Lt304888.ru

Туристические услуги

Сефи ад-Дин

25-07-2023

Мавзолей Сефи ад-Дина

Шейх Сефи ад-Дин Исхак Ардебили (Ардебиль, 12521334) (перс. شیخ صفیالدین اردبیلی‎) — основатель известного на Востоке суфийско-дервишского ордена Сефевие и родоначальник династии Сефевидов. В Иране[1](преимущественно в Азербайджане) деятельность этого ордена привела к выделению в суфизме особого направления, которое принято называть Кызылбашским (красноголовым), по цвету головных уборов членов ордена.

Содержание

Происхождение

Сефи ад-Дин родился в 1252 году в городе Ардебиле в зажиточной религиозной семье. Согласно генеалогии, сообщенной в труде Тавваккюля ибн Базза «Сафват ас-Сафа», завершенном в 1357 году, он был потомком в седьмом колене некоего Фируз Шах Зарини Колаха, курда из Санджана, который, как считается, переселился в Ардебиль примерно в XI веке[2]. Первые шейхи Сефевиды жили в Ардебиле. Их родным языком был азербайджанский (тюркский)[3] От шейха Сефи ад Дина дошло 12 четверостиший (рубаи) на местном (район Ардебиля) иранском наречии, близком современному талышскому языку и которое большинство ученых отождествляет с языком азери. [4]. Как считается, это наречие было родным языком шейха.[источник не указан 840 дней] Эти четверостишия иранисты считают важным материалом для изучения языка азери, в целом остававшегося бесписьменным.[5][6][7][8][9][10][11][12]. Впоследствии почитателями Сефи и его потомков были в основном тюркские племена, а сами Сефевиды тюркизировались[13][14]. Азербайджанский ученый М.Аббаслы настаивает на тюркском происхождении шейха, основываясь на том, что в источниках все обращаются к Сефи, как к тюрку: «эй пир-е тюрк» («эй, тюркский святой»), «тюркский юноша», «сын тюрка» и т. д. Вместе с тем, авторитетная энциклопедия «Ираника» считает его биографию именно свидетельством ираноязычности шейха. Ученые за пределами Азербайджана считают иранское происхождение Сефевидов бесспорным[13][15][16][14] [17][18].

В кругах суфиев считалось, что Сефи ад-Дин произошел в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы Кязима и, таким образом, потомком пророка Мухаммеда и Али ибн Абу Талиба; однако, это считается легендой, выдуманной для легитимизации духовной власти Севевидов.

Молодость

Потеряв отца в малолетнем возрасте Сефи получает начальное образование в окружении его религиозных последователей. Он овладевает богословскими науками и изучает, кроме родного азери[источник не указан 840 дней] и литературного персидского, арабский и монгольский языки.

Продолжает свое образование Сефи в Ширазе, куда отправляется в 20-летнем возрасте, у известных богословов Рукн ад-Дина Бейзави, Амира Абдуллаха и других. Там он наконец решается выбрать себе наставника. По совету Амира Абдуллаха Сефи останавливается на кандидатуре известного шейха из Гиляна (собственно из Талыша)[5] Гаджи ад-Дина Захиди, который был странствующим дервишем, связанным с суфийским орденом Сухравардийа.

Учение у шейха Захиди

Сефи пришлось потратить много времени на его поиски. Только через четыре года он находит шейха Захиди в горах Гиляна. Вскоре Сефи женится на дочери своего наставника — Биби Фатьме (их сын Садр ад-Дин впоследствии наследует шейху Сефи) и еще больше с ним сближается. Вместе они 25 лет проповедуют свои идеи и только в 1294 году, после смерти Захиди Гиляни, Сефи ад-Дин занимает его место главы ордена, названного впоследствии в честь Сефи Сафавийа.

Авторитет шейха Гиляни настолько высок, что многие исследователи склонны считать его действительным основателем ордена Сафавийа. Другие исследователи полагают, что известное идейно-философское направление ордена сложилось уже после смерти Гиляни.

