Lt304888.ru

Туристические услуги

Силезские интерурбаны

29-05-2023

Tramwaje Śląskie
Трамвайная система
Страна

Польша

Город

Катовице, Бендзин, Бытом, Хожув, Челядзь, Домброва-Гурнича, Гливице, Мысловице, Руда-Слёнска, Семяновице-Слёнске, Сосновец, Свентохловице и Забже, а также их окрестности

Тип системы

трамвай-интерурбан

Дата открытия

27 мая 1894 паровой узкоколейный , 1899 (электрический трамвай)

Количество маршрутов

33

Длина контактной сети

341 км в двухпутном исч.

Количество трамвайных парков

5 действующих

Количество вагонов

351

Модели эксплуатируемых трамваев

Konstal, Duwag, Citadis LRT

Ширина колеи

1435 (с 1912)

Тип питания

контактная подвеска для пантографа

Напряжение контактной сети

600= V

Протяжённость самого длинного маршрута

22,45 км (№ 21)

Компания-перевозчик

«Tramwaje Śląskie S.A.»

Трамвай Konstal 116Nd

Силезские Трамваи — одна из крупнейших трамвайных систем в мире, существует с 1894 года. Система простирается более чем на 50 километров (с востока на запад) в Верхней Силезии (Южная Польша) и охватывает 13 городов (главный город района Катовице, Бендзин, Бытом, Хожув, Челядзь, Домброва-Гурнича, Гливице, Мысловице, Руда-Слёнска, Семяновице-Слёнске, Сосновец, Свентохловице и Забже) и их предместья. Район высокоиндустриализирован (угледобыча, коксохимия, металлургия и другие отрасли промышленности; с 1990-х переживают упадок) и имеет суммарное население более 2 миллионов человек.

Вся сеть обслуживается и управляется акционерным обществом «Силезские трамваи» (польск. Tramwaje Śląskie S.A.), 100 % акций которого принадлежит Коммунальному союзу сообщений Верхнесилезского промышленного округа (польск. Komunikacyjny Związek Komunalny Górnośląskiego Okręgu Przemysłowego).

Содержание

Основная информация

Схема трамвайной сети Силезии
Другая схема трамвайной сети Силезии
  • Колея: 1435 мм (стефенсоновская).
  • Полная протяжённость: 341 км, в т. ч.:
    • двухпутных участков: 225,5 км;
    • однопутных участков: 96,5 км;
    • в депо: 24 км.
  • Число маршрутов: 33
  • Число пассажирских поездов: 351.
  • Ежедневный выпуск вагонов на линии: приблизительно 300
  • Число депо: 5 (Бендзин, Хожув-Баторы, Бытом-Строшек, Гливице, Катовице-Заводзе)
  • Самый длинный маршрут: 22,45 км (№ 21)
  • Самый короткий маршрут: 1,34 км (№ 38)

История

Первым участком сети стала узкоколейная (785 мм) железная дорога на паровой тяге Гливице—Забже—Руда-Слёнска—Бытом—Вельке-Пекары общей протяжённостью 34,5 км. Она была открыта в течение 1894 года в три очереди: 27 мая Бытом—Вельке-Пекары, 26 августа Гливице—Забже, 30 декабря Забже—Бытом. Владельцем железной дороги было берлинское акционерное общество «Верхнесилезские паровые трамваи» (нем. Oberschlesische Dampfstrassenbahnen AG). К концу первого года работы было перевезено 853 158 пассажиров. В 1896 году вступили в строй линии Катовице—Семяновице и Катовице—Хожув. В следующем году была открыта линия Хожув—Семяновице.

В сентябре 1898 года, когда протяжённость сети достигла примерно 75 км, была начата её электрификация. Общество «Силезская малая железная дорога» (нем. Schlesiche Kleinbahn AG, польск. Śląskie Kolejki) открыло в 1899 году движение электрических трамваев на линии Катовице—Хожув. Через год открылась линия Катовице—Мысловице. В 1900 году трамваи перевезли 7 603 856 пассажиров. В 1904 году сеть объединилась под единым управлением.

