25-07-2023
Шейх Сефи ад-Дин Исхак Ардебили (Ардебиль, 1252—1334) (перс. شیخ صفیالدین اردبیلی) — основатель известного на Востоке суфийско-дервишского ордена Сефевие и родоначальник династии Сефевидов. В Иране[1](преимущественно в Азербайджане) деятельность этого ордена привела к выделению в суфизме особого направления, которое принято называть Кызылбашским (красноголовым), по цвету головных уборов членов ордена.
Содержание |
Сефи ад-Дин родился в 1252 году в городе Ардебиле в зажиточной религиозной семье. Согласно генеалогии, сообщенной в труде Тавваккюля ибн Базза «Сафват ас-Сафа», завершенном в 1357 году, он был потомком в седьмом колене некоего Фируз Шах Зарини Колаха, курда из Санджана, который, как считается, переселился в Ардебиль примерно в XI веке[2]. Первые шейхи Сефевиды жили в Ардебиле. Их родным языком был азербайджанский (тюркский)[3] От шейха Сефи ад Дина дошло 12 четверостиший (рубаи) на местном (район Ардебиля) иранском наречии, близком современному талышскому языку и которое большинство ученых отождествляет с языком азери. [4]. Как считается, это наречие было родным языком шейха. Эти четверостишия иранисты считают важным материалом для изучения языка азери, в целом остававшегося бесписьменным.[5][6][7][8][9][10][11][12]. Впоследствии почитателями Сефи и его потомков были в основном тюркские племена, а сами Сефевиды тюркизировались[13][14]. Азербайджанский ученый М.Аббаслы настаивает на тюркском происхождении шейха, основываясь на том, что в источниках все обращаются к Сефи, как к тюрку: «эй пир-е тюрк» («эй, тюркский святой»), «тюркский юноша», «сын тюрка» и т. д. Вместе с тем, авторитетная энциклопедия «Ираника» считает его биографию именно свидетельством ираноязычности шейха. Ученые за пределами Азербайджана считают иранское происхождение Сефевидов бесспорным[13][15][16][14] [17][18].
В кругах суфиев считалось, что Сефи ад-Дин произошел в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы Кязима и, таким образом, потомком пророка Мухаммеда и Али ибн Абу Талиба; однако, это считается легендой, выдуманной для легитимизации духовной власти Севевидов.
Потеряв отца в малолетнем возрасте Сефи получает начальное образование в окружении его религиозных последователей. Он овладевает богословскими науками и изучает, кроме родного азери
и литературного персидского, арабский и монгольский языки.Продолжает свое образование Сефи в Ширазе, куда отправляется в 20-летнем возрасте, у известных богословов Рукн ад-Дина Бейзави, Амира Абдуллаха и других. Там он наконец решается выбрать себе наставника. По совету Амира Абдуллаха Сефи останавливается на кандидатуре известного шейха из Гиляна (собственно из Талыша)[5] Гаджи ад-Дина Захиди, который был странствующим дервишем, связанным с суфийским орденом Сухравардийа.
Сефи пришлось потратить много времени на его поиски. Только через четыре года он находит шейха Захиди в горах Гиляна. Вскоре Сефи женится на дочери своего наставника — Биби Фатьме (их сын Садр ад-Дин впоследствии наследует шейху Сефи) и еще больше с ним сближается. Вместе они 25 лет проповедуют свои идеи и только в 1294 году, после смерти Захиди Гиляни, Сефи ад-Дин занимает его место главы ордена, названного впоследствии в честь Сефи Сафавийа.
Авторитет шейха Гиляни настолько высок, что многие исследователи склонны считать его действительным основателем ордена Сафавийа. Другие исследователи полагают, что известное идейно-философское направление ордена сложилось уже после смерти Гиляни.
В учениках Сефи ад-Дина находились такие выдающиеся личности, как визир Ильхан Рашид-ад-Дин, сын его Гийас-ад-Дин Мухаммед Рашиди и даже сам Ильхан Абу Саид. К концу жизни шейха большинство жителей Ардебиля были его учениками. У него были мюриды и в Западном Иране (Исфагане, Ширазе и др.). Особенно сильное религиозное влияние ордена Сафавийа, как могущественного тюркского ордена, было в Малой Азии, тоже заселенной тюрками. Население этих районов, например, активно содействовало шаху Исмаилу в начальный период его продвижения к власти.
Шейха Сефи ад-Дина, так же как его учителя Захиди, считали святым, приписывали им множество чудес и материально всячески поддерживали. Если в начале организации ордена у шейха Сефиаддина был небольшой участок земли, то к концу жизни в его собственности уже находилось свыше 20 селений, подаренных ему разными феодалами. Сам Сефи ад-Дин и его орден получали огромное количество подарков. Сохранилось письмо визира Рашид ад-Дина, в котором он извещает шейха, что посылает ему подарки к одному из мусульманских праздников — пшеницы свыше 40 тонн, риса белого около 80 тонн, масла коровьего больше тонны, меду около двух тонн, гатыга пол тонны, сахара рафинада больше 300 кг, быков 30 голов, баранов 130 голов, гусей 190 штук, кур 600 штук, розовой воды 30 бутылей, деньгами 10 тысяч динаров и т. д.
Умер и похоронен шейх Сефи ад-Дин в Ардебиле в 1334 году. Над его могилой возводится мавзолей, вокруг которого начинается строительство мечетей, караван-сараев, медресе и жилых домов, создается большой культовый центр. Здесь же погребено большинство сефевидских шейхов, включая шаха Исмаила. Реконструкция и строительство этого центра идет непрерывно, окончательный вид он приобретает в XVI веке, в период правления шаха Тахмасиба I (1524—1576 гг.).
Мавзолей шейха Сафи ад-Дина и поминальная мечеть при нем являются шедевром архитектуры Северо-Западного Ирана. Очень эффектны украшающие их глазурованные плитки разных цветов. Развитие Ардебиля во многом определялось большой популярностью у огромного числа паломников культового комплекса Сефи ад-Дина. В 2010 комплекс был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первыми преемниками шейха Сефи ад-Дина в качестве шейхов ордена Сафавийа в Ардебиле были его потомки Садр ад-Дин Муса (1334—1392/3), шейх Ходжа Али (1392/3—1429). Начиная с правнука Сафи ад-Дина Ибрагима Шейхшаха (1429—1447) Ардебильские шейхи приобретают светскую власть. Шейх Ибрагим Шейхшах становится правителем Ардебиля, а шейх Исмаил (1486—1524) основателем шахской династии Сефевидов нового Кызылбашского государства в Иране.
Сефи ад-Дин.