Глава ордена

В учениках Сефи ад-Дина находились такие выдающиеся личности, как визир Ильхан Рашид-ад-Дин, сын его Гийас-ад-Дин Мухаммед Рашиди и даже сам Ильхан Абу Саид. К концу жизни шейха большинство жителей Ардебиля были его учениками. У него были мюриды и в Западном Иране (Исфагане, Ширазе и др.). Особенно сильное религиозное влияние ордена Сафавийа, как могущественного тюркского ордена, было в Малой Азии, тоже заселенной тюрками. Население этих районов, например, активно содействовало шаху Исмаилу в начальный период его продвижения к власти.

Шейха Сефи ад-Дина, так же как его учителя Захиди, считали святым, приписывали им множество чудес и материально всячески поддерживали. Если в начале организации ордена у шейха Сефиаддина был небольшой участок земли, то к концу жизни в его собственности уже находилось свыше 20 селений, подаренных ему разными феодалами. Сам Сефи ад-Дин и его орден получали огромное количество подарков. Сохранилось письмо визира Рашид ад-Дина, в котором он извещает шейха, что посылает ему подарки к одному из мусульманских праздников — пшеницы свыше 40 тонн, риса белого около 80 тонн, масла коровьего больше тонны, меду около двух тонн, гатыга пол тонны, сахара рафинада больше 300 кг, быков 30 голов, баранов 130 голов, гусей 190 штук, кур 600 штук, розовой воды 30 бутылей, деньгами 10 тысяч динаров и т. д.

Гробница

Умер и похоронен шейх Сефи ад-Дин в Ардебиле в 1334 году. Над его могилой возводится мавзолей, вокруг которого начинается строительство мечетей, караван-сараев, медресе и жилых домов, создается большой культовый центр. Здесь же погребено большинство сефевидских шейхов, включая шаха Исмаила. Реконструкция и строительство этого центра идет непрерывно, окончательный вид он приобретает в XVI веке, в период правления шаха Тахмасиба I (1524—1576 гг.).

Мавзолей шейха Сафи ад-Дина и поминальная мечеть при нем являются шедевром архитектуры Северо-Западного Ирана. Очень эффектны украшающие их глазурованные плитки разных цветов. Развитие Ардебиля во многом определялось большой популярностью у огромного числа паломников культового комплекса Сефи ад-Дина. В 2010 комплекс был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Преемники

Первыми преемниками шейха Сефи ад-Дина в качестве шейхов ордена Сафавийа в Ардебиле были его потомки Садр ад-Дин Муса (1334—1392/3), шейх Ходжа Али (1392/3—1429). Начиная с правнука Сафи ад-Дина Ибрагима Шейхшаха (1429—1447) Ардебильские шейхи приобретают светскую власть. Шейх Ибрагим Шейхшах становится правителем Ардебиля, а шейх Исмаил (1486—1524) основателем шахской династии Сефевидов нового Кызылбашского государства в Иране.

