Номинация | ||
Лучшая музыка | Говард Шор | Номинация | ||
Премия Общества американских операторов (1996) | Выдающиеся достижения в операторской работе в кинотеатральном релизе | Номинация | ||
Премия Японской киноакадемии (1997) (Главная кинопремия Японии) | Лучший иностранный фильм | Номинация | ||
Премия «Голубая лента» Япония (1996) | Лучший иностранный фильм | Победа | ||
Премия британских операторов (1995) | Лучшая операторская работа | Номинация | ||
Премия Ассоциации кинокритиков Чикаго (1996) | Лучшая операторская работа | Победа | ||
Премия «Эмпайр», Великобритания (1997) | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший актёр | Морган Фримен | Победа | ||
«Фантаспорто» (1996) |
Лучший фильм | Дэвид Финчер | Победа | |
Лучший сценарий | Эндрю Кевин Уокер | Победа | ||
Премия «Золотой трейлер», США (1999) | Лучший ролик декады | Победа | ||
Кинопремия «Хочи», Япония (1996) | Лучший иностранный фильм | Победа | ||
Премия «Имэдж», США (1996) | Выдающийся актёр первого плана | Морган Фримен | Номинация | |
Премия Международной гильдии фильмов ужасов (1997) | Лучший фильм | Номинация | ||
Премия Круга лондонских кинокритиков (1997) | Актёр года | Морган Фримен | Победа | |
Национальный совет кинокритиков США (1995) | Лучший актёр второго плана | Кевин Спейси | Победа | |
Премия Круга кинокритиков Нью-Йорка (1995) | Лучший актёр второго плана | Кевин Спейси | Победа | |
Премия «Сант Жорди», Испания (1997) | «Приз зрительских симпатий» в категории «Лучший иностранный фильм» | Победа | ||
Премия журнала «Sci-Fi Universe Magazine» (1996) | «Выбор читателей» в категории «Лучший фильм ужасов» | Победа | ||
Музыкальная премия «АСКАП», США (1996) | Лидер кинопроката | Победа |
Фильмы Дэвида Финчера | |
---|---|
1990-е | Чужой 3 (1992) • Семь (1995) • Игра (1997) • Бойцовский клуб (1999) |
2000-е | Комната страха (2002) • Зодиак (2007) • Загадочная история Бенджамина Баттона (2008) |
2010-е | Социальная сеть (2010) • Девушка с татуировкой дракона (2011) |
Кинопремия «Империя» за лучший фильм | |
---|---|
1990-е |
Храброе сердце (1996) • Семь (1997) • Люди в чёрном (1998) • Титаник (1999) |
2000-е |
Матрица (2000) Гладиатор (2001) • Властелин колец: Братство Кольца (2002) • Властелин колец: Две крепости (2003) • Властелин колец: Возвращение короля (2004) • Превосходство Борна (2005) • Кинг-Конг (2006) • Казино «Рояль» (2007) • Ультиматум Борна (2008) • Тёмный рыцарь (2009) |
2010-е |
Аватар (2010) • Начало (2011) • Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2 (2012) |
Семь (фильм).