Lt304888.ru

Туристические услуги

Сергеев-Ценский, Сергей Николаевич

10-06-2023

Сергеев-Ценский
Сергей Николаевич
Имя при рождении:

Сергей Николаевич Сергеев

Дата рождения:

18 (30) сентября 1875(1875-09-30)

Место рождения:

с. Преображенское, Тамбовская губерния, Российская империя ныне Тамбовская область, Россия

Дата смерти:

3 декабря 1958(1958-12-03) (83 года)

Место смерти:

Алушта, Крымская область, Украинская ССР, СССР

Гражданство:

 СССР,  Российская империя

Род деятельности:

прозаик,публицист

Годы творчества:

19011958

Жанр:

роман, повесть, рассказ

Дебют:

сборник «Думы и грёзы» (1901)

Премии:

Награды:

Произведения на сайте Lib.ru

Серге́й Никола́евич Серге́ев-Це́нский (1875—1958), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Академик АН СССР (1943).

Содержание

Биография

Родился 18 (30) сентября 1875 года в селе Бабино (ныне село Преображенское Рассказовского района Тамбовской области) в семье учителя. С пяти лет жил в Тамбове. В 1890 году окончил уездное училище, поступил в приготовительный класс Екатериниского учительского института, начал писать стихи. В 1892 году в «Тамбовских губернских ведомостях» был опубликован его первый прозаический опыт «Кочетовская плотина». В это время он прибавляет к своей фамилии псевдоним Ценский, который взят писателем от названия реки Цны, на берегах которой прошло его детство. В 1895 году окончил Глуховский учительский институт. Первые литературные публикации относятся к 1898 году. Был учителем до 1904 года. В 1904—1905 годах принимал участие в русско-японской войне. В 1914—1915 годах вновь призывался на военную службу офицером. Поручик запаса. Участник .

С конца Первой мировой войны жил в Крыму. В 1919 году публиковался в изданиях отдела пропаганды деникинской армии. В 1943 году получил степень доктора филологических наук за произведения о русских классиках.

Умер 3 декабря 1958 года. Похоронен в Алуште на территории своего дома-музея.

Творчество

В 1907 году вышел принёсший литературную известность роман «Бабаев».

Автор исторических романов, к наиболее известным произведениям относится роман-эпопея «Севастопольская страда» (19371939), посвящённая первой обороне Севастополя 1854—1855 гг., а также эпический цикл «Преображение России» (19141958), создававшийся более 40 лет и включающий двенадцать романов, три повести и два этюда. Время действия всего цикла сосредоточено на периоде от начала Первой мировой войны и до Февральской революции; все произведения, входящие в цикл, объединены между собой несколькими действующими лицами. При этом пять романов, написанных в 1934—1944 годах и повествующих о событиях войны, отличаются тем, что в них приведены различные исторические документы, выдержки из газет и комментарии.

Стиль Сергеева-Ценского отличает яркая образность; его описания природы, изображения характеров и батальные сцены богаты сравнениями и метафорами.[1]

С 1917 по конец 1930-х годов

Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе «Капитан Коняев» [1918], он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи — стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушения, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность. Деградация России — лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом.

Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату («Жестокость»). Обращаясь к образам новых людей — рабочим, революционерам-коммунистам, — С.-Ц. извращает их. Предревком Золоторенко («Павлин»), матрос Семен Подканаев — это дегенераты, в прошлом убийцы, в которых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе «Павлин» в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное.

Гоголь, сжигающий рукописи. Ксилогравюра к повести «Гоголь уходит в ночь». Н. П. Дмитревский. 1934 г.

После Октября С.-Ц. написал роман «Обречённые на гибель» — вторую часть начатой ещё до революции эпопеи «Преображенье». (первая часть «Валя»). С.-Ц. стремится показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его слоях. В период реакции 1907—1909 интеллигенция, испытывая панический страх перед народом, все надежды переносила на защищающую её от ярости народа власть штыков. Это отношение к революции сохраняется С.-Ц.