Примечания

  1. Всемирная история, т.4, М., 1959, стр. 558. Раздел «Иран к началу XVI в.»
  2. Z. V. Togan, "Sur l’Origine des Safavides, « in Melanges Louis Massignon, Damascus, 1957, III, pp. 345-57
  3. Пигулевская И.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., Беленицкий А.М. 1958
  4. Ю. Б. Юсифов. ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА. Хеннинг считал, что материал Ардебиля демонстрирует лишь говор северо-восточной окраины Азербайджана и не дает оснований для суждений о говорах основной части провинции, в иранском характере которых он при этом не сомневался [1]. Вышедшая уже после смерти Хеннинга „Энциклопедия Ираника“ отождествляет говор Ардебиля с азери безусловно[2]
  5. ↑ профессор Б. В. Миллер. Талышский язык и языки азери
  6. А.Мамедов, к.ф.н. Талыши как носители древнего языка Азербайджана
  7. Barry D. Wood, The Tarikh-i Jahanara in the Chester Beatty Library: an illustrated manuscript of the „Anonymous Histories of Shah Isma’il“, Islamic Gallery Project, Asian Department Victoria & Albert Museum London, Routledge, Volume 37, Number 1 / March 2004, Pp: 89 — 107.
  8. Payvand News. Здесь употреблено выражение Old Tati (Тати — современные остатки языка азери, сохранившиеся в некоторых селениях Иранского Азербайджана.)
  9. „Samples of the Azeri Persian language include poems written by Sheikh Safi al-Din Ardebili“ — David Menashri Central Asia Meets the Middle East. Routledge, 1998 ISBN 0-7146-4600-8, 9780714646008 p.123
  10. Habibollah Ayatollahi, Ḥabīb Allāh Āyat Allāhī, Shermin Haghshenās, Sāzmān-i Farhang va Irtibāṭāt-i Islāmī (Iran). Markaz-i Muṭālaʻāt-i Farhangī-Bayn al-Milalī Shermin Haghshenās Alhoda UK, 2003 ISBN 964-94491-4-0, 9789649449142 p.180
  11. Encyclopedia Iranica. Book 1, p. 240:
  12. Encyclopaedia Iranica. E. Yarshater, The Iranian Language of Azerbaijan
  13. 1 2 Roger M. Savory. „Safavids“ in Peter Burke, Irfan Habib, Halil Inalci:»History of Humanity-Scientific and Cultural Development: From the Sixteenth to the Eighteenth Century", Taylor & Francis. 1999. Excerpt from pg 259:"Доказательства, имеющиеся в настоящее время, приводят к уверенности, что семья Сефевидов имеет местное иранское происхождение, а не тюркское, как это иногда утверждают. Скорее всего, семья возникла в Персидском Курдистане, а затем перебралась в Азербайджан, где они переняли наречие азари, которое было местной разговорной формой тюркского, и в конечном итоге поселились в маленьком городе Ардебиль где-то в одиннадцатом веке (the present time, it is certain that the Safavid family was of indigineous Iranian stock, and not of Turkish ancestry as it is sometimes claimed. It is probable that the family originated in Persian Kurdistan, and later moved to Azerbaijan, where they adopted the Azari form of Turkish spoken there, and eventually settled in the small town of Ardabil sometimes during the eleventh century.)".
  14. 1 2 Вопрос о языке, на котором говорил шах Исмаил, не идентичен вопросу о его «расе» или «национальности». Его происхождение было смешанным: один из его бабушек была греческая принцесса Комнина. Хинц приходит к выводу, что кровь в его жилах была главным образом, не тюркской. Уже его сын шах Тахмасп начал избавляться от своих туркменских преторианцев. (The question of the language used by Shah Ismail is not identical with that of his ‘’race’’ or ‘’nationality’’. His ancestry was mixed: one of his grandmothers was a Greek princess of Trebizond. Hinz, Aufstieg, 74, comes to the conclusion that the blood in his veins was chiefly non-Turkish. Already, his son Shah Tahmasp began to get rid of his Turcoman praetorians — V. Minorsky, The Poetry of Shah Ismail, Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 10, No. 4. (1942), pp. 1053)
  15. E. Yarshater, Encyclopaedia Iranica, The Iranian Language of Azerbaijan
  16. Roger M. Savory. «Safavids» in Peter Burke, Irfan Habib, Halil Inalci:"History of Humanity-Scientific and Cultural Development: From the Sixteenth to the Eighteenth Century", Taylor & Francis. 1999. Excerpt from pg 259:"Доказательства, имеющиеся в настоящее время, приводят к уверенности, что семья Сефевидов имеет местное иранское происхождение, а не тюркское, как это иногда утверждают. Скорее всего, семья возникла в Персидском Курдистане, а затем перебралась в Азербайджан, где ассимилировалась с говорящими по-тюркски азерийцами, и в конечном итоге поселились в маленьком городе Ардебиль где-то в одиннадцатом веке (the present time, it is certain that the Safavid family was of indigineous Iranian stock, and not of Turkish ancestry as it is sometimes claimed. It is probable that the family originated in Persian Kurdistan, and later moved to Azerbaijan, where they adopted the Azari form of Turkish spoken there, and eventually settled in the small town of Ardabil sometimes during the eleventh century.)".
  17. LINK)
  18. EBN BAZZAZ Encyclopedia IranicaThis official version contains textual changes designed to obscure the Kurdish origins of the Safavid family and to vindicate their claim to descent from the Imams.

Источники

  • М. Аббаслы 2 // К вопросу о происхождении Сефевидов. — Изв. А. Н. Азерб. ССР Сер. лит. и искусст., 1973. — С. 36. — ISBN 5-09-002630-0
  • И. П. Петрушевский Ислам в Иране в VII—XV веках. — Ленинград, 1966.
  • Дж. С. Тримингем Суфийские ордены в исламе. — М.: Наука, 1989.

Сефи ад-Дин.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01