15-07-2023
Сенатус-консульт (лат. senatus consultum, множ. число senatus consulta; сокращенно «SC») — сенатский декрет; формулированное мнение, принятое сенатом и носившее обязательный характер. Термин древнеримского государственного права; сенатус-консульт формулировался по докладу (relatio) компетентного магистрата при отсутствии законного протеста (intercessio).
Термин использовался также в XIX веке во Франции: в период Консульства, первой и второй Империи так называли акты, изменявшие или дополнявшие конституцию волей консула, императора и публиковавшиеся от имени сената.
Содержание |
Право cum patribus agendi, то есть делать доклады (referre), опрашивать мнения (consulere), производить голосование (discessionem facere) и редактировать мнение большинства (Senatus consultum facere, perscribere) принадлежало:
В связи с участием, какое имели в проведении сенатус-консульта председательствующие магистраты и сенат, постановление сената называлось decretum, поскольку оно было магистратским актом, и consultum, поскольку оно было актом корпорации сенаторов (Моммзен, «Römicshes Staatsrecht», III, 994 стр.). В древнем периоде республики участие магистрата было преобладающим: он facit senatus-consultum. Позднее значение магистрата уменьшается, и остается лишь Senatus sententia, или Senatus-consultum, хотя термины decerno и decretum ещё не выходят из употребления, причем decernere становится равнозначащим censere. По Виллемсу, под senatus decretum подразумевается каждая статья доклада, подвергнутая голосованию отдельно.
Сенатус-консульты не имели обязательности закона, хотя чем энергичнее и влиятельнее был докладчик и чем сильнее было влияние сената, тем большее значение принадлежало сенатус-консульту. По Моммзену, пока сенатское постановление было decretum в собственном смысле, оно не обязывало магистрата и его преемника и могло ограничиваться годом магистратуры докладчика.
При постепенном усилении роли сената сенатус-консульты приближались к понятию закона, а начиная с Августа приобрели полную силу законов (Gaius, I, 83—86).
Республиканские сенатус-консульты были, в сущности, административные распоряжения, и лишь изредка ими пользовались для изменения государственного права. Сенатус-консульт приобретал силу закона лишь в том случае, когда он посредством rogatio предлагался на утверждение народа. Бывали случаи, когда сенатус-консульты приобретали силу закона и без санкции комиций, но подобные узурпации сената вызывали протест со стороны законодательных органов антисенатской партии. Хотя исполнение сенатус-консульта юридически было не обязательно, однако фактически случаи неисполнения их бывали редки, так как пожизненная сенаторская власть легко могла сломить упорство годовой магистратуры.
Будучи правительственными распоряжениями, сенатус-консульты имели назначением охранять государство в религиозном отношении и отстаивать права и интересы государственной казны, публиканов, италийцев и провинциалов. Сенатус-консульт составлялся двумя способами: или через discessio в случае единодушия, или через опрос отдельных сенаторов в случае разногласия.
Всякий сенатус-консульт состоял из вступления, изложения, сопровождавшегося кратким указанием мотивов (relatio), и постановления, начинавшегося формулой: d(e) e(a) r(e) i(ta) c (ensuere). Термин censuere повторялся после каждой статьи, которая подвергалась отдельному голосованию. Если предполагалось обратить сенатус-консульт в закон, то в конце добавлялись слова: ut de ea re ad populum ferretur.
В период республики заглавие сенатус-консульта определялось его содержанием (напр., Senatus consultum de Bacchanalibus, Senatus consultum de quis in urbe sepeliretur и др.); в императорскую эпоху Senatus consultum назывался по имени докладчика (напр. Senatus consultum Claudianum, Juventianum, Largianum, Libonianum и др.). Если сенатус-консульты были обращаемы к греческим общинам, то рядом с латинским текстом делался греческий перевод.
Получивший окончательную редакцию сенатус-консульт передавался в государственный архив (aerarium Saturni), где под наблюдением квесторов переписывался в официальный журнал. С 449 г. было разрешено плебейским эдилам снимать официальные копии с сенатус-консульта для хранения в плебейских архивах.
Если трибун или высший магистрат налагал veto на доклад, то сенатус-консульт, хотя бы единогласный, не получал административной силы и назывался Senatus auctoritas; тем не менее, по общепринятому правилу, сенат делал распоряжение о его редактировании.
До нашего времени дошло несколько подлинных сенатус-консультов республиканского периода, в целом или фрагментарном виде. Из них известнейшие:
Кроме обыкновенных сенатус-консультов, были так называемые Senatus consulta tacita, постановленные при закрытых дверях, и Senatus consulta ultima, вотировавшиеся со времен Гракхов ввиду внутренних волнений или открытого мятежа.
Senatus consultum ultimum предоставлял магистратам (консулам, преторам, народным трибунам и пр.) особые полномочия, подобные полномочиям диктатора, и начинался формулой: Videant, dent operam consules (praetores и т. д.), ne quid respublica detrimenti capiat.
В императорскую эпоху интерцессия (вето) против сенатус-консультов, состоявшихся по докладу императора, была невозможна. Редакция сенатус-консульта производилась так же, как и во времена республики, но при этом упоминалось ещё о числе присутствовавших сенаторов. Хранение сенатус-консультов поручалось сенатору квесторского ранга, назначавшемуся императором на неопределенное время и называвшемуся ab actia senatus.
Сенатусконсульт.