В последний период С.-Ц. дал новый роман «Зауряд-полк», являющийся продолжением романа «Обречённые на гибель». В романе, тематически посвящённом описанию жизни полка, нет солдат, не показаны их настроения и отношение к офицерам и офицеров к ним. Единственный стереотипный эпизод учения солдат на плацу написан с целью показать «благородство» прапорщика Ливенцова, а не тяжёлую участь солдат.

Сергеев-Ценский написал за последние годы ряд повестей о классиках русской литературы. В повестях «Поэт и поэт» (1933), «Гоголь уходит в ночь» (1933), «Невеста Пушкина» (1934) С.-Ц. даёт поверхностное, трафаретное, выдержанное в духе либеральной критики изображение жизни, судьбы и личностей писателей. Так, Гоголь напр. дан только мракобесом, мистиком, прогрессивная роль Гоголя-художника стёрта, без оценки оставлено давление на художника николаевской реакции.

В рассказах 1934 — «Памяти сердца» и «Поезд с юга», — С.-Ц. создает искажённый образ нового человека и с тоской вновь пишет о «слабой» интеллигенции и её «страданиях». Рассказы загромождены ложными, надуманными психологическими подробностями. Своё отрицательное отношение к действительности С.-Ц. прикрывает подчас символами, условностями и недосказанностями, аллегорическим развёртыванием идей. Он пристрастен к уродствам жизни и уродливым, искривлённым людям. Показывая бессмыслицу жизни, нездоровую психику людей, С.-Ц. противопоставляет этому непреоборимую силу природы. Он воскрешает традицию дворянской литературы, боготворит землю, её целебную силу. Природа у него очеловечена. Но в соответствии с общим характером творчества С.-Ц. и природу даёт печальной. Не случайно преобладание образа осени, увядания («Печаль полей», напр.). Стиль его манерен. В нём сочетаются натуралистическая струя, детализация с отрывочностью и склонностью к символам и недомолвкам.

Награды и премии

Память

  • Глуховский государственный педагогический институт им. С. Н. Сергеева-Ценского.

Библиография

Сочинения

  • Сад, 1906
  • Бабаев, 1908
  • Жестокость // «Новый мир», 1926, № 2-3 (повесть о временах революции)
  • Преображение России, 1914 и 1985
  • Обречённые на гибель, 1927, 2-е изд. — 1955
  • Зауряд-полк, 1934
  • Искать, всегда искать, 1935 (роман о первых пятилетках и социалистическом строительстве)
  • Лютая зима, 1936
  • Брусиловский прорыв, 1943 (исторически роман о Первой мировой войне; в 1946 подвергся критике как «идеологически вредный»)
  • Пушки выдвигают, 1944
  • Утренний взрыв, 1952
  • Преображение человека, 1955
  • Собрание сочинений в 10 томах, Государственное издательство "Художественная литература" Москва 1955
  • Пушки заговорили, 1956
  • Севастопольская страда. В 3-х кн.: 1939-40
  • Родная земля. Стихи, 1958
  • Радость творчества. Статьи, воспоминания и письма, 1969

Издания до середины 1930-х гг.

Рассказы, т. I—VII, СПБ — М., 1907—1916; Полное собр. сочин., изд. «Мысль», Л., 1928; Бабаев, Роман, изд. то же, Л., 1928; В грозу, [Рассказы], изд. «Федерация», Л., 1928; Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть, изд. «Пролетарий», Харьков, [1928]; Печаль полей, изд. 4, Моск. т-во писателей, [М., 1929]; Преображение. Эпопея, ч. 1. Валя. Роман, изд. 3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. то же [М., 1929]; Поэт и поэтесса, изд. «Федерация», М., 1930; Гоголь уходит в ночь, изд. «Советская литература», М., 1933; Избранные произведения, ГИХЛ, [М.], 1933; Движение, [Рассказы], изд. Моск. т-ва писателей, [М., 1933]; Мишель Лермонтов, Роман в 3 чч., изд. то же, [М., 1933]; Около моря [Рассказы], ГИХЛ [М. — Л.], 1934; Невеста Пушкина, Роман в 2 чч., изд. «Советская литература», М., 1934; Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935; Маяк в тумане, Рассказы, изд. «Советский писатель», М., 1935.