В 1912 году в Катовице была построена линия стандартной колеи (1435 мм). В 1913 году была открыта отдельная система, соединяющая Бытом с предместьями и деревнями к западу от города. После Первой мировой войны и Силезских восстаний трамвайная сеть была разделена между Польшей и Германией — появилось международное сообщение (до 1937-го). В 1928 году другая система стандартной колеи была построена в Сосновце, Бедзине и Домброве-Гурниче (в так называемом Домбровском угольном бассейне, примыкающем к Верхнесилезскому угольному бассейну). Между 1928 и 1936 годами большая часть первоначальной узкоколейной сети была перешита на стандартную колею (хотя последняя узкоколейная линия, Семяновице-Слёнске—Хожув, оставалась до 1952-го). Это позволило связаться с новой системой в Сосновце (сообщение между Хожувом и Сосновцем через Катовице было установлено в 1931-м).

Во время Второй мировой войны немецкие власти решили объединить все системы, существующие с тех пор как единая сеть (хотя старые границы всё ещё легко прослеживаются). Система маршрутов, введённая в 1940 году при объединении системы, используется до сих пор. В 1951 году система была передана под управление государственной компании (Катовицкое воеводское предприятие сообщений) и до 1970-х расширялась и частично модернизировалась, достигнув максимальной длины в конце 1970-х (приблизительно 235 км). С конца 1960-х классический подвижной состав был заменён современными вагонами, основанными на американской концепции PCC. В 1980-е некоторые из немодернизированных сельских линий были демонтированы (самая длинная линия от Бытома до Вешовы с ответвлением к Столяжовице).

В конце 1980-х произошли изменения в Польше (сворачивание социализма), которые не улучшили службу трамвая — напротив, состояние трамвайной компании (АО «Трамвае Слёнске») ухудшалось с каждым годом с середины 1990-х. Последняя новая линия была построена в 1980—1982 годах (между Сосновцем и Загуже). В конце 1990-х линия Бытом—Хожув—Катовице должна была быть модернизирована по стандартам ЛРТ. Из-за недостатка финансов, модернизация была выполнена только частично (включая закупку 17 низкопольных вагонов нового типа Цитадис производства концерна Альстом).

Современность

Сегодня хронический недостаток фондов виден на каждом шагу. Проводится только самый срочный ремонт, состояние подвижного состава (возраст вагонов главным образом 15-35 лет) и инфраструктура плохи. В 2006 году две линии (8 Бытом-Дброуки Вилки и 25 Będzin-Wojkowice) были закрыты, однако их текущая замена автобусами очень неудачна. Даже когда скорости трамвая не высоки, и они проигрывают соревнование с автобусами, они достигают центральных областей городов и городов, закрытых для дорожного движения и избегают большинства пробок. Однако, большой потенциал системы, которая была и всё ещё должна быть основой транспорта, кажется, не используется.

В 2006 году принята программа реконструкции сети. На смену Государственному унитарному предприятию пришло коммерческое акционерное общество «Силезские трамваи».

Подвижной состав

Пассажирские вагоны (скобки: число единиц в рабочем состоянии (февраль 2006-го) / даты производства):

  • Тип N — классический вагон с четырьмя колесами (2/ 1949, 1951)
  • Тип 102Na — кузов производился в польском варианте PCC- типа 13N (20/ 1970—1973)
  • Тип 105N/Na — короткий вагон, с электрической системой, основанной на PCC технологии (326/ 1973—1992)
  • Тип 111N — двунаправленная версия типа 105Na (6/ 1993)
  • Тип 116 — низкопольный вагон Citadis LRT (17/ 2000—2001)

Специальные вагоны: приблизительно 50 вагонов, главным образом типов N и 4N, хотя много вагонов других типов находятся в рабочем состоянии (включая учебные вагоны, рабочие вагоны, вагоны обслуживания контактной сети, снегоочистители, трейлеры, платформы).

Музейные вагоны: классический вагон N, типичный моторный вагон типа 4N, трейлер, произведённый в 1950-х, отремонтированный в 2000—2001 годах.

Маршруты

Интересные факты

Хотя и Силезская трамвайная система является междугородней, г. Катовице включен в рейтинг городских трамвайных систем и занимает там 5-е место.

Ссылки

  • Официальный сайт компании «Силезские трамваи»  (польск.). Архивировано из первоисточника 1 марта 2012. Проверено 2 апреля 2011.

Силезские интерурбаны.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01