Собрание сочинений (1967)

С. Н. Сергеев-Ценский. Собрание сочинений в двенадцати томах. (Библиотека «Огонёк».) М.: Правда, 1967.

  • Том 1. Произведения 1902—1909 гг.: «Тундра», «Погост», «Счастье», «Верю!», «Маска», «Дифтерит», «Взмах крыльев», «Поляна», «Бред», «Сад», «Убийство», «Молчальники», «Лесная топь», «Бабаев», «Воинский начальник», «Печаль полей».
  • Том 2. Произведения 1909—1926 гг.: «Улыбка», «Движения», «Испуг», «Снег», «Неторопливое солнце», «Медвежонок» и др.
  • Том 3. Произведения 1927—1936 гг.: «Живая вода», «Старый полоз», «Верховод», «Гриф и Граф», «Мелкий собственник», «Сливы, вишни, черешни» и др.
  • Том 4. Произведения 1941—1943 гг.: «Флот и крепость», «Синопский бой», «В снегах», «Старый врач», «Дрофы», «Хитрая девчонка», «У края воронки»; эпопея «Севастопольская страда» (1 и 2 части); «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким».
  • Том 5. Эпопея «Севастопольская страда» (3, 4 и 5 части).
  • Том 6. Эпопея «Севастопольская страда» (6, 7 и 8 части).
  • Том 7. Эпопея «Севастопольская страда» (9 часть); эпопея «Преображение России» — 1 часть («Валя»).
  • Том 8. Эпопея «Преображение России» — 2 и 3 части («Обреченные на гибель» и «Преображение человека»).
  • Том 9. Эпопея «Преображение России» — 4, 5 и 6 части («Пристав Дерябин», «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили»).
  • Том 10. Эпопея «Преображение России» — 7, 8 и 9 части («Утренний взрыв», «Зауряд-полк» и «Лютая зима»).
  • Том 11. Эпопея «Преображение России» — 10 и 11 части («Бурная весна» и «Горячее лето»).
  • Том 12. Эпопея «Преображение России» — 12, 13, 14, 15, 16 и 17 части («Ленин в августе 1914 года», «Капитан Коняев», «Львы и солнце», «Весна в Крыму», «Искать, всегда искать!», «Свидание»).

О писателе

  • Кранихфельд В., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч. в его книге «В мире идей и образов», т. II, СПБ, 1912);
  • Морозов М., Поэт безволия, в книге автора «Очерки по истории новейшей литературы», СПБ, 1911;
  • Горнфельд А., Путь Сергеева-Ценского, «Русское богатство», 1913, XII;
  • Бочачер М., Певец «обреченных», «Русский язык в советской школе», 1931, IV;
  • Воровский В., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т. II, М.-Л., 1931;
  • Гоффеншефер М., Движение на месте, «Литературный критик», 1933, III;
  • Усиевич Е., Творческий путь Сергеева-Ценского, «Литературный критик», 1935, № 3;
  • Плукш П.И. Сергеев-Ценский - писатель, человек. М.: Современник, 1975;
  • Шевцов И.М. Подвиг богатыря: (о Сергееве-Ценском). Тамбов: Тамбовское книжное издательство, 1960.

Примечания

  1. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. — С. 377.

Ссылки

  • Литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского в Алуште
  • Корней Чуковский «О Сергееве-Ценском»

Сергеев-Ценский, Сергей Николаевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01